Рамачарака. ОСНОВЫ МИРОСОЗЕРЦАНИЯ ИНДИЙСКИХ ЙОГОВ

- Оглавление -


<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>




Чтение Девятое

ПСИХИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ

Одно из явлений, смущавших ученых исследователей истории человечества, это было постоянное повторение рассказов, легенд и преданий относительно людей, обладавших различным формами сверхнормального психического влияния на других людей. Такие люди, по рассказам, бывали во все времена и у всех народов. Ученым легко было отделаться от примитивных форм этих рассказов, объясняя их как результат различных форм суеверия, которые особенно часто встречаются у народов, стоящих на низкой ступени развития. Но, перевертывая дальше страницы истории, ученые находили, что те явления, которые они отнесли к суевериям, продолжали существовать и у более культурных народов, не только уменьшаясь, но как будто увеличиваясь в числе и делаясь разнообразнее. От первобытного колдовства африканских дикарей идет прямая линия к средневековью и к эпидемиям колдовства в Новой Англии, а оттуда к, нашему времени, к современной практике медиумизма и психизма, рассказами о которых полны газеты западного мира. Что такое все эти истории о месмерическом влиянии, о гипнотизме, о личном магнетизме, о духах, о влиянии умерших, о прочем, как не та же самая знакомая нам с глубокой древности легенда. Книги всех веков полны историями о сверхнормальном психическом влиянии одних людей на других. Например, Библия содержит много примеров пользования таким влиянием для добрых или злых целей.

В настоящее время внимание публики очень часто привлекают к себе удивительные примеры проявления особой силы ума, которая называется личным магнетизмом. В западных странах можно часто слышать выражение, что тот или другой человек обладает или не обладает личным магнетизмом. Много бессмыслицы писалось на эту тему, много выдвигалось странных теорий для объяснения этих явлений и много фантастических утверждений относительно самих явлений. Однако истина гораздо более удивительна, чем самый фантастический вымысел, в самой истине больше странного и непонятного, чем во всем, что писалось и говорилось относительно нее. Дело в том, что под всеми рассказами, верными и неверными, относительно сверхнормального психического влияния одних людей на других лежит совершенно твердое основание, состоящее из реальных фактов, таких фактов, какие даже не снятся людям, стремящимся кормить публику сенсационными рассказами о всевозможных чудесах.

Нам не нужно указывать нашим читателям, что на Востоке много столетий тому назад знали и практиковали всевозможные формы оккультизма и обладали секретами, раскрытия которых так упорно и настойчиво ищут западные исследователи. Капельки знания просачивались сквозь оболочку тайн, и их жадно хватали западные писатели, строя на них самые удивительные утверждения и теории.

Значительная часть того, что называется оккультизмом, будет еще долго оставаться скрытой и должна быть скрываема в силу низкого развития человеческой расы и неподготовленности людей для принятия всей этой тайной мудрости. Дать читающей публике даже малую часть этих скрытых учений в наше время было бы опасно. Это могло бы навлечь на человечество несчастья гораздо более сильные, чем все, какие оно испытало до сих пор. И это происходило бы совсем не от того, что какое-нибудь зло заключается в самих учениях, но просто потому, что люди еще слишком эгоистичны, и потому, что они стали бы пользоваться огромными силами, даваемыми тайными знаниями, для своих личных целей и выгод во вред своим братьям-людям. Разумеется, они не могли бы нанести никакого серьезного вреда другим, если бы все были осведомлены одинаково относительно действия тайных сил. Но для этого нужно, чтобы все люди были не ниже известного уровня культурного развития и были бы способны противопоставить тайным влияниям на них такие же тайные средства защиты. Тогда эгоистические покушения людей, познакомившихся с оккультизмом для своих личных выгод, не были бы опасны. Но так как в настоящее время интеллектуальное развитие большинства еще очень низко и многие не в состоянии приобрести никаких знаний, то это знание приходится скрывать. Как известно всем оккультистам, никакая черная магия не может принести вреда человеку, который знает свое собственное место в природе и знает свои собственные силы, при помощи которых он может противостоять каким бы то ни было покушениям создать нежелательное влияние на его ум или на его чувства. Но есть люди, которые приобрели маленькие обрывочки оккультных знаний, не обладая в то же время достаточным духовным развитием, которое указало бы им правильные и должные способы применения этих знаний. И, обыкновенно, человек ничего не знает об этих вещах, его трудно даже заставить поверить им, и поэтому он является совершенно беспомощным перед психическими покушениями со стороны людей, эгоистически пользующихся оккультными знаниями.

Неправильное пользование сверхнормальным психическим влиянием всегда было известно оккультистам под именем "черной магии". Очень часто этим словом обозначают остатки суеверий, идущих от средних веков, но это не верно. Черная магия, если ее понимать правильно, есть совершенно реальная вещь и практикуется в наше время больше, чем когда-либо. Правда, люди, практикующие ее, сами создают для себя очень тяжелые последствия, потому что самая маленькая частичка оккультной энергии, затраченная в эгоистических и враждебных другим людям целях, неизбежно обратится с удесятеренной силой против человека, который ею пользовался, и нанесет ему гораздо больше вреда, чем он сам собирается нанести другим. Но это – в будущем. В каждый данный момент черная магия дает всегда результаты, и всегда есть люди, способные влиять на других неправильными способами и извлекать из этих влияний материальные выгоды или материальные наслаждения. Люди гораздо чаще, чем они это думают, подчиняются таким влияниям. И хотя многие бы стали смеяться над этим и приняли бы за шутку или за оскорбление, если бы им говорили, что они подчиняются влиянию людей, занимающихся черной магией, тем не менее в этих утверждениях часто очень много правды, хотя скептики и склонны рассматривать утверждающих это как фантазеров или людей психически ненормальных.

К счастью, лица, способные подобным образом пользоваться оккультными силами и знаниями, обыкновенно знают очень мало и могут владеть только самыми простейшими формами оккультного знания, с которыми нетрудно бороться. Несмотря на это, имея дело с людьми, совершенно ничего не знающими по данному вопросу, они способны достигать значительных результатов при помощи своих даже несовершенных знаний. Многие люди находят, иногда даже совершенно случайно, что они могут при помощи известных внутренних приемов влиять на других, и, совершенно не зная источника своей силы, они пользуются ей совершенно так же, как пользуются физической силой или умственными способностями; но у таких людей постепенно начинает появляться понимание, откуда идет их сила. Тогда происходит одно из двух: или, поняв источник своей силы, они перестают ею пользоваться, или же, наоборот, стараются укрепить в себе и развить возможность влияния на других. Другие совершенно сознательно изучают оккультизм, именно для того, чтобы приобрести какие-нибудь знания, относящиеся к возможности влияния на других людей. Эти уже прямо идут по дороге к черной магии, хотя обыкновенно и не сознают всего, что они делают, и не понимают всего вреда, какой они этим приносят самим себе. Со всех сторон к человеку, пошедшему таким путем, идут предостережения и внутренние, и внешние и ему даются все шансы вовремя остановиться и отказаться от опасного пути. Но многие, как это кажется со стороны, совершенно не понимают опасности, на которую идут, и риска, которому они подвергаются, и даже как будто соглашаются на все опасности и на весь риск, точно зачарованные и ослепленные тем маленьким увеличением сил, которое получают.

К счастью, в природе все устроено так мудро, что эти люди могут уйти только очень недалеко в своей эгоистической деятельности, так как в природе действует много сил, ставящих непреодолимые препятствия всем их усилиям. Самая маленькая добрая мысль, случайно созданная человеком, является огромной противодействующей силой эгоистическим стремлениям влиять на других людей сверхнормальными психическими способами. Это – одна из оккультных истин.

Но кроме тех сил, которые составляют элементы "черной магии", о которой мы упоминаем здесь только между прочим, чтобы предостеречь людей от ее опасных путей, у многих являются сверхнормальные силы и способности, отличающие их от других. В этих силах нет ничего темного: они не соединяются ни с какими эгоистическими тенденциями, и их действие – обыкновенно положительного характера, чувствуется всеми окружающими людьми. Очень часто встречаются люди, почему-то имеющие влияние на всех, соприкасающихся с ними: иногда довольно бывает одного взгляда на такого человека, чтобы увидеть, что он непременно должен иметь влияние на других. Некоторые люди как-то единственным образом являются вождями и учителями, а другие так же естественно делаются учениками и последователями. Сильные, положительного характера, люди естественным образом выдвигаются во всех областях жизни, и именно об этих людях говорят, что они обладают силами личного магнетизма, о тех же людях, которые всегда остаются в стороне, всегда незаметны, говорят, что у них нет личного магнетизма. Но что подразумевается под выражением личный магнетизм? Может ли кто-нибудь дать на этот вопрос ясный ответ? Много теорий предлагалось для объяснений тех явлений, которые связаны с "личным магнетизмом", и создавалось очень много систем и методов для развития сил личного магнетизма. В Европе, а особенно в Америке, существует много лиц, называющих себя учителями, способными будто бы учить людей пользоваться практически этими чудесными силами. Подобные лица утверждают, что они открыли секрет этой силы, и предлагают лечить других людей за плату, Они печатают фантастические и сенсационные объявления, стремятся привлечь покупателя к своему товару, и многие из них обращаются к эгоистическим и даже низменным инстинктам людей, обещая им путь к счастью, славе, успеху, больше всего к успеху и к влиянию на других людей. В большинстве случаев эти учителя совершенно безвредны, потому что они абсолютно ничему не могут научить своих учеников. Можно только пожалеть их учеников, потому что вместо настоящего знания они получат от своих учителей целые горы всяких суеверий. Но, в некоторых редких случаях, учителя обладают некоторыми знаниями предмета, достаточными для того, чтобы дать другим людям указания, каким образом можно развить до известной степени способности сверхнормального влияния, особенно на слабых людей, при том незнакомых или мало знакомых с данным вопросом. К счастью, можно сказать, что большинство покупателей оккультного знания не обладают достаточной верой ни в себя, ни в те учения, которые им преподаются для того, чтобы вложить в оккультную практику достаточно энергии. Но некоторые, хотя и очень немногие, обладают достаточной верой и в себя, и в своих учителей и вкладывают много энергии в те приемы, которые изучают. Тогда они могут причинить значительный вред слабохарактерным и невежественным людям, пользуясь для низких и эгоистичных целей силами, которые предназначены для действия в самых высоких целях. Но главный вред они нанесут, конечно, себе, прежде всего тем, что до чудовищных размеров разовьют в себе эгоизм и ложную уверенность в своих силах и знаниях. Они окружают себя иллюзиями своей силы – и помощи, которые они получают оккультным путем. В действительности они становятся только более одинокими, и рано или поздно у них раскроются глаза, и они увидят обман, каким себя окружили. Все эти явления должны исчезнуть, когда человечество выше поднимется по пути знания и понимания оккультных истин. И в наше время люди, глубже понимающие вопросы, делают все, что они могут для того, чтобы передать людям истинное знание, при помощи которого они могли бы психически защищать себя от нежелательных влияний, и не подчиняться искушению пользоваться высшими силами для эгоистических целей.

Люди, достигшие духовного развития, только смеются над всеми попытками психически повлиять на них, потому что никакие подобные покушения им не опасны. Это происходит потому, что внутренне такие люди находятся настолько высоко, что эгоистические стремления до них достигнуть не могут. Дальше нам придется говорить о методах самозащиты против нежелательных влияний, которые должны быть известны людям, еще не достигшим такой высоты духовного развития. Но прежде мы дадим читателям общие идеи и приведем несколько примеров психического влияния, какое встречается в наше время.

Но мы хотим, чтобы нас ясно поняли, что мы совсем не имеем намерения раскрывать какие бы то ни было оккультные тайны, тем более, что такие тайны и не могут быть раскрыты подобным образом. Наша задача – указать средства самозащиты. Мы еще раз обращаем внимание наших читателей на то, что все попытки использования оккультных тайн, оккультного знания для эгоистических целей, даже тогда, когда это знание только воображаемое, всегда приносит вред прежде всего и больше всего тому человеку, который стремится к этим эгоистическим целям. Если бы люди только знали, какое огромное количество разных несчастий они могут навлечь на себя неправильной оккультной практикой, – они отбросили бы от себя всякую мысль об этом, как человек отбрасывает ядовитую змею, которая казалась мертвой и начала оживать от тепла в его руках. Оккультные силы предназначены для пользования ими в интересах всего человечества, а совсем не в интересах отдельных лиц. Поэтому люди, заигрывающие с этими силами, играют с огнем или со взрывчатыми веществами огромной силы, действие которых прежде всего самым ужасным образом отразится на них самих.

Хотя многие западные писатели отрицают это, настоящие оккультисты знают, что все формы психического влияния, включая так называемый личный магнетизм, месмеризм, гипнотизм, внушение и пр., – это только различные проявления одного и того же. Что такое это одно, легко могут понять читатели, внимательно следившие за нашей мыслью в предыдущих главах. Эта сила есть сила ума человека, сознательно пользующегося некоторыми своими способностями, о которых не подозревают другие люди. Если читатель хорошо помнит все, что мы говорили относительно силы инстинктивного ума, относительно динамики мысли, о телепатии, о мыслеформах, а также о могуществе праны, он легко поймет все то, что мы теперь имеем намерение сказать.

Что значит психическое влияние, подразумевая под этим словом все известные нам формы такого влияния? Из чего состоит это влияние, из чего оно создается, чем приводится в действие, каковы его результаты? Попробуем ответить на эти вопросы.

Мы должны начать с инстинктивного ума. Мы говорили раньше, в чтении втором, относительно свойств этой части ума. Даже в низших формах человеческой жизни мы видим, что инстинктивный ум уже поддается действию пятого начала ума, т.е. интеллекта. И на высших ступенях развития, доступного человеку, мы видим, как интеллект не только контролирует действия инстинктивного ума, но уже подчиняет их себе и избегает ошибок менее развитого человека, который мешает правильному действию инстинктивного ума, посылая ему интеллектуальные внушения ненужного характера и в нужное время, нанося этим себе большой вред.

Теперь мы оставим все другие стороны инстинктивного ума и будем говорить только о той роли, какую он может играть в психическом влиянии. Это – очень важная часть его деятельности, и очень важная часть его способности психического влияния, так как без инстинктивного ума не могло бы быть никаких психических влияний. Дело в том, что психическое влияние обращено всегда именно на инстинктивный ум. Инстинктивный ум есть тот инструмент, на котором играет психическое влияние. Мы очень часто говорим, что влиянию подвергается интеллект, но это обыкновенно неверно. Влияние на интеллект может быть только очень слабое, и не приносящее большого вреда. Человек подчиняется чужому влиянию против своего интеллекта, несмотря на свой интеллект, а никак не через интеллект. И влияние так сильно воспринимается инстинктивным умом, что он действует, подчиняясь только этому влиянию, несмотря ни на какие протесты интеллекта. Многие люди, вспоминая момент, когда они были подчинены чужому влиянию, утверждают, что это было именно так. Очень часто можно слышать, как человек говорит, что он прекрасно сознавал, что делать того или другого не следовало, но уже не мог остановиться, потому что подчинился чужому влиянию.

Мы начнем с того, что называется внушением и что лежит в основе всех форм психического влияния, как непосредственного, так и на расстоянии. Под словом внушение мы подразумеваем влияние на мысли или действия другого человека или контроль над этими мыслями и действиями при помощи положительного приказания или тонкого намека на желаемый результат или комбинации того и другого вместе. Личное внушение – это самая обыкновенная вещь в нашей жизни. Мы постоянно делаем и воспринимаем внушения, сознательные и бессознательные. И человек едва ли может перестать давать и принимать внушения, пока его жизнь связана с жизнью других людей, пока он слышит их голоса или читает то, что они писали или печатали. Эти постоянные внушения обыкновенно не играют особенной роли, в них нет силы сознательного внушения, которое именно и создает "искусство внушать". Попробуем рассмотреть более подробно, каким образом получаются внушения, и каким образом люди действуют, подчиняясь им.

Как мы уже говорили, в более примитивных формах жизни инстинктивный ум действует один, без всякого влияния интеллекта, совершенно бессознательно, как в растениях; по мере того, как повышается степень эволюции, в животном начинает как будто светиться смутное сознание себя и окружающих вещей, и оно начинает как будто исследовать или сравнивать различные впечатления. Животному помогает защищаться от врагов это сознание, которое проявляется в нем через инстинктивный ум. Некоторые животные развиваются быстрее других. В силу этого у диких животных всегда можно наблюдать как бы вождей или вожаков стада, предостерегающих других в момент опасности, отыскивающих пищу и пр. Эти вожаки занимают свое место совсем не потому, чтобы они были сильнее физически, как это иногда утверждают зоологи, а именно потому, что у них лучше развит инстинктивный ум, сильнее развита деятельность инстинктов, потому что они хитрее, "умнее" своих собратьев. Хитрое животное скорее сознает и чувствует опасность, скорее найдет средства избежать ее, скорее найдет новый способ достать пищу, преодолеть врага или захватить добычу. Всякий, кому приходилось близко наблюдать домашних животных или кто изучал жизнь диких животных, поймет, что мы хотим сказать. У животных, живущих стадами, большинство всегда следует за вожаком, и следует обыкновенно совершенно слепо.

То же самое явление повторяется в истории человечества. Всегда у людей были вожаки, и всегда люди подчинялись этим вожакам. С самого начала истории человечества и до настоящего времени повторяется одно и то же. Единицы ведут, и толпы следуют за ними. Человек – это послушное и подражательное животное. Огромное большинство людей и в наше время подобно стаду овец. Они слышат звон бубенчиков своего вожака и идут за ним, сами не разбирая, куда идут. И заметьте еще один очень интересный факт, указывающий на крайне важную сторону вопроса. Вожди людей совсем не непременно люди большого интеллектуального достижения, большого книжного знания. Наоборот, гораздо чаще бывает, что вожди людей совсем не являются интеллектуальными светилами. Это обыкновенно люди, чувствующие внутри себя нечто, что можно назвать сознанием силы, ощущением реального источника силы и могущества.

Это ощущение очень часто совсем не идет через интеллект. Человек может не понимать его, не умеет о нем рассказать, он просто чувствует, что обладает властью и силой и может пользоваться этой властью и силой, когда захочет. Такое ощущение всегда даст человеку возможность заставить других верить тому же самому, и невольным образом человек начинает пользоваться своей властью. Он чувствует реальность своего "Я", он чувствует себя индивидуальностью, единицей, реальным существом и инстинктивно старается проявить во всем свое "Я". Обыкновенно такие люди совсем не понимают источника своей силы, это у них, простое ощущение, и они естественным образом пользуются силами, идущими из этого ощущения так же, как пользуются другими силами. Они влияют на других, сами не понимая, каким образом это делают, и часто даже удивляясь полученным результатам. Мы должны постараться понять, каким образом получаются эти результаты.

Прежде всего посмотрим на людей, подпадающих влиянию. На какую часть их душевного аппарата производится действие? Конечно, на инстинктивный ум! Почему же их инстинктивный ум так легко поддается влиянию? У других людей он как будто защищен гораздо лучше. Это именно и есть главный пункт, рассматривая который, мы поймем все, что относится к данному вопросу.

В диком состоянии, на первоначальных стадиях процесса эволюции, инстинктивный ум не поддавался никаким внушениям, потому что нечему было влиять на него. Но по мере того, как человек развивался, делался индивидуумом с проблесками сознания своей индивидуальности и связанной с ней реальной силой, он чувствовал, что должен подчиняться другому человеку, у которого сильнее развито сознание его индивидуальности, который сильнее ощущает свое "Я" и поэтому влияет на инстинктивный ум другого человека. Инстинктивный ум менее сознательного человека легко принимает такие внушения и действует согласно внушению более сильного "Я". Он как бы раскрывается перед мысленными волнами, идущими от другого человека, впитывает их в себя и подчиняется, им.

Заметьте еще раз, что сознание силы своего "Я" совсем не принадлежит человеку большого интеллектуального достижения, интеллектуальной культуры или человеку больших знаний, хотя, конечно, высокое интеллектуальное развитие может очень сильно увеличить способность "Я", если человек уже обладает ею. Но часто можно видеть, как совершенно необразованные люди проявляют такую силу своего "Я", какой подчиняются люди, бесконечно более знающие и более ученые, чем они сами. Но в то же время, когда данной силой пользуются люди, не обладающие достаточными знаниями, они никогда не смогут извлечь из нее всего того, что извлек бы человек больших знаний и широкого интеллектуального развития. Но, тем не менее, они пользуются большим влиянием на людей своего класса и даже, как мы уже говорили, на людей, интеллектуально стоящих выше, чем они сами. Сила личного влияния не зависит от способности инстинктивного мышления: это дело сознания. Кто обладает ею, тот как бы иначе чувствует свое "Я". И хотя часто это создает нелепо развитую самоуверенность, ложную гордость, тщеславие и самомнение, однако человек, обладающий этим сознанием, всегда в большей или меньшей степени может влиять на других и прокладывать себе дорогу в мире. Люди дали проявлению своего сознания имя "уверенности в себе". Вы легко узнаете их, если посмотрите вокруг себя. Существуют, конечно, различные степени этого сознания, и в тех случаях, когда все остальные стороны характеров двух людей одинаковы, – человек, обладающий таким сознанием, всегда будет пользоваться влиянием и властью над тем человеком, который таким сознанием не обладает. Это сознание "Я" может быть развито и увеличено, но, бесспорно, оно стоит ниже духовного развития, сила которого значительно превосходит эту способность, действующую только на ментальной плоскости.

Возвращаясь к вопросу о том, каким образом инстинктивный ум попадает под чужое влияние, мы можем сказать, что человек, у которого в достаточной мере развито сознание своего Я, внушает известную идею инстинктивному уму, а последний естественно ищет кому бы передать полученное приказание или внушение. Он находит, что инстинктивные умы многих других людей настолько пассивны, что подчиняются его внушениям. Люди, у которых сознание их Я слабо, обыкновенно не могут давать сильных внушений своему инстинктивному уму. Они не обладают уверенностью в себе. И тогда они, позволяя своим инстинктивным умам принимать внушения других, легко находят господина и подчиняются его приказаниям или распоряжениям. У таких людей развивается способность почти автоматически отвечать на все внушения, идущие извне, и они начинают принимать внушения, выражающиеся не только в словах, но просто в посланных мыслях.

Многие люди до такой степени не имеют доверия к собственному Я, что они, как овцы, следуют за своими вожаками и чувствуют себя несчастными, если нет никого, кто бы их вел. Чем более настойчивы и определенны приказания, тем более они готовы повиноваться им. Всякое положение, высказанное перед ними положительным и авторитетным тоном, принимается ими без возражения, и они действуют согласно ему, даже не пытаясь бороться, Такие люди живут, подчиняясь авторитету: всегда ищут себе примеров, которым они, сознательно или бессознательно, подражают, всегда нуждаются в ком-нибудь, на кого они могли бы внутренне опираться.

Суммируя все вышеизложенное, можно сказать, что люди, поддающиеся чужому влиянию, слишком лениво и пассивно относятся к пользованию своим Я и к развитию его; вследствие этого, они не только не устанавливают своего контроля над инстинктивным умом, но позволяют ему быть открытым для внушения и влияния других. Эти другие часто стоят ниже тех, кем они управляют, и все их преимущества заключаются только в том, что у них больше уверенности в себе, больше сознания своего Я.

Относительно путей, при помощи которых инстинктивный ум получает внушения и подчиняется чужому влиянию, должно сказать следующее. Существует бесконечное количество методов и способов сознательных и бессознательных, при помощи которых получаются указанные результаты; эти методы в общем можно разделить на три категории: 1) личное внушение 2) мысленное влияние вблизи и на расстоянии и 3) месмерическое или гипнотическое влияние. Эти три формы часто сливаются и переходят одна в другую и иногда комбинируются вместе. Но их необходимо разделить для лучшего понимания; мы рассмотрим эти формы вкратце, одну за другой.

Прежде всего рассмотрим, что такое личное внушение. Как мы уже сказали, это одна из наиболее часто встречающихся форм влияния. Личное влияние практикуется всеми, и все мы более или менее подчиняемся ему. Обратим внимание на наиболее резкие формы. Личные внушения передаются голосом, манерами, уверенными или повелительными жестами. Инстинктивный ум невольно подчиняется внушению, идущему от людей положительного склада. Он как бы сам собой принимает их снова за истину и следуют им, соответственно степени своей восприимчивости. Эта степень меняется в разных лицах, соответственно степени развития сознания их Я. Как мы уже сказали выше, чем больше степень развития сознания Я, тем ниже степень восприимчивости. Но если человек очень утомлен, если его внимание чем-нибудь отвлечено, если он не находится настороже или произвольно открыл себя чужому влиянию, то он легко может подчиниться внушению.

Чем более положительно или авторитетно внушение, тем легче принимает его инстинктивный ум. Внушение действует на людей не через интеллект, но через инстинкты. Сила внушения заключается не в силе аргументации, а в авторитетности тона, в повелительности, в уверенности в результатах. Внушения выигрывают в силе, когда их повторяют, и если на человека производит действие одно внушение, то повторение внушения тому же самому человеку вызовет еще более сильное действие. Некоторые люди развили в себе такую способность внушения, что, говоря с ними, всегда нужно быть настороже, чтобы как-нибудь не подпасть тому влиянию, какое они умеют вкладывать в свой разговор. Но человек, который обладает сознанием своего Я или, говоря яснее, сознает истинного себя и свое отношение ко Всему, не имеет никакой необходимости бояться власти внушения, так как внушение способно проникнуть только в очень плохо охраняемый инстинктивный ум. Если инстинктивный ум хорошо охраняется, внушение будет только скользить по его поверхности, но все-таки внимание и осторожность необходимы. Следите за людьми, которые пытаются увлекать вас рассуждениями и аргументами. Очень часто это только маска; в действительности же они внушают вам мысль, совершенно отличную от того, что они говорят. Точно так же следите за теми, которые задают вам вопросы для того, чтобы вы не успели задать им вопросов, которые могут поставит их в тупик; – или, задавая вопросы, сами заранее отвечают за вас таким авторитетным тоном, что вы невольно подчиняетесь, и вам кажется, что вы думаете так, хотя в действительности, на свободе, вы подумали бы совсем иначе. Желая внушить вам какую-нибудь мысль, человек начинает утверждать обратное, для того, чтобы заставить вас спорить с ним и доказывать ему именно то, что он хочет, чтобы вы думали. Это обычный прием наиболее распространенной формы черной магии, – магии лжи.

Затем необходимо рассмотреть влияние мысли вблизи и на расстоянии. Как мы уже указали в предыдущих чтениях, в результате всякой мысли являются мысленные волны большей или меньшей силы, большей или меньшей величины. Мы объясняли, как посылаются эти мысленные волны и как воспринимаются умом других индивидуумов. Мы все непрерывно получаем мысленные волны во всякий момент нашей жизни, но очень немногие из них действительно влияют на нас, так как для того, чтобы достигнуть этого, мысли других должны быть в известной гармонии с нашими собственными мыслями, с нашим настроением, характером или вкусами. Мы привлекаем к своему внутреннему сознанию только те мысли, которые находятся в гармонии с нашими. Но, если мы внутренне пассивны и позволяем своему инстинктивному уму идти своим собственным путем и быть чересчур легко воспринимающим, то мы находимся в постоянной опасности принять и усвоить чужие мысли, совершенно не гармонирующие с нашими собственными. Вообще, мы делаемся тогда слишком легко поддающимися окружающим мысленным волнам. Не огражденный ничем инстинктивный ум не только подвержен опасности вторжения в него проходящих кругом мыслей, но особенно легко поддается влиянию сильных, положительных и сознательных волн, направленных прямо в него другим сознанием, которое хочет подчинить себе сознание того человека, который оставил свой инстинктивный ум без надлежащего ограждения. Всякий человек, который сознательно или бессознательно стремится повлиять на других для добрых или злых целей, с большим или меньшим результатом посылает им такие мысли. Те люди, которые изучили хотя бы основание оккультных истин и сознательно пользуются приемами черной магии, посылают такие мысленные волны лицам, которых они хотят подчинить себе, совершенно определенно стремясь достигнуть заранее задуманных результатов, и если инстинктивные умы действительно, оставлены без защиты, то они легко подчиняются влиянию эгоистически и злобно настроенных умов.

Сказки и рассказы о колдовстве совсем не представляют такого сплошного суеверия и сплошных иллюзий, как многие думают. Под их преувеличенной формой очень часто лежит совершенно реальная истина о возможности нежелательного влияния одного ума на другой, т.е. именно: известная оккультистам возможность использовать высшие силы в низших целях. Но вся черная магия, или все колдовство, какое только существует на свете, не может повлиять на человека, достигшего высшей формы сознания. Только человек суеверного склада ума, не обладающий уверенностью в себе, оставляющий свой инстинктивный ум без руководства высшего начала, может подчиниться эгоистическим и корыстным мыслям другого человека. Все заклинания, чары, колдовство и прочее не имеют никакой силы выше того уровня, на каком они создаются. Но на той плоскости, на какой они созданы, влияния могут быть значительно усилены при помощи ритуалов, церемоний и прочих форм, существовавших и отчасти существующих в той форме оккультизма, которую называют черной магией. Как мы уже говорили, это выражение нужно понимать гораздо шире, чем оно обыкновенно берется. Очень часто то, что в глубине есть именно черная магия, в действительности стремится принять вид проявления добра. Небольшая примесь лжи в чем-нибудь, касающемся оккультизма, совершенно ясно показывает, что нужно быть настороже. Где только вы видите хоть малейшую ложь, – будьте уверены, что и все остальное такая же ложь. В истинном оккультизме не может и не должно быть никакой лжи. Ложь – это самое сильное орудие черной магии, это одно из средств концентрироваться и посылать другим внутренние влияния; но, повторяем, как бы сильно ни было сконцентрировано и как бы сильно ни было послано влияние, оно не может воздействовать на человека, сознание которого находится на более высокой плоскости. Человек, полный стремления к высшему, не должен бояться никакого влияния снизу. Внимательно прочтите то, что мы здесь пишем, и это будет для многих из вас уже достаточно, чтобы оградить себя от эгоистических мыслей других, и совсем не в силу каких-либо особых достоинств того, что мы говорим, а просто потому, что это заставит вас оглянуться на свои собственные идеи, на свои умственные силы и невольно воспользоваться ими для ограждения себя от вредных влияний.

Помните, что ум привлекает к себе только мысли, гармонирующие с его собственными. Инстинктивный ум подпадает влиянию, которое враждебно его собственным интересам, только тогда, когда его владелец допустил такую слабость своей мысли и воли, что оставил свой инстинктивный ум совершенно без защиты. Инстинктивный ум непременно должен находиться под охраной высшего начала ума. Вы хозяин и господин своего инстинктивного ума, и ваше господство над ним должно всегда проявляться, иначе им завладеет любой прохожий, более ловкий и хитрый, чем вы сами. Внутри вас есть достаточно сил, чтобы оградить себя от всех опасностей, но только в том случае, если вы знаете о существовании этой силы и умеете ею пользоваться. Она ваша, как только вы спросите себя об этом, как только вы обратите на нее внимание, и вы можете пробудить сознание своего "Я" и развить его, внушая себе идею силы и власти над собой. Это очень поможет вашему внутреннему раскрытию и развитию. Дальше нам придется возвращаться еще к этому вопросу.

Теперь мы рассмотрим третью форму психического влияния, которая известна под названием месмеризма, или гипнотизма. Мы можем коснуться данного вопроса только очень кратко, так как перечисление разнообразных форм этого внушения и всех связанных с ними феноменов наполнило бы много книг, если говорить об этом сколько-нибудь подробно. Но мы надеемся объяснить читателю основную идею в нескольких словах, особенно если читатель внимательно следил за ходом наших мыслей, как в этом, так и в предыдущих чтениях.

Первое, что необходимо помнить, это то, что месмеризм, или гипнотизм, есть в действительности комбинация двух объясненных ранее методов. В этой форме влияния большое количество праны посылается вместе с личным внушением, или с мысленной волной. Другими словами, внушение, или мысленная волна, насыщается праной больше, чем это бывает обыкновенно, и становится от этого настолько сильнее обыкновенного внушения, или обыкновенной мысленной волны, насколько мыслеформа сильнее расплывчатых, посылаемых в пространство мыслей. Говоря короче, месмеризм, или гипнотизм, есть окутывание желаемого лица целыми потоками мыслеформ, действием которых стимулируется и поддерживается постоянный приток праны, которая в таком случае часто называется "месмерическим флюидом". Нужно помнить еще одну вещь, что ни один человек не может быть месмеризован, или загипнотизирован, если его инстинктивный ум находится на страже, т.е., короче говоря, никто не может быть загипнотизирован без своего согласия. Для того, чтобы быть загипногизированным, человек должен хотеть этого, верить в то, что это возможно, и не сопротивляться. Только очень редкие, внутренне совершенно пассивные люди, могут подпадать гипнотизированию против своей воли, но необходимо заметить, что, если человек поддается одному внушению, особенно внушению лжи, то он сам, не сознавая этого, может сделать себя восприимчивым для гипнотического внушения. Вообще, практику месмеризма, или гипнотизма, никак нельзя рекомендовать. Только очень хорошо знакомые с этим вопросом, знающие все внутренние стороны его и все возможные результаты и последствия и при этом люди очень высокой моральной культуры, могут без вреда для других производить гипнотические опыты. Гипнотизм может принести пользу в руках опытного и высоко стоящего оккультиста, понимающего его законы, но в руках невежественных людей, которые очень часто берутся за эту страшную силу – это только зло, и больше ничего. Будьте осторожны и никогда не позволяйте гипнотизировать себя невежественным людям, претендующим на какие-то оккультные знания. Старайтесь развить свою собственную силу, и вы будете в состоянии сами влиять на себя гораздо лучше, чем кто бы ни был другой с какими-то ни было целями.

Мы здесь очень кратко рассмотрели различные формы психического влияния; со временем мы надеемся разобрать данный предмет глубже, но мы полагаем, что сказанного достаточно для того, чтобы читатели могли иметь хотя бы в общих чертах связанное представление о предмете, и мы надеемся, что мы многих вовремя предостерегли от нежелательных опытов и иллюзий. В заключение мы можем только повторить и дополнить то, что мы говорили раньше о развитии сознания "Я". Это самая важная часть всего, что здесь говорится, и нужно надеяться, что читатель обратит на нее должное внимание и будет следовать даваемым указаниям.

Существует еще более высокая форма сознания, чем сознание "Я". Это – духовное сознание, которое заставляет человека чувствовать свою связь и свое соотношение с источником всех сил. Люди, обладающие этим сознанием, находятся так далеко за пределами возможности достижения психических влияний других, что для них нет надобности принимать, какие бы то ни было меры предосторожности: никакое психическое влияние их достигнуть не может. Они окружены аурой, которая отталкивает все вибрации низших плоскостей. Этим людям не нужно сознание своего "Я", они перешли уже к более высокой форме сознания, которую можно назвать сознанием Всего в себе. Люди, находящиеся на ментальной плоскости развития, каково большинство современного человечества, найдут очень полезным развивать свое сознание "Я", или чувство индивидуальности. В этом отношении очень сильно поможет постоянное держание в уме мысли о том, что вы есть реальное существо, как бы часть всеобщей жизни, отделенная для какой-то определенной цели, согласно плану вселенной, что вы должны существовать как индивидуальность и стремиться к высшей форме проявления. Размышления на эту тему очень сильно подвинут вперед внутреннее развитие. Нужно думать, что вы независимы от тела, а только пользуетесь телом как инструментом или орудием, что вы неразрушимы, что вы обладаете вечной жизнью, что вы не можете быть уничтожены ни огнем, ни водой и никакими другими силами, какие, по мнению физического человека, способны убить его. Нужно думать, что жизнь или смерть вашего физического тела не может повлиять на вас. Вы – душа, а не тело. Очень важно заставить себя думать именно таким образом, а не смотреть на себя, как на тело, обладающее душой. Помните, что вы душа, обладающая телом, а не тело, обладающее душой. Думайте о себе, как о независимом существе, пользующемся телом для своего удобства, старайтесь развивать и культивировать в себе внутреннее понимание о бессмертии и о реальности существования, и вы постепенно начнете сознавать, что вы действительно существуете, существовали и будете существовать всегда. Тогда всякий страх отпадет от вас, как ненужная вещь, потому что страх в действительности есть только слабость мысли, являющаяся результатом бессознательной и дурно направленной действительности инстинктивного ума. Раз человек освободился от страха, остальное не трудно. В книге "Наука о дыхании" мы говорили о том, как слабый, боязливый человек может создать себе постоянную защиту от своих собственных мыслей и эмоций, т.е. указывали способ создать прочное основание для деятельности инстинктивного "Я". Этот способ состоит в развитии доверия к себе и к своим силам. Утверждения, или "мантры", которыми пользуются для создания этого влияния на себя, для подчинения себя высшим силам, есть именно те, которыми пользовались оккультисты древней Индии. Частое повторение себе слов "Я – есть", выражающих самую глубокую оккультную истину, помогает создать уму спокойное и твердое внутреннее состояние, которое неизбежно влияет на инстинктивный ум и делает его более положительным, менее подвергающимся влияниям и внушениям. Ментальное состояние, выражаемое в словах "Я – есмь", окружает человека как бы мысленной аурой, которая действует как непроницаемая ткань и служит человеку охраной до тех пор, пока он не приобретет высшего сознания, которое поставит его сверх всякого возможного достижения, кем бы то ни было созданного психического влияния.

Начав таким образом, вы постепенно дойдете до той степени сознания, в которой будете чувствовать как несомненный факт свое "Я". В этом состоянии сознания, проникаясь словом и идеей "Я", вы будете чувствовать себя не только индивидуальным существом, обладающим – силой и властью, но будете внутренне сознавать, что за этим "Я" стоит сила духа, т.е., что ваше "Я" соединено с неистощимым источником энергии, из которого вы можете черпать по мере надобности. Человек, достигший такой степени сознания, не может испытывать никакого страха, он уже поднялся выше всякой возможности этого. Страх есть только проявление слабости, и мы только тогда подвержены какому-нибудь влиянию, пока держим около себя страх и не решаемся расстаться с ним, как будто бы это был наш близкий друг. Уже только одним тем, что мы отбрасываем страх, мы сразу делаем несколько шагов вверх по лестнице развития к ставим себя в соотношение со всеми сильными мыслями и идеями, которые когда-либо были в сознании человечества. Человек, который достиг этой степени развития, уже оставил сзади себя значительную часть своей слабости и тревоги старой жизни.

Когда человек узнает, и узнает не внешним, объективным образом, а как бы внутри самого себя, что ничто не может принести ему никакого вреда, страх покажется ему безумием. А пробуждаясь к сознанию своей истинной природы и своего истинного назначения, он непременно узнает, что ничто не может вредить ему, и в силу этого – непременно отбросит страх.

Очень хорошо было сказано, что ничего нет страшнее страха. В этом парадоксе скрывается истина, которую знают все оккультисты. Уничтожение страха дает в руки человеку такую силу сопротивления и такую власть, которые делают его почти непобедимым. Трудно даже понять, почему люди не хотят принять силу, которая сама предлагает себя им. Пускай вашим лозунгом будут слова: "Я – есть", "Я – ничего не боюсь", "Я – свободен".



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 650
Категория: Библиотека » Учения


Другие новости по теме:

  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Восьмая ИГРЫ НА ВЕЧЕРИНКАХ Вечеринки существуют для
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | ЧАСТЬ ВТОРАЯ: ТЕЗАУРУС ИГР Введение Коллекция игр, представленная
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Пятая ИГРЫ 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Игрой мы называем
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Четвертая ВРЕМЯПРЕПРОВОЖДЕНИЕ Времяпрепровождение как форма структурирования времяприменяется
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Третья ПРОЦЕДУРЫ И РИТУАЛЫ Транзакции обычно осуществляются
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Вторая ТРАНЗАКЦИОННЫЙ АНАЛИЗ Единица социального взаимодействия называется
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: АНАЛИЗ ИГР Глава Первая СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | ВВЕДЕНИЕ 1. ПРОЦЕСС ОБЩЕНИЯ Теорию общения между людьми,
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Предисловие Эта книга была первоначально задумана как продолжениемоей
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Шестая ИГРЫ НА ВСЮ ЖИЗНЬ Все игры
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Седьмая СУПРУЖЕСКИЕ ИГРЫ Почти любая игра может
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Девятая СЕКСУАЛЬНЫЕ ИГРЫ Некоторые игры используются для
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Десятая ИГРЫ ПРЕСТУПНОГО МИРА В наши дни
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Одиннадцатая ИГРЫ В КАБИНЕТЕ ПСИХОТЕРАПЕВТА Игры, которые
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Двенадцатая ХОРОШИЕ ИГРЫ Психиатр обладает наилучшими, единственными
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ: ЗА ПРЕДЕЛАМИ ИГР Глава Тринадцатая ЗНАЧЕНИЕ
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Четырнадцатая ИГРОКИ Чаще всего в игры играют
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Пятнадцатая ПРИМЕР Рассмотрим следующую беседу между пациенткой
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Шестнадцатая САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ Самостоятельность выражается в высвобождении иливосстановлении
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Семнадцатая ОБРЕТЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ Родители сознательно или неосознано
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Восемнадцатая А ЧТО ПОСЛЕ ИГР В первой
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Примечания In Time and Eternity, A Jewish Reader,
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава II ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ЭТИКА: ПРИКЛАДНАЯ НАУКА ИСКУССТВА ЖИТЬ
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава V МОРАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА НАШЕГО ВРЕМЕНИ Пока в
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 6. АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ, УНИВЕРСАЛЬНАЯ И СОЦИАЛЬНО ИММАНЕНТНАЯ
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 5. МОРАЛЬНЫЕ СИЛЫ ЧЕЛОВЕКА Много в природе дивных
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 4. ВЕРА КАК ЧЕРТА ХАРАКТЕРА Вера состоит в
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 3. УДОВОЛЬСТВИЕ И СЧАСТЬЕ Счастье 150 не награда
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 2. СОВЕСТЬ. ОСОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ САМОГО СЕБЯ Всякий, кто
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава IV ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ЭТИКИ Самый очевидный аргумент



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь