<<<
ОГЛАВЛЕHИЕ
>>>
IX. 11-12
Не совершай ни сам, ни с другими постыдных деяний,
Пусть что важнее всего твоим главным
судьей станет совесть.
Либо мы сами совершаем постыдные поступки, считая
безразличным то, что вместе с другим человеком никогда бы
не сделали, стыдясь соучастника деяния; либо, напротив,
уступая другим и побуждаемые к дерзкому поступку компанией
сообщников, мы совершаем то, чего никогда бы сами не
сделали. По этой причине стихи осудили оба пути уклонения к
постыдному и дурному. Если постыдного действительно можно
избежать, то оно не может оказаться предпочтительным в силу
обстоятельств. Поэтому стихи прибавляют: "ни сам, ни с
другими", чтобы отсутствие свидетелей не побудило тебя к
позорным деяниям и чтобы чье-то соучастие не оправдало твой
поступок. Затем стихи указывают на единственную причину,
которая отвращает от пороков: "Пусть что важнее
всего твоим главным судьей станет совесть". Если ты
приучишься следовать своей совести, у тебя будет
собственный почитаемый тобой и неизменный страж. Потому что
многие одни, без друзей и домашних, совершили то, что
раньше в их присутствии сделать бы постеснялись. Неужели у
них не было никаких свидетелей? Я не говорю о боге, ибо
совесть дурных людей далека от него, но разве у них не было
их самих и их критерия сознания? Разумеется, были, но они
не понимали этого, возбужденные страстями. Такие люди
презирают собственный разум и считают его хуже раба. Итак,
будь своим внутренним управляющим и, обратившись к этому,
начни удаляться от пороков. Ибо совесть неизбежно приводит
каждого к бегству от постыдного и недостойного разумной
сущности. Каким образом тот, кто презирает порок, усваивает
добродетель, стихи продолжают:
<<<
ОГЛАВЛЕHИЕ
>>>