А. Милеант. СЕМИГЛАВЫЙ ДРАКОН

- Оглавление -



МОЛИТВА И МИСТИЧЕСКОЕ ОЗАРЕНИЕ

"Если свет, который в тебе, тьма,
то какова же тьма?"

(Мт. 6:23)

Неважно, как это состояние назвать – сверхчувственное восприятие или расширенное осознание, космическое чувство или мистическое озарение, ощущение своей божественности или еще нечто подобное – сущность его та же. Учение, предлагающее это состояние, может быть йога, дзен-буддизм, трансцендентальная медитация, сайентология, "Новый век" или какое-нибудь другое из оккультной группы. Если от разных наименований этого состояния отбросить внешнюю, несущественную семантику, то оно сведется к своего рода трансу, переходящему при повторных упражнениях в состояние духовной "прелести" (от "прельщать," обманывать) под воздействием нечистых духов.

Все индийско-оккультные учения призывают к мистическому озарению. Чтобы его достигнуть, они предлагают прежде всего отвергнуть критерий рассудка. Парадоксально то, что именно те учения, которые больше всего претендуют на раскрытие вечных тайн бытия, объявляют разум и логику врагами внутреннего опыта и препятствием к духовному озарению. Вместе с разумом они отвергают и все духовные авторитеты, равно как и объективное Божье откровение, и опыт святых христианских подвижников.

При устранении объективного критерия, – что надо признавать подлинным озарением, а что является самообманом и продуктом собственной перевозбужденности, – последователи индийско-оккультных учений предлагают субъективный принцип: "Если оно действует, то значит хорошо." Люди, достигшие мистического озарения, на вопрос о том, как они достигли его, вместо разумного ответа закатывают глаза и как бы впадают в транс. Немного спустя, очнувшись, со сладкой улыбкой советуют: "Попробуйте, и вы сами убедитесь." Когда чувства заменяют разум и всякий объективный критерий заранее отвергается, тогда все попытки отличить реальность от иллюзии тонут в море субъективности.

В христианстве всякое субъективное ощущение должно проверяться положительным свидетельством Писания и духовным опытом Церкви. Разум должен быть на страже эмоций и не позволять им разгорячать мечтательность. В противном случае человек находится на опасном пути и может поддаться демонскому обольщению.

Духовное озарение – это состояние, известное многим праведным людям. Его испытывали ветхозаветные пророки, апостолы Христовы и многие пустынножители. Все они в один голос предостерегают против того, чтобы активно добиваться мистического озарения и вызывать его в себе какими-либо приемами. Человеку необходимо покаянием очищать себя от греха, исправлять свое сердце, испорченное страстями, смиренно стремиться к Богу – это первая и главная задача христианской жизни. Подлинное духовное озарение приходит от Бога, когда Он соблаговолит. Оно – милость Божия, а не плод личных усилий или награда за подвиги.

При подлинном духовном озарении человек живо ощущает величие Бога и собственное убожество, а мир и все окружающее как бы перестают существовать и время как бы останавливается. В этом состоянии человек ощущает неизреченный внутренний мир и умиление, все силы души – разум, чувства и воля – приходят в дивную гармонию, и в сердце загорается сыновняя любовь к Богу. Здесь нет и тени того слащавого восторга, ощущения превосходства или божественности, которое испытывают люди при оккультном мистическом "озарении." При озарении от Бога все истины, раскрытые в Священном Писании, становятся понятными и убедительными. Разум не отвергается, а обогащается более глубоким пониманием их.

Однако, чтобы предохранить нас от самонадеянности и гордости, Бог обычно как бы скрывает от нас ощущение присутствия Своего света. Тем не менее тихий, еле уловимый духовный свет неизменно проникает в душу человека во время искренней молитвы, сердечного покаяния, вдумчивого чтения Писания, духовного размышления, Причащения Святых Тайн и присутствия на богослужении. Только в той жизни нам будет дано ощущать во всей полноте радость пребывания в божественном животворящем свете.

Индийско-оккультные учения не только не предостерегают человека от демонского обольщения, но еще поощряют и рекомендуют методы, ведущие к нему: различные упражнения йоги и медитации сулят человеку освобождение от оков плоти и слияния с Первичной Реальностью. Так как оболочка плоти затемняет духовное восприятие потоком физических ощущений, они призывают мистика "освободить" свой дух путем "астральной проекции." В состоянии транса он теряет ощущения пространства и времени, рациональное, критическое осмысление происходящего подавлено, всякая самозащита устранена. Но не понимает он, несчастный, что этим он открыл свободный путь потусторонним духам проникнуть в его подсознание. Сделав себе как бы лазейки к тайникам его души, существа невидимого мира и после транса продолжают влиять на мистика.

Правда, люди, достигшие мистического озарения оккультными приемами, испытывают необыкновенный восторг, ощущают свою божественность. Но это нездоровое и очень опасное состояние, напоминающее одурманивающее действие наркотиков. В безумном самообольщении благоговение перед Всевышним заменяется гордым чувством, что бог – это я. Тут испаряется понятие моральной ответственности и Высшего суда. Субъективное ощущение "просвещения" становится критерием истинности и арбитром всех поступков.

В следующей таблице мы ссумируем расхождения между христианским и оккультным пониманиеми духовности.

Два пути.

Христианство

Оккультные учения

  • Человек, хотя создан для блаженства, в своем настоящем, поврежденном от греха состоянии, нуждается в исцелении.

Наличие нравственной поврежденности отрицается, и грех понимается, как заблуждение ума.

 

  • Главное – это уверовать в Бога, покаянно обратиться к Нему и начать праведно жить. Полное блаженство в общении с Богом – это удел будущей жизни.

Ни вера, ни покаяние не нужны. Блаженство может испытывать всякий, когда ему захочется.

 

  • Таинства крещения, покаяния и причащения очищают человека от грехов и обновляют его духовную природу, постепенно делая христианина храмом Духа Святого.

Всё это не признается нужным.

 

  • Молитва – это беседа с Богом. Главное в ней – это сосредоточенность и искренность, в которых и ум и сердце устремлены к Богу.

Медитация состоит в бездумном повторении оккультного слова (мантры).

 

  • В молитве не следует искать восторженного состояния, а исцеления души и укрепления в добродетельной жизни.

Цель медитации и йоги – достичь сознания своей "божественности."

 

  • Молясь, надо избегать мечтания и создания каких-либо образов.

Надо сосредоточиться на воображаемом образе так, чтобы слиться с представляемым предметом.

 

  • Молитва и богомыслие всегда озаряют душу, хотя для предохранения нас от гордыни, Бог большей частью не дает нам ощутить всю радость духовного озарения.

Мистические озарения, будучи результатом транса и бесовского обольщения, создают ощущение превосходства и внутренней силы.

 

  • Ощутимое духовное озарение посылается Богом в исключительных случаях.

Следуя приемам психотехники, всегда можно достичь мистического озарения.

 

  • Разум должен быть на страже сердца, оберегая его от бесовского обольщения.

Разум объявляется врагом мистического озарения.

 

  • При истинном озарении человек живо чувствует величие Бога и собственное убожество. Его сердце наполняется неизреченным миром и любовью к Богу, и вещественный мир как бы перестает существовать.

Человек достигает "космического сознания" и чувства слияния с природой.

 

  • При духовном озарении истины христианской веры становятся понятными и важными.

Человек убеждается, что ни Бог, ни Его откровение ему не нужны. Он счастлив, он сам – бог.

  • Молитва всегда требует внутреннего усилия, собранности и потому сопряжена с трудом – даже для людей, посвятивших себя духовному образу жизни. Поэтому молитва, как и христианская жизнь, является "узким путем, ведущим в жизнь."

Медитация йогов учит расслабляться, ни о чем не думать. В сравнении с молитвой ее можно назвать широким путем, против которого предостерегал Спаситель.

Таким образом, христианская молитва и богомыслие, с одной стороны, и восточные приемы йоги и медитации, ведущие к мистическому озарению, с другой стороны, – это два совершенно разных пути, идущие в противоположном направлении и проводящие к совершенно разным результатам.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Библиотека
Просмотров: 1022
Категория: Библиотека » Критика


Другие новости по теме:

  • Ж. - П. Сартр. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ – ЭТО ГУМАНИЗМ | Примечания Золя Эмиль 1840-1902 150французский писатель. Принимал активное
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 12. СПИРИТУАЛЬНОСТЬ СЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ В заключение обратимся
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 6. СООТНЕСЕНИЕ С ТРАНСЦЕНДЕНТНЫМВ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОМ АНАЛИЗЕ Фундаментальные условия
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 7. СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ Эрика имя изменено, пятидесятилетняя
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 2. ЧТО ТАКОЕ ПСИХОТЕРАПИЯ Психотерапия 150 это научно
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 8. ПЕРВОЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: МОЧЬ БЫТЬ Первое
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | Литература Лэнгле А. 2001. Экзистенциальный анализ 150 найтисогласие
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 9. ВТОРОЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: НРАВИТСЯ ЖИТЬ Если
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 10. ТРЕТЬЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: ИМЕТЬ ПРАВО БЫТЬ
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 11. ЧЕТВЕРТОЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: ДОЛЖЕНСТВОВАТЬ ДЕЙСТВОВАТЬ Если
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 4. ЧТО ТАКОЕ ЭКЗИСТЕНЦИЯ Коротко говоря, экзистенцией можно
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 3. ЧТО ТАКОЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ Экзистенциальный анализ 150
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 1. ВВЕДЕНИЕ Тот, кто обращается к психотерапевту, ищетспецифическое
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 5. ЧЕТЫРЕ КОНСТИТУТИВНЫЕ ОБЛАСТИ ЭКЗИСТЕНЦИИ Все данности, с
  • Д.Б.Зильберман. ОТКРОВЕНИЕ В АДВАЙТА-ВЕДАНТЕ – 0.2 | PSYLIB174 150 Д.Б.Зильберман. ОТКРОВЕНИЕ В АДВАЙТА-ВЕДАНТЕ 150 0.2
  • Д.Б.Зильберман. ОТКРОВЕНИЕ В АДВАЙТА-ВЕДАНТЕ – 1.1 | PSYLIB174 150 Д.Б.Зильберман. ОТКРОВЕНИЕ В АДВАЙТА-ВЕДАНТЕ 150 1.1
  • Д.Б.Зильберман. ОТКРОВЕНИЕ В АДВАЙТА-ВЕДАНТЕ – 1.2 | PSYLIB174 150 Д.Б.Зильберман. ОТКРОВЕНИЕ В АДВАЙТА-ВЕДАНТЕ 150 1.2
  • Д.Б.Зильберман. ОТКРОВЕНИЕ В АДВАЙТА-ВЕДАНТЕ – 2.1 | PSYLIB174 150 Д.Б.Зильберман. ОТКРОВЕНИЕ В АДВАЙТА-ВЕДАНТЕ 150 2.1
  • Д.Б.Зильберман. ОТКРОВЕНИЕ В АДВАЙТА-ВЕДАНТЕ – 0.1 | PSYLIB174 150 Д.Б.Зильберман. ОТКРОВЕНИЕ В АДВАЙТА-ВЕДАНТЕ 150 0.1
  • Д.Б.Зильберман. ОТКРОВЕНИЕ В АДВАЙТА-ВЕДАНТЕ – 3.1 | PSYLIB174 150 Д.Б.Зильберман. ОТКРОВЕНИЕ В АДВАЙТА-ВЕДАНТЕ 150 3.1
  • Д.Б.Зильберман. ОТКРОВЕНИЕ В АДВАЙТА-ВЕДАНТЕ – 3.2 | PSYLIB174 150 Д.Б.Зильберман. ОТКРОВЕНИЕ В АДВАЙТА-ВЕДАНТЕ 150 3.2
  • Д.Б.Зильберман. ОТКРОВЕНИЕ В АДВАЙТА-ВЕДАНТЕ – 2.2 | PSYLIB174 150 Д.Б.Зильберман. ОТКРОВЕНИЕ В АДВАЙТА-ВЕДАНТЕ 150 2.2
  • Д.Б.Зильберман. ОТКРОВЕНИЕ В АДВАЙТА-ВЕДАНТЕ – Введение | PSYLIB174 150 Д.Б.Зильберман. ОТКРОВЕНИЕ В АДВАЙТА-ВЕДАНТЕ 150 Введение
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §55 Воля как таковая свободна: это следует уже
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | Книга Первая О МИРЕ КАК ПРЕДСТАВЛЕНИИ Первое размышление:
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §68 После этого отступления, доказывающего тождество чистойлюбви и
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | Книга Вторая О МИРЕ КАК ВОЛЕ Первое размышление:
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §15 И вот, если при нашем убеждении, что
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | Книга Четвертая О МИРЕ КАК ВОЛЕ Второе размышление:
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §11 В этом отношении действительной противоположностьюзнания является чувство,



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь