А. Ф. Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ, том седьмой

- Оглавление -


<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>



V
АРИТМОЛОГИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА



§1. Вступительные замечания

217Трактат "Теологумены арифметики" (Theologoymena arithmeticēs), или, как можно было бы еще перевести, – "Арифметическая теология", еще со времени Аста (1817) большей частью не считается произведением самого Ямвлиха, а приписывается кому-нибудь из деятелей его школы. Вопрос этот для нас имеет весьма мало значения, поскольку всякое авторство играет для нас только второстепенную роль. Однако надо сказать, что если аргументация неподлинности этого трактата опирается только на разбросанность и хрестоматийную пестроту приводимых здесь материалов, якобы несвойственную такому углубленному и самостоятельному систематику, как Ямвлих, то надо будет сказать, что этими целями несколько популярного и хрестоматийного изложения автор трактата, по-видимому, задался с самого начала. И тут нет ничего такого, что в корне противоречило бы другой, более систематической манере. Самое же главное для нас то, что этот трактат является единственным дошедшим до нас произведением, в котором учение о числах, и по преимуществу пифагорейское учение о числах, было бы изложено столь богато и разнообразно. Богатство, пестрота и разнообразие приводимых здесь пифагорейских материалов как раз являются для нас весьма ценным и полезным свидетельством. Подробное изучение этого трактата делает весьма ощутительной общеантичную тенденцию мыслить всю действительность обязательно расчлененно, обязательно отчетливо, обязательно структурно. Число – как раз та область расчленения, которая в то же самое время является также и чем-то единым, и цельным. Число в античной философии и в античной эстетике – это и есть принцип единораздельной цельности. Но мыслима ли античная эстетика без этого принципа? Все это заставляет нас внимательно присмотреться к этому трактату и проанализировать его так, чтобы сохранить все его ценные мысли и в то же время преподнести их максимально отчетливо и систематично. Необходимую историко-литературную справку по поводу этого трактата мы дадим в конце данной главы (с. 237).

Сам этот трактат приводится у нас ниже (II 395), в приложении. Читателю будет необходимо проверять наши утверждения путем изучения самого перевода.

Отметим, что поиски логически последовательной мысли этого трактата представляют большие трудности ввиду нагромождения в нем всякого рода второстепенных и третьестепенных материалов, 218внешне-арифметических, конструктивно-диалектических, мифологических, общежизненных и часто вполне случайных наблюдений. Мнимая экзотика этого трактата делает понятным, почему этот трактат издавался очень редко (имеется издание Аста в 1817 г. и издание Де Фалько в 1922 г.), почему не имеется ни одного перевода этого трактата на современные европейские языки, почему все исследователи обычно отмахиваются от его изучения или даже просто изложения и почему стало почти традицией оспаривать авторство этого трактата за Ямвлихом (как будто бы отрицание этого авторства облегчает задачу понимания трактата и формулировку его подлинной историко-философской значимости). Поэтому всякая теперешняя попытка предпринять историко-философский и историко-эстетический анализ этого трактата наталкивается на большие трудности и требует немалых усилий от исследователя.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 542
Категория: Культурология, История


Другие новости по теме:

  • Б. Рассел. ПОЧЕМУ Я НЕ ХРИСТИАНИН | ОГЛАВЛЕHИЕ ВНЕСЛА ЛИ РЕЛИГИЯ ПОЛЕЗНЫЙ ВКЛАД В ЦИВИЛИЗАЦИЮ
  • Б. Рассел. ПОЧЕМУ Я НЕ ХРИСТИАНИН | ОГЛАВЛЕHИЕ ПОКЛОНЕНИЕ СВОБОДНОГО ЧЕЛОВЕКА Вот что Мефистофель рассказал
  • Б. Рассел. ПОЧЕМУ Я НЕ ХРИСТИАНИН | ОГЛАВЛЕHИЕ СУЩНОСТЬ РЕЛИГИИ Крушение традиционной религиозной веры, горькооплакиваемое
  • Б. Рассел. ПОЧЕМУ Я НЕ ХРИСТИАНИН | ОГЛАВЛЕHИЕ МИСТИЦИЗМ И ЛОГИКА Метафизика, или стремление постичь
  • Б. Рассел. ПОЧЕМУ Я НЕ ХРИСТИАНИН | ОГЛАВЛЕHИЕ ЖИЗНЬ В СРЕДНИЕ ВЕКА Наше представление о
  • Б. Рассел. ПОЧЕМУ Я НЕ ХРИСТИАНИН | ОГЛАВЛЕHИЕ ВО ЧТО Я ВЕРЮ I. ПРИРОДА И
  • Б. Рассел. ПОЧЕМУ Я НЕ ХРИСТИАНИН | ОГЛАВЛЕHИЕ ПОЧЕМУ Я НЕ ХРИСТИАНИН Тема моей сегодняшней
  • Б. Рассел. ПОЧЕМУ Я НЕ ХРИСТИАНИН | Примечания ПОКЛОНЕНИЕ СВОБОДНОГО ЧЕЛОВЕКА A FREE MANS WORSHIP
  • Б. Рассел. ПОЧЕМУ Я НЕ ХРИСТИАНИН | ОГЛАВЛЕHИЕ КОШМАР БОГОСЛОВА Знаменитому богослову доктору Таддеусу как-топриснилось,
  • Б. Рассел. ПОЧЕМУ Я НЕ ХРИСТИАНИН | ОГЛАВЛЕHИЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ БОГА Диспут между Бертраном Расселом и
  • Б. Рассел. ПОЧЕМУ Я НЕ ХРИСТИАНИН | ОГЛАВЛЕHИЕ ИСТОРИЯ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ РЕЛИГИОЗНОЕ РАЗВИТИЕ ЕВРЕЕВ Христианская
  • Б. Рассел. ПОЧЕМУ Я НЕ ХРИСТИАНИН | ОГЛАВЛЕHИЕ МОИ РЕЛИГИОЗНЫЕ ВОСПОМИНАНИЯ Мои родители 150 лорд
  • Б. Рассел. ПОЧЕМУ Я НЕ ХРИСТИАНИН | ОГЛАВЛЕHИЕ ЕСТЬ ЛИ ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ Прежде чем
  • Б. Рассел. ПОЧЕМУ Я НЕ ХРИСТИАНИН | ОГЛАВЛЕHИЕ РЕЛИГИЯ И НАУКА I. ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТА Религия
  • С. С. Аверинцев. ЭВОЛЮЦИЯ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ | Примечания Подробное изображение этой панорамысм.: The Cambridge History
  • А. Ф. Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ, том седьмой | ОГЛАВЛЕHИЕ sect2. Введение в Гармонику Птолемея Знаменитый Клавдий
  • А. Ф. Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ, том седьмой | ОГЛАВЛЕHИЕ VI ПИСЬМО К МАРЦЕЛЛЕ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 110Изучение произведений
  • А. Ф. Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ, том седьмой | ОГЛАВЛЕHИЕ sect2. О пещере нимф Другой трактат Порфирия,
  • А. Ф. Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ, том седьмой | ОГЛАВЛЕHИЕ V ДВА СПЕЦИАЛЬНО ЭСТЕТИЧЕСКИХ ТРАКТАТА sect1. Об
  • А. Ф. Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ, том седьмой | ОГЛАВЛЕHИЕ sect3. Исходные пункты Несмотря на преобладающий интерес
  • А. Ф. Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ, том седьмой | ОГЛАВЛЕHИЕ sect2. Речь К царю Солнцу 1. Содержание
  • А. Ф. Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ, том седьмой | ОГЛАВЛЕHИЕ sect4. Переход к пергамскому неоплатонизму 324Сейчас, после
  • А. Ф. Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ, том седьмой | ОГЛАВЛЕHИЕ sect3. Аристид Квинтилиан Об этом Аристиде Квинтилиане
  • А. Ф. Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ, том седьмой | ОГЛАВЛЕHИЕ sect2. Другие ученики Ямвлиха Раньше, до исследования
  • А. Ф. Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ, том седьмой | ОГЛАВЛЕHИЕ VIII УЧЕНИКИ ЯМВЛИХА sect1. Феодор Асинский 1.
  • А. Ф. Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ, том седьмой | ОГЛАВЛЕHИЕ sect5. Ямвлих, Порфирий, Плотин Чтобы наш анализ
  • А. Ф. Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ, том седьмой | ОГЛАВЛЕHИЕ sect4. Ямвлих и пифагорейство В смысле зависимости
  • А. Ф. Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ, том седьмой | ОГЛАВЛЕHИЕ sect3. Платоно-аристотелевский метод 1. Интерпретация и методОдной
  • А. Ф. Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ, том седьмой | ОГЛАВЛЕHИЕ sect2. Ямвлих и Аристотель Второй столп античной
  • А. Ф. Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ, том седьмой | ОГЛАВЛЕHИЕ VII ТРАДИЦИЯ И НОВАТОРСТВО У ЯМВЛИХА 275Сейчас



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь