§6. Значение последнего трактата в общей системе символизма
Все четыре трактата, которые рассмотрены у нас выше и
которые входят в "Свод пифагорейских учений", как мы теперь
можем это точнейшим образом установить, посвящены изучению
основ общефилософского и общеэстетического символизма.
Что такое символ, в отличие от других соседних
конструкций, подробно рассматривается в трактате "О
пифагорейской жизни" (выше, с. 158 сл.), где установлено
самое общее значение символа как слияния идеального и
материального в одно нераздельное целое. Второй трактат,
"Протрептик", как мы видели (выше, с. 166 сл.), установил
разные типы символики в порядке ее возрастающей смысловой
насыщенности. Третий трактат, "О науке общей математики",
анализирует символ с точки зрения его категориальной
структуры (выше, с. 171). И, наконец, четвертый трактат,
использующий арифметику Никомаха, ставит вопрос не о
категориальной вообще, но о специально числовой структуре
символа. Самый термин "символ" употребляется в трактате
только однажды (30, 19). Но ясно, что речь идет здесь об
арифметике не в 174смысле
вычислительной практики, но в смысле умопостигаемой
структуры всей действительности. Тем самым установленное в
первом трактате понятие символа получает здесь свою
окончательную формулировку, так что в дальнейшем у Ямвлиха
должна начаться разработка и всех областей его
мировоззрения с точки зрения установленной здесь теории
символа.
Такими областями являются прежде всего мифология в
целом, затем ее аритмологическая структура и, наконец, ее
мистериально-теургическая проблематика. Все эти моменты,
конечно, так или иначе присутствуют и в изложенных у нас
сейчас четырех трактатах. Однако основной проблемой этих
четырех трактатов все-таки является проблема только символа
вообще. Мифологическая, аритмологическая и
мистериально-теургическая области, заложенные в четырех
трактатах "Свода", конечно, требуют своего специального
исследования, поскольку и у самого Ямвлиха в других
трактатах это проводится методологически уверенно и
систематически продуманно. В дальнейшем так и будет
строиться наш анализ всей философской эстетики Ямвлиха
вообще. Однако скажем еще относительно терминологии "Свода".
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.