О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА

- Оглавление -


<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>



ОТ АВТОРА

Как-то я побывал в красивом месте: загородный дом стоял прямо на заливе реки. Берега заросли большими ивами, образуя стену. Никого не было ни в доме, ни на берегу, а утреннее солнце пряталось в дымке. Я почувствовал, что отделен от забот до такой степени, что не надо даже заклинать "остановись мгновенье". Я ощутил внутри себя продолжение пространства, в котором нахожусь, и в это пространство стали стучаться новые мысли. Еще мгновенье назад у меня не было никаких намерений что-либо писать – и вот, вдруг началось как сладкая болезнь: я стал жить от момента до момента, когда внутреннее пространство снова открывалось, и я начинал видеть признаки смысла в происходящем со мной и вокруг.

*   *   *

Еще в период юношеского эгоцентризма, когда собственная жизнь представлялась уникальной, я опасался: а вдруг все мои интимные переживания будут сведены наукой до игры молекул в мозгу? Это представлялось насильственным вторжением в мою личность и катастрофической девальвацией внутренних ценностей – потерей сокровенного.

Тем временем, успехи биологической науки превзошли все ожидания: молекулярный код был расшифрован. Мы, ныне живущие, оказались участниками и свидетелями прорыва к пониманию собственного устройства. Тем самым, мы получили возможность в это устройство вмешиваться, изменяя его в соответствии со своими идеями о том, что такое хорошо и что такое плохо. На смену биологической эволюции пришла эволюция основанной на науке человеческой культуры.

Что это, бесстрашный бросок в Новый Мир или начало конца света?

*   *   *

Реакция человечества на научные открытия поразительна своим консерватизмом. В то время как наука конкретно показывает, что мы произошли от обезьян и совсем незначительно от них отличаемся, число людей, этому не верящих, не только не уменьшается, но в некоторых (самых развитых!) обществах даже растет. Та же ситуация – с верой и суевериями: они отнюдь не поколеблены успехами науки. Возникает вопрос, как умещаются в современном сознании столь принципиально несовместимые концепции.

В моменты "просветлений" я попытался ответить на этот вопрос. Вот мой ответ: виртуально все мы верим.

*   *   *

Поскольку мы – социальные существа, нас волнует не только собственная судьба, но также и судьба других людей. Речь идет о встроенной в нас биологически системе сочувствия: ее наличие доказано не только заразительностью зевания или историей развития религий, но и изощренными научными экспериментами последнего времени.

Куда направлено развитие так устроенных сознательных существ?

Какими будут люди в Новом Мире?

Что случится с нашими ценностями – всем тем, за что мы любим жизнь?

Спрашивая, я мечтаю, что личность сумеет сохранить радости жизни за собой. Сохранить и приумножить.

Для этого она должна будет измениться.

*   *   *

Из автоэпиграфа читатель может предположить, что автор – приверженец креативизма. Отнюдь. Меня, как и каждого, волнует вопрос первопричины, однако он безответен. Поэтому я интересуюсь только очевидным следствием Творения: воплотившись в нас, "Эгоистическая Молекула" ДНК обрела сознание. Какова наша роль в дальнейшем воплощении "молекулярного" эгоизма? Этот вопрос имеет смысл при условии, что у нас будет возможность сыграть свою роль "до конца". Я отдаю себе отчет, сколь мала вероятность оптимистического сценария. Но он возник в этом тексте без консультаций с моим сознанием.

*   *   *

Поиграв с сознанием в рефлексию, я не питаю никаких иллюзий по поводу своей уникальности, равно как и не считаю себя сумасшедшим. Я устроен так же как и ты, читатель, только поэтому и предлагаю данный текст широкой аудитории Интернета. Предлагаю, потому что уверен: всех волнует собственная смертность, каждый ищет способы моральной защиты – и поэтому не может не интересоваться опытом других.

*   *   *

Толстой говорил, что все правильные мысли просты.

Оправдываясь тем, что мир не прост, не обещаю легкого чтения. И тем не менее, мне кажется, что сладкая болезнь, которой я переболел, заразительна: я хочу заразить тебя, читатель.

Мое желание эгоистично: я мечтаю, что у меня случится собеседник. И нам вместе станет веселее – не так страшно жить.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 610
Категория: Библиотека » Философия


Другие новости по теме:

  • КУЛЬТУРОЛОГИЯ. XX ВЕК.  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Р РАДКЛИФФ-БРАУН Radcliffe-Brown Альфред Реджинальд 1881-1955 150
  • КУЛЬТУРОЛОГИЯ. XX ВЕК.  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ ННОВГОРОДЦЕВ Павел Иванович 1866-1924 150 юрист и
  • КУЛЬТУРОЛОГИЯ. XX ВЕК.  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ О ОБРАЗ 150 явление, возникающее как рез-т
  • КУЛЬТУРОЛОГИЯ. XX ВЕК.  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ ООРГАНИЗАЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ 150 ценностно-нормативный аспект социальной организации
  • КУЛЬТУРОЛОГИЯ. XX ВЕК.  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ П ПАНОФСКИ Panofsky Эрвин 1892-1968 150 нем.-америк.
  • КУЛЬТУРОЛОГИЯ. XX ВЕК.  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ ППЕРСОНАЛИЗМ 150 направление в философско-куль-турологич. мысли 20
  • КУЛЬТУРОЛОГИЯ. XX ВЕК.  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ ППОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА 150 сфера культуры, вырабатывающая представления
  • КУЛЬТУРОЛОГИЯ. XX ВЕК.  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ ППОСТМОДЕРНИЗМ 150 широкое культурное течение, в чью
  • КУЛЬТУРОЛОГИЯ. XX ВЕК.  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ ППРИГОЖИН Илья Романович р. 1917 150 рус.-бельг.
  • КУЛЬТУРОЛОГИЯ. XX ВЕК.  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ ППРОСТРАНСТВО культуры 150 важнейший аспект модели мира,
  • КУЛЬТУРОЛОГИЯ. XX ВЕК.  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ ННОВАЯ ИСТОРИЯ 150 новая историческая наука, новая
  • КУЛЬТУРОЛОГИЯ. XX ВЕК.  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ РРЕГУЛЯЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ 150 одна из осн. функций
  • КУЛЬТУРОЛОГИЯ. XX ВЕК.  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ РРЕРИХ Рерих Николай Константинович 1874-1947 150 художник,
  • КУЛЬТУРОЛОГИЯ. XX ВЕК.  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ РРИД Read Герберт 1893-1968 150 англ. писатель
  • КУЛЬТУРОЛОГИЯ. XX ВЕК.  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ РРОЗАНОВ Василий Васильевич 1856-1919 150 публицист, прозаик,
  • КУЛЬТУРОЛОГИЯ. XX ВЕК.  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ РРОК-КУЛЬТУРА 150 явление молодежной субкультуры, возникшей в
  • КУЛЬТУРОЛОГИЯ. XX ВЕК.  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ С САКРАЛЬНОЕ от лат. 150 посвященное богам,
  • КУЛЬТУРОЛОГИЯ. XX ВЕК.  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ ССВЕРХОРГАНИЧЕСКОЕ 150 одно из понятий, использовавшихся в
  • КУЛЬТУРОЛОГИЯ. XX ВЕК.  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ СCEPP Serres Мишель р. 1930 150 франц.
  • КУЛЬТУРОЛОГИЯ. XX ВЕК.  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ ММЕТАФОРА ОПТИЧЕСКАЯ, или визуальная от visus, лат.,
  • КУЛЬТУРОЛОГИЯ. XX ВЕК.  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ ЛЛЕ РУА ЛАДЮРИ Le Roy Ladurie Эмманюэль
  • КУЛЬТУРОЛОГИЯ. XX ВЕК.  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ ЛЛИОТАР Lyotard Жан-Франсуа р. 1924 150 франц.
  • КУЛЬТУРОЛОГИЯ. XX ВЕК.  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ ЛЛИЧНОСТЬ АВТОРИТАРНАЯ 150 предположительно существующий особый тип
  • КУЛЬТУРОЛОГИЯ. XX ВЕК.  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ ЛЛОССКИЙ Николай Онуфриевич 1870-1965 150 философ, лит.
  • КУЛЬТУРОЛОГИЯ. XX ВЕК.  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ ММАГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ 150 термин, функционирующий в лат.-амер.
  • КУЛЬТУРОЛОГИЯ. XX ВЕК.  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ ММАРГИНАЛЬНОСТЬ КУЛЬТУРНАЯ от лат. 150 край 150
  • КУЛЬТУРОЛОГИЯ. XX ВЕК.  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ ММАРСЕЛЬ Marcel Габриэль Оноре 1889-1973 150 франц.
  • КУЛЬТУРОЛОГИЯ. XX ВЕК.  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ ММЕЛАНД Meland Бернард Юджин 1899-1994 150 амер.
  • КУЛЬТУРОЛОГИЯ. XX ВЕК.  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ ММЕРТОН Merton Роберт Кинг р. 1910 150
  • КУЛЬТУРОЛОГИЯ. XX ВЕК.  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ ССИМВОЛИЗМА ТЕОРИЯ У.Л. Уорнера 150 социол. теория,



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь