ВИКО (Vico) Джамбаттиста (1668-1744)
итальянский философ. Профессор риторики университета в Неаполе (с 1699). Основатель философии истории и психологии
народов. Обосновал ряд перспективных подходов этнологии и всеобщей теории права. Главное произведение "Основания
Новой Науки об Общей природе Наций" (1725) первый систематический труд в европейской интеллектуальной традиции,
специально посвященный анализу проблем философии истории (согласно В., "Новой Науки"). В. осуществил
всеохватывающий поиск закономерностей движения и сущности исторического процесса. В своем понимании принципов философии
познания В. исходил из того, что "познанным может считаться лишь то, что сделано самим познающим": истина и
факт оказывались обратимыми. В. предполагал, что мир природы, сотворенный Богом, может быть познан только Им, мир же
"гражданственности" создан людьми, и Наука о нем может быть им доступна. Познание прошлого, по мнению В.,
необходимо, чтобы постичь план Вечной Идеальной Истории. При этом постижение основ Новой Науки было возможно, по В.,
через реконструкцию мыслей и идей, объективированных в преданиях, мифах и т.п. Обосновал ряд перспективных подходов
этнологии и всеобщей теории права. (В. выделял две формы познания: знание через интеллект, сознание как результат
волевых усилий). С точки зрения В., философия рассматривает Разум, из этого процесса проистекает знание истины.
Филология же наблюдает самостоятельность человеческой воли, из чего проистекает сознание достоверного. Филология у В.
вскрывает истинность фактов, философия же уясняет суть данных, предоставленных филологией, и вскрывает суть и смысл
исторического процесса. Особо значимую роль в формировании облика Истории В. уделял Божественному Провидению. Замечания
В. относительно исторической структуры человеческого сознания немаловажны и для миропонимания 20 в. Согласно В.,
"человек незнающий делает самого себя правилом Вселенной... он из самого себя сделал целый Мир. Как Рациональная
Метафизика учит, что человек, разумея, творит все, так и наша Фантастическая Метафизика показывает, что человек, и не
разумея, творит все, и второе может быть даже правильнее первого, так как человек посредством понимания проясняет свой
ум и постигает вещи, а посредством непонимания он делает эти вещи из самого себя и, превращаясь в них, становится ими
самими". В. ввел в историческую науку, понимаемую им как знание человечества о собственных деяниях, компаративный
метод, создал теорию исторического круговорота (из него он выводил бесконечный характер движения человечества). По В.,
все народы в силу имманентных причин и осуществления провидения развиваются параллельно, последовательно проходя
изображенную в теогонических мифах "божественную" (бесгосударственную при господстве жречества); героическую
(отображенную в героических эпосах) и человеческую (описанную в традиции историографии) стадии эволюции. Государство
возникает в героическую эпоху как система аристократического правления. Ее сменяют представительная монархия или
демократия в эпоху человеческую эпоху "естественной справедливости". Развитие циклично. Достигнутое
прогрессивное состояние общества, по В., необходимо сменяется стадией упадка к первоначальному положению. (При этом В.
полагал, что степень разрушения предшествующего общественного организма тем значительнее, чем более высокий уровень
зрелости и совершенства был им достигнут.) Бессчетная смена эпох у В. обусловлена конфликтами различных общественных
слоев (отцов семейств и домочадцев, позже феодалов и простолюдинов) и кризисными социальными переворотами.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.