СКОТИЗМ схоластическое направление
средневековой философии 14-15 вв., противостоящее в качестве официальной доктрины францисканского ордена томизму как
доктрине доминиканцев, принятой церковью в качестве ортодоксии. Основоположник Иоанн Дунс Скот. Основные
представители: Антуан Андре, Франсуа Мейон, Гийом Алнвик, Иоанн из Рединга, Иоанн Рипский, Жан Каноник, Александр
Александрийский и др. Центральной проблемой школы С. явилась проблема индивидуации (лат. individuatio
индивидуализация), т.е. проявления бытия и его интерпретации как множества неповторимых индивидуальных объектов
("индивидов"), обладающих как интегральными, так и разделяющими их свойствами. Фундаментальный принцип
индивидуации заключается в констатации принципиальной возможности обнаружения разделяющего признака у любых двух
"индивидов". В контексте этого подхода С., развивая предложенную Иоанном Дунсом Скотом интерпретацию метода
дистинкции (лат. distinctio различение) как имеющего своим результатом фиксацию haecceitas ("этовости") как
самотождественности индивидуального существования вещи в противоположность quidditas ("чтойности") как
генерализирующего признака сущности, позволяющего отнести вещь в качестве элемента к тому или иному множеству, вводит
трактовку дефиниции как дистинкции. Дистинкция как познавательный акт встречается уже у Аристотеля, однако в концепции
С. приобретает дополнительный онтологический смысл: "имманентная дистинкция" наряду с "дистинкцией
разума". Использование последних в качестве основного мыслительного инструмента теоретической аналитики приводит к
оформлению в рамках С. многих понятийных средств, вошедших в классический категориальный аппарат философии и приведших к
значительному обогащению философского языка. Кроме того, идея индивидуации, генетически восходящая к стоикам и
канонизированная в схоластической формулировке Фомы Аквинского, приобретает в С. новое, остро личностное звучание:
понятие тождественности (самотождественности) трактовалось С. как изоморфное понятию уникальности (тождественности лишь
себе), "тот же самый" как "единственный по числу", что в антропологической проекции приводило к
конституированию аксиологически максимального статуса уникальной неповторимости личности, задавая в историко-философской
традиции интенцию, впоследствии реализовавшуюся в персонализме. А идея о "неделимости индивидуальной природы",
высказанная в рамках С., в первую очередь, применительно к личности, может быть рассмотрена как своего рода
предвосхищение холизма в психологии и концепции индивидуации как становления личности, понятого в качестве спонтанного
разворачивания ее неповторимой "самости" в психоаналитической концепции Юнга.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.