MODERN (нем. die Moderne, фр. Modernité)
современность. Проблема настоящего времени или современного мира трактуется в философии рубежа 20- 21 вв. в русле двух
основных версий: I) По Хабермасу, именно "Гегель первый философ, развивший ясное понимание современного; поэтому
мы должны вернуться именно к Гегелю, если хотим понять внутреннее отношение, связывающее современность и рациональность,
отношение, которое вплоть до Макса Вебера казалось само собой разумеющимся и которое сегодня ставится под
сомнение". (Ср. у Ш.Бодлера: современность умонастроение, противостоящее академизму, продолжающему классическую
традицию. По Бодлеру, принцип "die Neuzeit" или "нового времени" сформулировал Гегель.) По мысли
Хабермаса, в гегелевской трактовке современность характеризуется: 1) индивидуализмом нравов; 2) правом на критику или
свободой совести; 3) автономией поведения (то, кем я являюсь, зависит от того, что я делаю, а не от того, кем были мои
предки); 4) идеалистической философией. Согласно Хабермасу, "проблема построения Современности, исходя из нее
самой, возникает в сознании, прежде всего в области эстетической критики... Постепенный отказ от античной модели
произошел в начале XVIII века благодаря знаменитому спору Древних и Современных. Сторонники восстают против понимания Я,
свойственного французскому классицизму в той мере, в какой последний уподобляет аристотелевское понятие
совершенствования понятию прогресса, при этом идея прогресса была подсказана современной естественной наукой".
Проект модерна, сформулированный в 18 в. философами Просвещения, по версии Хабермаса, состоит в том, чтобы
"неуклонно развивать объективирующие науки, универсалистские основы морали и права и автономное искусство с
сохранением их своевольной природы, но одновременно и в том, чтобы высвобождать накопившиеся таким образом когнитивные
потенциалы из их высших эзотерических форм и использовать их для практики, т.е. для разумной организации жизненных
условий". Как итог, утверждает Хабермас, с тех пор, "модерным, современным считается то, что способствует
объективному выражению спонтанно обновляющейся актуальности духа времени". По убеждению Хабермаса, для
осуществления М. как специфического "незавершенного проекта" необходимо направить "социальную
модернизацию в другое некапиталистическое русло, когда жизненный мир сможет выработать в себе институты, которые
ограничат собственную систематическую динамику экономической и управленческой системы деятельности". Постмодернизм
в интерпретации Хабермаса оказывается покидающим "мир современности" течением "младоконсерваторов",
присваивающих "ключевой опыт эстетического модерна, опыт совлечения покровов с децентрированной субъективности,
освобожденной от всех ограничений когнитивного процесса и утилитарной деятельности, от всяческих императивов труда и
полезности". II) В современной французской философии авторами концепта "Новое время" называются Кондорсе
и Конт. По мысли Лиотара, М. суть эпоха господства метанарраций. Философия Гегеля в таком контексте понимается как
подводящая итог и представляющая в совокупности все эти повествования, концентрируя в себе "спекулятивную
современность". Метанарраций, по Лиотару, ищут узаконенности в подлежащем наступлению будущем, в подлежащей
реализации Идее (свободы, Просвещения, социализма и т.п.). Но, по мысли Лиотара, современный проект (реализации
универсальности) разрушен (итог Освенцима и Холокоста): "победа капиталистической техно-науки над другими
кандидатами на универсальное завершение человеческой истории не что иное, как еще один способ разрушить современный
проект, делая вид, что его реализуешь". Народоубийство Освенцима и открывает пост-М. (См. Модернизм,
Постмодернизм.)
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.