Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 63 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 64 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 66 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 67 ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ.  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ А Б В Г Д Е Ж



ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ.  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

- Оглавление -


ОГЛАВЛЕHИЕ


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я


ГЕРМЕНЕВТИКА (греч. hermeneutike – толкование) – направление в философии и гуманитарных науках, в котором понимание рассматривается как условие (осмысления) социального бытия. В узком смысле – совокупность правил и техник истолкования текста в ряде областей знания – филологии, юриспруденции, богословии и др. Философская Г. видит процесс понимания как бесконечный, что воплощается в принципе герменевтического круга. Исторические разновидности Г.: перевод (опыт иного и перенос смысла в свой язык), реконструкция (воспроизведение истинного смысла или ситуации возникновения смысла) и диалог (формирование нового смысла – и субъективности – в соотношении с существующим). Первый этап исторической эволюции Г. – искусство толкования воли богов или божественного намерения – античность (толкование знамений) и средние века (экзегетика как толкование Священного Писания). Понимание как реконструкция преобладает, начиная с эпохи Возрождения, в виде филологической Г. В протестантской культуре оно накладывается на религиозную Г. – проекты отделения в Писании божественного от привнесенного человеком. Техники реконструкции были наиболее развиты Шлейермахером: целью работы герменевта является вживание во внутренний мир автора – через процедуры фиксации содержательного и грамматического плана текста необходимо создать условия для эмпатии – вчувствования в субъективность автора и воспроизведения его творческой мысли. В традиции историцизма применительно к проблемному полю Г., Дильтей настаивал на дополнении этого метода исторической реконструкцией ситуации возникновения текста (как выражения события жизни). Кроме того, Дильтей выдвинул идею понимания как метода наук о духе, в отличие от присущего наукам о природе объяснения. Он рассматривает как базис Г. описательную психологию, а приоритетной наукой, в которой раскрывается Г., – историю. До Дильтея Г. рассматривалась как вспомогательная дисциплина, набор техник оперирования с текстом, после – как философская, цель которой – задать возможность гуманитарного исследования. Совершенно оригинален подход Хайдеггера, который рассматривает понимание (себя) как характеристику бытия, без которой оно скатывается в позицию неподлинности. Такое понимание служит основой всякого последующего истолкования: и того что есть, и возможностей. Понимание Г. как порождения новых смыслов в диалоге традиций (Рикер) с традицией (Гадамер, Хабермас) преобладает в философии 20 в. (вероятно, именно такой образ Г. привел к "герменевтическому буму"). Гадамер, интерпретируя Хайдеггера, отмечал, что бытие само себя понимает через конкретных людей и события – такое бытие есть язык, традиция. Цель работы герменевта – наиболее полно выявить механизмы формирования своего опыта (предрассудки), которыми наделяет его традиция. Выявление происходит через практику работы с текстами, через соотнесение их содержания с опытом "современности". Это – диалог, посредством которого рождается новый смысл – этап жизни традиции и самого текста. Хабермас видит Г. как рефлексивное средство критики и преодоления традиционной "извращенной коммуникации", приводящей к современному уродливому сознанию. Рикер рассматривает гносеологическую сторону Г. – в семантическом, рефлексивном и экзистенциальном аспектах. Семантика – изучение смысла, скрытого за очевидным – коррелирует с психоанализом, структурализмом и аналитической философией, а также экзегезой. Рефлексия как самопознание должна опровергнуть иллюзию "чистоты" рефлексирующего и обосновать необходимость познания рефлексирующего через его объективации. Экзистенциальный план подразумевает распознание за различными образами интерпретации разные способы бытия – при проблематичности нахождения их единства. Г. для Рикера необходимо связана с философией. Она должна ограничить сферы применимости каждого из этих методов. В противоположность этому Э. Бетти выступает за сохранение Г. как независимого от философии метода гуманитарных наук. В то же время Г. в 20 в. стала большим, чем просто конкретной теорией или наукой, – она стала принципом философского подхода к действительности. (См. также Гадамер, Дильтей, Рикер, Шлейермахер, Хабермас, Герменевтический круг.)

Д. В. Майборода


К НАЧАЛУ


Просмотров: 511
Категория: Библиотека » Философия


Другие новости по теме:

  • В. Дильтей. ОПИСАТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ | Глава 7 СТРУКТУРА ДУШЕВНОЙ ЖИЗНИ Я находит себя
  • В. Дильтей. ОПИСАТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ | Глава 9 ИЗУЧЕНИЕ РАЗЛИЧИЙ ДУШЕВНОЙ ЖИЗНИ. ИНДИВИД Познание
  • В. Дильтей. ОПИСАТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ | Глава 8 РАЗВИТИЕ ДУШЕВНОЙ ЖИЗНИ Вторая охватывающая связь,
  • В. Дильтей. ОПИСАТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ | Глава 6 ВОЗМОЖНОСТЬ И УСЛОВИЯ РАЗРЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ ОПИСАТЕЛЬНОЙ
  • В. Дильтей. ОПИСАТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ | Глава 5 ОТНОШЕНИЕ МЕЖДУ ОБЪЯСНИТЕЛЬНОЙ И ОПИСАТЕЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЕЙ
  • В. Дильтей. ОПИСАТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ | Глава 4 ОПИСАТЕЛЬНАЯ И РАСЧЛЕНЯЮЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Понятие описательной
  • В. Дильтей. ОПИСАТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ | Глава 3 ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ В дальнейшем под объяснительной
  • В. Дильтей. ОПИСАТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ | Глава 2 РАЗЛИЧИЕ ОБЪЯСНИТЕЛЬНОЙ И ОПИСАТЕЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Различение
  • В. Дильтей. ОПИСАТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ | Глава 1 МЫСЛИ ОБ ОПИСАТЕЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Задача психологического
  • П. Фейерабенд. ПРОТИВ МЕТОДА | ОГЛАВЛЕHИЕ АНАЛИТИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ Набросок основных рассужденийВведениеНаука представляет собой
  • П. Фейерабенд. ПРОТИВ МЕТОДА | ОГЛАВЛЕHИЕ 8 Первоначальные трудности, вызванные этим изменением,разрешаются посредством
  • П. Фейерабенд. ПРОТИВ МЕТОДА | ОГЛАВЛЕHИЕ 7 Новые естественные интерпретации образуют новый ивысокоабстрактный
  • П. Фейерабенд. ПРОТИВ МЕТОДА | ОГЛАВЛЕHИЕ 6 В качестве примера такой попытки я
  • П. Фейерабенд. ПРОТИВ МЕТОДА | ОГЛАВЛЕHИЕ 5 Ни одна теория никогда, не согласуется
  • П. Фейерабенд. ПРОТИВ МЕТОДА | ОГЛАВЛЕHИЕ 9 Наряду с естественными интерпретациями Галилей заменяеттакже
  • П. Фейерабенд. ПРОТИВ МЕТОДА | ОГЛАВЛЕHИЕ 4 Не существует идеи, сколь бы устаревшей
  • П. Фейерабенд. ПРОТИВ МЕТОДА | ОГЛАВЛЕHИЕ 3 Условие совместимости consistency, согласна которомуновые гипотезы
  • П. Фейерабенд. ПРОТИВ МЕТОДА | ОГЛАВЛЕHИЕ 2 Например, мы можем использовать гипотезы, противоречащиехорошо
  • П. Фейерабенд. ПРОТИВ МЕТОДА | ОГЛАВЛЕHИЕ 1 Это доказывается и анализом конкретных историческихсобытий,
  • П. Фейерабенд. ПРОТИВ МЕТОДА | ОГЛАВЛЕHИЕ 12 Такие иррациональные методы защиты необходимы вследствиенеравномерного
  • П. Фейерабенд. ПРОТИВ МЕТОДА | ПРЕДИСЛОВИЕ К НЕМЕЦКОМУ ИЗДАНИЮ Критическое исследование науки должно
  • П. Фейерабенд. ПРОТИВ МЕТОДА | ОГЛАВЛЕHИЕ 10 Первоначальные опыты с телескопом также не
  • П. Фейерабенд. ПРОТИВ МЕТОДА | Примечания Предисловие В отличие от науки церковь во
  • П. Фейерабенд. ПРОТИВ МЕТОДА | Библиография 1. Althusser L. For Marx. London and
  • П. Фейерабенд. ПРОТИВ МЕТОДА | ОГЛАВЛЕHИЕ 18 Таким образом, наука гораздо ближе к
  • П. Фейерабенд. ПРОТИВ МЕТОДА | ОГЛАВЛЕHИЕ 11 В то же время существовали, некоторые
  • П. Фейерабенд. ПРОТИВ МЕТОДА | ОГЛАВЛЕHИЕ 13 Метод Галилея применим также и в
  • П. Фейерабенд. ПРОТИВ МЕТОДА | ОГЛАВЛЕHИЕ 14 Полученные результаты заставляют отказаться от разделенияконтекста
  • П. Фейерабенд. ПРОТИВ МЕТОДА | ОГЛАВЛЕHИЕ 15 И наконец, гл. 6-18 показывают, что
  • П. Фейерабенд. ПРОТИВ МЕТОДА | ОГЛАВЛЕHИЕ 16 Громогласно мы его восхвалим, Дабы насон



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь