ГЕРМЕНЕВТИКА (греч. hermeneutike толкование)
направление в философии и гуманитарных науках, в котором понимание рассматривается как условие (осмысления) социального
бытия. В узком смысле совокупность правил и техник истолкования текста в ряде областей знания филологии,
юриспруденции, богословии и др. Философская Г. видит процесс понимания как бесконечный, что воплощается в принципе
герменевтического круга. Исторические разновидности Г.: перевод (опыт иного и перенос смысла в свой язык), реконструкция
(воспроизведение истинного смысла или ситуации возникновения смысла) и диалог (формирование нового смысла и
субъективности в соотношении с существующим). Первый этап исторической эволюции Г. искусство толкования воли богов
или божественного намерения античность (толкование знамений) и средние века (экзегетика как толкование Священного
Писания). Понимание как реконструкция преобладает, начиная с эпохи Возрождения, в виде филологической Г. В
протестантской культуре оно накладывается на религиозную Г. проекты отделения в Писании божественного от
привнесенного человеком. Техники реконструкции были наиболее развиты Шлейермахером: целью работы герменевта является
вживание во внутренний мир автора через процедуры фиксации содержательного и грамматического плана текста необходимо
создать условия для эмпатии вчувствования в субъективность автора и воспроизведения его творческой мысли. В традиции
историцизма применительно к проблемному полю Г., Дильтей настаивал на дополнении этого метода исторической
реконструкцией ситуации возникновения текста (как выражения события жизни). Кроме того, Дильтей выдвинул идею понимания
как метода наук о духе, в отличие от присущего наукам о природе объяснения. Он рассматривает как базис Г. описательную
психологию, а приоритетной наукой, в которой раскрывается Г., историю. До Дильтея Г. рассматривалась как
вспомогательная дисциплина, набор техник оперирования с текстом, после как философская, цель которой задать
возможность гуманитарного исследования. Совершенно оригинален подход Хайдеггера, который рассматривает понимание (себя)
как характеристику бытия, без которой оно скатывается в позицию неподлинности. Такое понимание служит основой всякого
последующего истолкования: и того что есть, и возможностей. Понимание Г. как порождения новых смыслов в диалоге традиций
(Рикер) с традицией (Гадамер, Хабермас) преобладает в философии 20 в. (вероятно, именно такой образ Г. привел к
"герменевтическому буму"). Гадамер, интерпретируя Хайдеггера, отмечал, что бытие само себя понимает через
конкретных людей и события такое бытие есть язык, традиция. Цель работы герменевта наиболее полно выявить механизмы
формирования своего опыта (предрассудки), которыми наделяет его традиция. Выявление происходит через практику работы с
текстами, через соотнесение их содержания с опытом "современности". Это диалог, посредством которого
рождается новый смысл этап жизни традиции и самого текста. Хабермас видит Г. как рефлексивное средство критики и
преодоления традиционной "извращенной коммуникации", приводящей к современному уродливому сознанию. Рикер
рассматривает гносеологическую сторону Г. в семантическом, рефлексивном и экзистенциальном аспектах. Семантика
изучение смысла, скрытого за очевидным коррелирует с психоанализом, структурализмом и аналитической философией, а
также экзегезой. Рефлексия как самопознание должна опровергнуть иллюзию "чистоты" рефлексирующего и обосновать
необходимость познания рефлексирующего через его объективации. Экзистенциальный план подразумевает распознание за
различными образами интерпретации разные способы бытия при проблематичности нахождения их единства. Г. для Рикера
необходимо связана с философией. Она должна ограничить сферы применимости каждого из этих методов. В противоположность
этому Э. Бетти выступает за сохранение Г. как независимого от философии метода гуманитарных наук. В то же время Г. в 20
в. стала большим, чем просто конкретной теорией или наукой, она стала принципом философского подхода к
действительности. (См. также Гадамер, Дильтей, Рикер, Шлейермахер, Хабермас, Герменевтический круг.)
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.