С. В. Гиппиус. ТРЕНИНГ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ

- Оглавление -



15. ДЕЙСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ ЖИЗНИ РОЛИ

Сделаем небольшое отступление и поговорим о методе физических действий и об особенностях тренинга, обусловленных этим методом.

Сущность метода раскрыта в известных работах М. О. Кнебель, во вступительной статье Г. В. Кристи и В. Н. Прокофьева к 4 тому собрания сочинений Станиславского. Физиологическое обоснование дано, в частности, в книге П. В. Симонова "Метод К. С. Станиславского и физиология эмоций", показавшего основную ценность метода как способа косвенного воздействия на чувство, позволяющего вызывать непроизвольные реакции через произвольные действия.

Однако практическая методика еще недостаточно разработана и, поскольку не все работники театра и театральной педагогики склонны глубоко изучать наследие Станиславского, особенно последних лет его жизни, а нередко довольствуются не столько знанием метода, сколько взятыми иногда, так сказать, из вторых рук, субъективными и неполными представлениями, компрометирующими метод, – практика театральных учебных заведений, особенно периферийных, как не раз приходилось убеждаться, полна фактов упрощенного понимания этого метода.

Говорят: "Только физические действия и ничего больше!", причем физические действия иногда понимаются как действия "в чистом виде", по существу, как механические движения, а позывы к действию отсекаются, подробности внутреннего мира игнорируются. А. Д. Попов рассказал однажды о режиссере, который утверждал, что если говорится "вы не то воображаете", "вы не то представляете себе", "вы не о том думаете", то это не метод физических действий!

Эта опасная вульгаризация метода затормозила изучение и распространение последних открытий Станиславского и многих оттолкнула от желания освоить его систему.

К открытию приема действенного анализа пьесы и жизни роли, к иному пониманию места, значения и содержания "застольного периода" Станиславский был подготовлен всем ходом эволюции его системы. Еще в годы ее зарождения у него возникли первые предчувствия "физической схемы роли". В архиве Станиславского хранятся тетради Ольги Гзовской и Алисы Коонен, с которыми он занимался упражнениями на аффективную память. Судя по опубликованному в 7-м томе письму Станиславского к О. В. Гзовской, записи эти можно датировать февралем 1911 года.

И вот – любопытнейшая вещь! О. В. Гзовская, по заданию Станиславского, описывает природу чувства любви. В этом описании нет недостатка в констатации всяческих настроений, душевных предчувствий, эмоций. Восторженность изложения подкреплена междометиями, восклицательными знаками и многоточиями.

А на соседней странице – деловые, даже чуть суховатые строчки Станиславского, анализирующего природу чувства с действенной стороны. "Что я делаю, когда я влюблен?" – спрашивает себя Станиславский и дальше перечисляет по пунктам многие психофизические действия, которые совершает влюбленный человек.

Через 23 года, в 1934 г., он заносит в записную книжку: "Джемс говорит: попробуйте описать чувство и будет (получится) рассказ о физическом действии и ощущении".

Вряд ли нужен здесь подробный разбор философии и психологии У. Джемса, отдельные высказывания которого несомненно повлияли на формирование метода физических действий. Там же Станиславский записал: "Джемс. Сначала действовать – потом сознавать и чувствовать". Эта спорная мысль послужила толчком к последующей вульгаризации метода, хотя сам Станиславский в своей творческой практике вовсе не склонен был отрывать действие от сознания, отделять физическое действие от внутреннего позыва к нему.

Станиславский дал исчерпывающее определение метода: "Вникните в этот процесс и вы поймете, что он был внутренним и внешним анализом себя самого, человека, в условиях жизни роли... Самое простое физическое действие при своем реальном воплощении на сцене заставляет артиста создавать по его собственным побуждениям всевозможные вымыслы воображения..."

Выкиньте из этой мысли "по его собственным побуждениям", подчеркните слово "заставляет" – теперь можно утверждать, что физические действия сами собой вызовут чувства. Но в том-то все и дело, что должны быть еще "собственные побуждения"!

Станиславский предложил в своем методе новый подход к воплощению образа по сравнению со старой практикой своей же системы. В прежнем, застольном периоде намечались куски, формулировались задачи, налаживалось самочувствие актера в роли, а потом актер переносил нажитое за столом на площадку, где искались мизансцены. Теперь Станиславский пришел к выводу, что гораздо вернее наживать самочувствие в моменты пробы действия, чтобы актер анализировал всей совокупностью душевных и физических сил природу своего поведения в очередном действенном эпизоде, в событии этого эпизода. Прежде был твердый порядок – в застольном периоде искалось переживание, в работе на площадке – воплощение. Теперь Станиславский требует: ищите переживание в воплощении – действуя на площадке, а не рассуждая о действии.

Это не исключает застольного периода, в котором надо понять (умозрительно) идейное значение данного образа в предлагаемых обстоятельствах пьесы и ознакомиться (умозрительно) с идейной направленностью, стилевыми особенностями и предлагаемыми обстоятельствами самой пьесы. Это не исключает неоднократность возвращений к столу для дальнейшего анализа идей и отдельных технических отработок – деталей словесного действия, например.

Рассказывая о последней работе Станиславского над "Тартюфом", В. О. Топорков пишет, что начались репетиции с "работы ума": разбор пьесы за столом состоял в опознавании отдельных сцен и всей пьесы в целом, в котором актеру надлежало аналитически разобраться в материале роли, наметить контуры будущего рисунка, логику своего поведения, логику борьбы.

Вместе с "разведкой ума" шла "разведка телом", а в целом – действенный анализ себя самого в условиях жизни роли, в освоении очередных действенных эпизодов пьесы. Что же касается природы физических действий, из которых слагается действенный эпизод, то они при этом методе просто не могут быть вне предлагаемых обстоятельств пьесы, раз им предшествовал идейный анализ. И дальше не может происходить простая "накатка" физических действий, без осознания их целей, без оживления этих действий вымыслом, зависящим от собственных побуждений актера.

Из анализа работы чувственно-двигательного аппарата человека можно сделать вывод о структуре физического действия. Каждое из них, а также структуру отдельного жизненного поступка можно представить себе с двух взаимосвязанных сторон:

  1. со стороны внутренней – как совокупность чувственных образов, внутренних видений, мысли и речи;

  2. со стороны внешней – как совокупность многообразных мышечных движений и мышечной памяти.

О неразрывности этих двух сторон не приходится повторять, так как кинестезия связана с мыслью, а чувственные образы и речь – с кинестезией. Движение и мысль! Взаимосвязь их обнаруживается еще и в том, что память мышц можно вызвать зрительным (мысленным) воспоминанием, а мысль, или внутреннее видение, может возникнуть под влиянием кинестетического рефлекса, так как сама связь между движением и мыслью – рефлекторна.

Кинестетическая память связана в механизме рефлекса и с эмоциональной памятью. При совершении целесообразного физического движения для какой-нибудь цели готовы включиться все контакты нервных связей, соединяющих кинестезию совершаемого действия движения с рефлексами (зрительными, словесными, эмоциональными, кинестетическими) прошлых аналогичных поступков.

И вот на этом основании соблазнительно предположить, что всемогущее физическое действие способно само по себе каждый раз оживлять следовые рефлексы. Действительно, возможности у него для этого есть. В жизни так и происходит. Ведь в жизни каждое действие – следствие предыдущего поступка, им рожденное. Жизненное действие – это непрерывная цепь естественно рожденных физических действий и поступков. А в сценическом действии единая цепь распадается на отдельные звенья, которые актер должен соединять, одно за другим. И одной "накаткой" действий еще нельзя превратить возможность следовых рефлексов в действительность.

Абсолютная, непоколебимая вера в происходящее на сцене, как говорит Станиславский, хоть и создается, но очень редко; бывают лишь более или менее продолжительные периоды такого состояния, а в остальное время сценической жизни роли правда чередуется с правдоподобием, вера с вероятием.

Актер стремится расширить эти периоды логикой и последовательностью физических действий. Но каждое действие само является рефлекторным, и если оно повторяется раз за разом, на каждой репетиции и на каждом спектакле без сознательного оживления актером следового рефлекса, без обновления внутренних видений, оно становится механическим действием, динамическим стереотипом, возникающим непроизвольно от однообразно повторяющихся раздражителей – от реплик партнера, большей частью, а то и от собственных привычных движений.

Поставив перед собой задачу действовать каждый раз, как в первый раз, актер должен помочь своей творческой природе включить пусковой механизм органического действования с помощью памяти восприятий, мысли, внутренних видений и других манков и позывов – для того, чтобы творческая природа создала новый, синтезированный вариант поступка по законам жизненного действия. Непроизвольное – через произвольное!

Упрощенное, неверное понимание метода приводит, огорчая его последователей, к мертвящему штампу простоты, потому что физическое действие, будь оно самым логичным, самым последовательным и целесообразным, способно лишь расчистить дорогу чувству, открыть все нужные семафоры на нервных путях, включить все нужные контакты и подготовить нервную систему к дилемме: либо в данное мгновение закреплять формирующийся механический рефлекс, либо породить новый живой поступок.

Но это еще не истина страстей, а только ближние к ней подступы – непроизвольно родившийся поступок. Несколько таких рождений – и можно встречать живое чувство! Тогда непрерывность логически развивающегося действия ("накатанного" репетициями) даст возможность чувству продлиться и выявить истину страстей.

Принцип непрерывности, по которому в первичном жизненном действии кинестезия и мысль находятся в непроизвольном единстве, надо соблюдать и в сценическом, вторичном действии. В нашей власти держать кинестезию и мысль в произвольном единстве, насильственном единстве до тех пор, пока произвольное не превратится в непроизвольное. Только не нарушать непрерывности мыслей, видений, чувственных образов, чтобы кинестезия не превратила действие в цепь непроизвольных штампов, как это часто бывает и в жизни, если человек совершает действие автоматически, не думая о нем. Жизненные наблюдения подтверждают этот закон.

Актер должен извлечь из сказанного следующие уроки:

  1. Нужно научиться владеть своим мускульным контролером.

  2. Нужно научиться владеть течением внутренних видений, мысли, чередованием чувственных образов, произвольными переключениями с одного чувственного различения на другое.

  3. Нужно научиться владеть непрерывностью логически развивающегося действия.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 848
Категория: Библиотека » Тренинги


Другие новости по теме:

  • К. С. Станиславский. РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ | Примечания Публикуется по тексту первого издания на русском
  • К. С. Станиславский. РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ | Об авторе Константин Сергеевич Алексеев Станиславский 150 театральный
  • К. С. Станиславский. РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ | Об актерской наивности47 . . . . .
  • К. С. Станиславский. РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ | О взаимодействии актера со зрителем46 В уборной, в
  • К. С. Станиславский. РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ | Дополнение к главе Общение43 . . . .
  • К. С. Станиславский. РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ | Добавление к главе о действии41 . . .
  • К. С. Станиславский. РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ | Из вариантов предисловия к книге Работа актера над
  • К. С. Станиславский. РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ | Приложения О целях Настольной книги драматического артиста38 Эта
  • К. С. Станиславский. РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ | XVI. ПОДСОЗНАНИЕ В СЦЕНИЧЕСКОМ САМОЧУВСТВИИ АРТИСТА . .
  • К. С. Станиславский. РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ | XV. СВЕРХЗАДАЧА. СКВОЗНОЕ ДЕЙСТВИЕ . . . .
  • К. С. Станиславский. РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ | XIV. ВНУТРЕННЕЕ СЦЕНИЧЕСКОЕ САМОЧУВСТВИЕ . . . .
  • К. С. Станиславский. РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ | XIII. ЛИНИЯ СТРЕМЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ПСИХИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ . .
  • К. С. Станиславский. РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ | XII. ДВИГАТЕЛИ ПСИХИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ . . . .
  • К. С. Станиславский. РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ | X. ОБЩЕНИЕ . . . . . .
  • К. С. Станиславский. РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ | XI. ПРИСПОСОБЛЕНИЕ И ДРУГИЕ ЭЛЕМЕНТЫ, СВОЙСТВА. СПОСОБНОСТИ И
  • К. С. Станиславский. РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ | РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ Часть Первая Работа над
  • К. С. Станиславский. РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ | Вступление ... февраля 19... г. в N-ском городе,
  • К. С. Станиславский. РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ | II. СЦЕНИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО И СЦЕНИЧЕСКОЕ РЕМЕСЛО . .
  • К. С. Станиславский. РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ | III. ДЕЙСТВИЕ. ЕСЛИ БЫ, ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА . .
  • К. С. Станиславский. РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ | IV. ВООБРАЖЕНИЕ . . . . . .
  • К. С. Станиславский. РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ | V. СЦЕНИЧЕСКОЕ ВНИМАНИЕ . . . . .
  • К. С. Станиславский. РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ | VI. ОСВОБОЖДЕНИЕ МЫШЦ Вот что случилось:Войдя в класс,
  • К. С. Станиславский. РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ | VII. КУСКИ И ЗАДАЧИ . . . .
  • К. С. Станиславский. РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ | VIII. ЧУВСТВО ПРАВДЫ И ВЕРА Урок с плакатом.
  • К. С. Станиславский. РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ | IX. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ . . . . .
  • П. Фейерабенд. ПРОТИВ МЕТОДА | ОГЛАВЛЕHИЕ 9 Наряду с естественными интерпретациями Галилей заменяеттакже
  • П. Фейерабенд. ПРОТИВ МЕТОДА | ОГЛАВЛЕHИЕ 8 Первоначальные трудности, вызванные этим изменением,разрешаются посредством
  • П. Фейерабенд. ПРОТИВ МЕТОДА | ОГЛАВЛЕHИЕ 7 Новые естественные интерпретации образуют новый ивысокоабстрактный
  • П. Фейерабенд. ПРОТИВ МЕТОДА | ОГЛАВЛЕHИЕ 6 В качестве примера такой попытки я
  • П. Фейерабенд. ПРОТИВ МЕТОДА | ОГЛАВЛЕHИЕ 5 Ни одна теория никогда, не согласуется



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь