ПОДВИГИ ПРОТИВ ПОРОКОВ ДУХОВНЫХ
Степень XVIII
Переходя к подвигам чисто духовным, преподобный Иоанн
предписывает инокам, прежде всего, борьбу с холодностью души в
отношении к спасению. Случается иногда, что подвижники, с некоторым
успехом совершив низшие подвиги против пороков своей чувственной
природы, почитают труд свой почти оконченным и для себя достаточным,
если они удержатся на высоте, достигнутой ими, и потому
нечувствительно впадают в ту теплохладность, которая так строго
осуждается в Апокалипсисе и от которой только один шаг до совершенной
бесчувственности. Для христианина хуже состояния сердечной
нечувственности едва ли можно что-нибудь и придумать!
Что такое она представляет? «Нечувствительность сердца, говорит
Преподобный, есть крайнее небрежение», есть род внутренней
непобедимой лености, по которой человек, зная свои обязанности, не
исполняет их, вполне понимая всю опасность своего положения, даже
сожалея о ней, однако же не хочет заставить себя исправиться.
«Нечувственный сам на себя сердится, но, по привычке своей, опять
возвращается к худому, гневается несчастный, что он так поступает, и
собственных своих слов не стыдится. Языком себя бранит, а делом
защищает. При воспоминании о разлуке души с телом воздыхает, но сам
во всю жизнь дремлет, как будто бы он вечен. О бдении
разглагольствует, но тотчас в сон погружается. Хвалит молитву, но сам
от нее, как от бича, убегает, а если и молится, то бывает всегда
холодным и как бы покрытым какою-то непроницаемою мглою, которая не
позволяет его уму горняя мудрствовать; даже к Таинству Евхаристии
приступает без всякого сердечного умиления, как будто вкушает простой
хлеб и простое вино, и совсем заграждает себе путь к дальнейшему
восхождению добродетельному». Одним словом, нечувственность сердечная
есть как бы смерть духовная. Поэтому-то подвиг против этого злого
недуга душевного и полагается в Лествице среди подвигов против
пороков духовных.
Заметим здесь, что подвиг этой степени в высшей степени необходим
не только для иноков, но и для мирян, и даже преимущественно для
мирян, потому что порок, против которого он направлен, является между
ними наиболее общим и встречается между ними гораздо чаще, чем между
иноками, хотя и несколько в другом виде. Относя всю святость ко
внешней честности, многие миряне мало заботятся об исправлении своего
сердца, об устроении своей внутренней жизни по правилам святой
христианской нравственности.
Победить душевную холодность и беспечность и стяжать столько
ревности к своему спасению, чтобы не отступать перед самыми сильными
искушениями и не терять бодрости духа даже после поражений, можно, по
мнению Преподобного, страхом Божиим, частым размышлением о последнем
суде, напряженною и усердною молитвою и многим бдением.
Степени XIX и XX
Двумя последними средствами молитвой и бдением особенно
поддерживается жизнь духовная и ослабляются пагубные последствия
сердечной нечувственности. Поэтому усердное упражнение в молитвенных
предстояниях и бдение указываются в Лествице как особые подвиги двух
следующих степеней.
Вместо всяких рассуждений о вредных последствиях небрежности в
молитвенных предстояниях преподобный Иоанн только описывает, как она
обнаруживается в иноках. Одного этого достаточно, чтобы возбудить к
ней отвращение, настолько жалкими являются иноки, подверженные ей.
Главное средство, при помощи которого можно избежать всех видов
небрежности, рассеянности и непристойности во время молитвы, есть
живое и непрестанное памятование, что молясь мы предстоим лицу Божию.
Бдение состоит не только в сокращении сна, но и в том, чтобы
сбереженное таким образом время было посвящаемо на дела полезные и
благочестивые. «Рассмотрим, говорит преподобный Иоанн, как
поступаем мы, когда бодрствуем на вечерних, дневных и ночных
предстояниях». И продолжает: «Некоторые при вечерних и ночных
молитвах воздевают преподобные свои руки, другие поют псалмы, иные
упражняются в чтении Св.Писания, иные противоборствуют сну
посредством рукоделия, а другие углубляются в размышление о смерти.
Бог принимает все эти дары и ценит их, смотря по мере их и усердию
приносящего». Вот как описывает он плоды бдения: «Бодрость очищает
мысль, бдением очищается память, а излишний сон наводит на человека
забвение и омрачает его душу. Внимай себе трезвенно после молитвы, и
ты увидишь целые толпы бесов, нами побежденных, которые после молитвы
стараются осквернить нас непристойными воображениями».
При этом нельзя умолчать, что подвиги стояния молитвенного и
бдения ясно заповеданы Иисусом Христом для всех христиан.
Бодрствуйте, молитесь!(Мк.13 33) Смотрите за собой,
бодрствуйте на всякое время(Лк.21,34.36), говорил Он своим
ученикам, а в лице их и всем нам. Подвиги эти освящены и собственным
Его примером. Он оставил нам образ да все, по мере сил, последуем
стопам Его. Занятия, которых требует истинное и душеполезное бдение,
могут казаться совершенно неудобными в мирском быту только для тех,
кто любит мир более, нежели Бога, и отвращается от всякого труда ради
своей души и ради Бога.
Степень XXI
Духи злобы всячески стараются отнять или сокрушить это столь
страшное для них оружие, всячески стараются воспрепятствовать
подвижнику в его подвигах молитвы и бдения. С этой целью они наводят
на душу подвижника различные страхования искушение, ничтожное для
имеющих дух мужественный, но гибельное для малодушных и боязливых.
Они делаются совсем неспособными совершать молитву келейную и
сохранять бдение в ночное время, а иногда даже и днем. Всякий
внезапный случай, один шорох, своя собственная тень, пустота места
смущают их душу, пугают воображение и отвлекают мысль от
благочестивых занятий. Победоносную борьбу против этой истинно
детской слабости преподобный Лествичник полагает в двадцать первой
степени своей духовной лествицы.
Страх боязливых преподобный Иоанн объясняет недостатком живой
веры в Бога и излишней самонадеянностью. В ком нет твердой и живой
веры в то, что без воли Бога и Отца нашего не может с главы нашей и
один волос упасть, что Он хранит вхождение и исхождение наше,
ограждает нас от всякого зла, тому остается верить только в свои
силы, на себя одного надеяться, для него нет помогающего, нет
спасающего (Пс.106,12; 2 Цар.22,42) в случае великой беды. Но в
то же время он не может скрыть от самого себя крайней слабости своих
сил пред темными силами ада, непрестанно воюющими на человека. Вот
источник его боязливости! Христианину вовсе неприлично и
неизвинительно поддаваться этому жалкому чувству и тем радовать духов
злобы. Сколько дано ему залогов самой заботливой, отеческой о нем
попечительности Божией, направленной именно к тому, чтобы
предохранить его от злых наветов вражиих!
Средства против напрасной боязливости и малодушия преподобный
Иоанн предлагает такие: не переставай в самую полночь ходить в такие
места, в которых ты боишься быть; призывай чаще имя Христово и вообще
молитвою вооружайся против душевных супостатов; плачь о грехах своих
и отложи всякие земные попечения. Сила этого последнего средства
заключается в том, что страх ответа за грехи пред неумолимым
правосудием Божиим изгоняет всякий другой страх, а оставление всяких
попечений ставит подвижника в такое положение, в котором ему не за
что бояться, хотя бы и случилось с ним какое-либо несчастное
обстоятельство: он ни к чему не привязан.
Между мирянами, по самому образу их жизни в обществе, должна реже
встречаться слабость, о которой идет речь, чем между ведущими жизнь
уединенную. Однако, и в мире есть множество робких и суеверных душ,
которые иногда более страдают от напрасной боязливости и страха, чем
какой-нибудь отшельник в уединении. Так как и в них такая боязливость
есть плод маловерия и немалое (по крайней мере, в некоторых случаях)
препятствие в благочестивых занятиях, потому и им нужно всячески
стараться освободиться от этой слабости. Средства, указанные для
этого Преподобным, и для мирян являются самыми лучшими.
Степень XXII
Впрочем, боязливость есть только самое первое и самое малое из
внутренних духовных искушений, и борьба с ним есть только начало
предстоящих страшных духовных браней. Не успев лишить подвижника
оружия, наилучшего в духовной брани, враг, если продолжить сравнение,
старается вселить в воина Христова дух измены, старается,
мало-помалу, незаметно влить в подвижника суетное желание и
заботливость, да благо рекут о нем человецы, т.е. старается
возбудить в нем тщеславие. Когда он поддается этому искусительному
желанию, то, очевидно, все будет делать для себя, а не для Бога, для
похвалы и славы своей, а не Божией, к чему он призван и на что дал
особую клятву при Крещении и в иноческих обетах, и, следовательно,
становится изменником пред величием Божиим. Не нужно доказывать, что
это великий порок, он губит плоды всех прежде совершенных подвигов и
добродетелей, отнимает награду за труды, которые совершает и
собирается совершить подвижник, и призывает на него страшный гнев
Божий. Не напрасно Спаситель сказал: Горе вам, когда все люди
будут говорить о вас хорошо (Лк. 6,26).
Указывая в борьбе с этим пороком подвиг двадцать второй степени,
Преподобный требует от подвижника не только того, чтобы он изгнал из
своего сердца всякую тщеславную мысль, но чтобы с радостью переносил
всякого рода поношения и уничижение; только в таком случае будет
видно, что подвижник на самом деле совершенно преодолел дух
тщеславия. Надо, однако же, сказать, что борьба с этим нечистым духом
крайне трудна. Так как здесь человеку нужно бороться со своим
собственным я, тем я, которое так самолюбиво не видит и не хочет
видеть своих недостатков, которое так нам любезно, даже и при явных слабостях.
Чем более стяжает инок добродетелей, тем более он подвергается
опасности нападения духа тщеславия. Благополучно совершившему начало
многотрудных и болезненных подвигов, по человеческому рассуждению,
весьма извинительно и естественно чувство некоторого самодовольства.
И чем выше и многочисленнее подвиги, тем это чувство естественнее и
сильнее в подвижнике. Но да сохранит любовь Божия подвижника от
искушения делать с самоуслаждением обзор совершенных им дел!
Самодовольство, от этого обзора происходящее, есть уже семя
тщеславия, которое из него непременно и весьма быстро развивается. С
другой стороны, по мере того, как подвижник начинает являть некоторые
успехи в жизни духовной, находятся люди, которые начинают расточать
ему похвалы, удивляться ему, и тем неизбежно возбуждают в нем
тщеславие. «Великого труда, говорит преподобный Иоанн, стоит
отразить от своей души похвалу человеческую»; или в другом месте:
«Сносить обиды свойственно людям возвышенной души, а слушать похвалу
без всякого чувства свойственно одним святым и непорочным».
Нападения других страстей бывают более явны, и потому борьба с
ними удобнее, но порок тщеславия неуловим, он незаметно примешивается
к каждой нашей мысли, к каждому поступку и, как яд, отравляет их. Так
описывает его преподобный Иоанн: «Когда, например, я храню пост, в то
время тщеславлюсь, когда же, для утаения от людей поста своего,
разрешаю на брашно, то опять о благоразумии своем тщеславлюсь.
Одевшись в светлую одежду, побежден бываю от любочестия. Говорить ли
стану тщеславием обладаюсь, молчать ли захочуопять ему предаюсь.
Как ни брось этот треножник, все он будет острием кверху».
Однако ж, как ни силен этот нечистый дух, с помощию Божиею можно
преодолеть его. Нужно только не забывать и не ослаблять тех средств,
которые указываются преподобным Иоанном против всякого душевного
недуга. Это усердная молитва к Богу, Единому Врачу душ наших; живое
и непрестанное памятование нашей смерти и будущего беспристрастного,
грозного суда над нами, и еще более Страшного суда всеобщего при
кончине мира; соединенное с глубоким сокрушением сердца воспоминание
о своих грехах: «Когда кто-либо начнет хвалить нас, мы будем всякий
раз почитать себя недостойными этих похвал, и таким образом не
допустим в сердце свое прокрасться чувству тщеславному», правило,
весма полезное и для мирян. Всякому в своем круге, а особенно
поставленному над другими на некоторой высоте, приходится слышать
льстивые речи, незаметно разжигающие тщеславное чувство, которое,
однако ж, преступно не только в иноке, но и в каждом христианине.
Чтобы похвала не могла омрачить и отуманить голову, ближайшее,
легчайшее и вернейшее к тому средство для мирского человека
постоянно помнить свои недостатки и почитать себя недостойным похвал.
Степень XXIII
Если же подвижник, допустивший тщеславному чувству вселиться в
себя, не будет стараться истребить его или же станет делать это
только вполсилы, не со всем усердием и самоотвержением, то скоро
горько будет оплакивать свое небрежение: он и не заметит, как душою
овладеет погибельный сатанинский дух гордости. Не ослабляемая всеми
мерами заботливость о славе людской скоро произведет в тщеславном
подвижнике желание стать выше других; не отвергаемые, а, напротив, с
услаждением выслушиваемые похвалы льстецов незаметно породят в нем
убеждение, что он и действительно во многом превосходит других.
Впрочем, гордость такой порок, который обуревает не только не
устоявших в борьбе с духом тщеславия, но и тех, кто мужественно и
победоносно ее выдерживает. Враг нашего спасения, озлобляемый
успехами подвижника и быстрым его приближением к высшему
совершенству, насылает на него самое лютое искушение свой
собственный дух, дух гордости, которым и усиливается низринуть его с
высоты добродетелей в бездну греховную. Для этого враг самые успехи
подвижника употребляет как оружие против него, стараясь надмить ими
его сердце. Потому, во всяком случае, уступил несколько подвижник
тщеславному чувству или преодолел его, за борьбою с этим искушением
его ожидает брань с духом гордости, брань, которая поэтому составляет
предмет двадцать третьего подвига в Лествице нашего святого учителя.
«Дух гордости, говорит преподобный Кассиан, самый лютый,
свирепее всех прочих. Он лют по своим последствиям, по тому
расстройству, которое вносит в душу, открывшую ему в себя вход; лют и
по тому упорству, с каким он остается мучить ее, несмотря на самые
крайние усилия подвижника к его прогнанию».
Презрение к другим, желание уничижать, осуждать своего собрата
при всяком удобном случае, гнев, жестокосердие, совершенное
отсутствие всякого сострадания, удаление от благодатной помощи
Божией, а потом ослепление ума, бесплодие душевное, смерть духовная
вот те главнейшие горькие плоды, которые прежде всего и притом с
быстротою невообразимою производит в душе человека запавшее в нее
горькое семя гордости. Впрочем, ко всем этим печальным последствиям,
раньше или позже, более или менее, может привести и всякий другой порок.
Собственное же и мучительнейшее для подвижника порождение
гордости составляют неизъяснимые хульные помыслы. Она, как порок
демонский, вселяет в душу человека и воцаряет в ней самого диавола,
который старается сообщить ей свои собственные свойства, а известно,
что для диавола богохульство есть потребность и наслаждение. Вот
почему гордость почитается и есть причина хульных помыслов!
Состояние подвижника, когда эти помыслы начинают овладевать его
душой, есть состояние самое безотрадное, жалкое и опасное.
Непостижимым для него самого образом, совершенно внезапно, являются в
его душе какие-то непотребные и бесстыдные представления, приходят на
память и не отходят какие-то непристойные слова, пробуждаются в уме
какие-то странные, богопротивные мысли, хуления против Самого Бога и
всего Божественного и священного.
И, что всего бедственнее, подобные помыслы наиболее нападают и
смущают подвижника во время молитвы, даже при совершении бескровной
Жертвы. «Это искушение, говорит св.Лествичник, многих отвлекло от
молитвы, многих иссушило печалию, изнурило голодом, не давая ни
малейшего покоя, у многих отняло всякую надежду на возможность
спасения и таким образом сделало их хуже и бедственнее всякого
безбожника и язычника».
Чрезвычайно легко прививаясь к каждой душе, гордость, между тем,
изгоняется только невероятными усилиями. Истинное несчастье гордеца
состоит в том, что его страсть совершенно ослепляет его. Думая о себе
слишком много, он даже находит себя еще очень скромным в суждении о
себе. Чтобы открыть глаза ослепленному гордостью, преподобный
Лествичник указывает несколько признаков, по которым можно узнать
присутствие в человеке этого порока, каковы: крайнее тщеславие,
бесстыдное проповедание собственных своих достоинств, желание похвал,
хвастовство своею добродетелью, нетерпение обличений, любовь к
противоречиям и желание начальства. А так как все эти признаки
гордого духа более всего проявляются при прохождении послушания, под
строгим присмотром и при упражнениях, то преподобный Лествичник и
советует употреблять последние как средства сокрушения гордости в
иноке. Впрочем, эти средства, по выражению самого преподобного
Иоанна, подают только некоторую надежду ко спасению. Одного сознания
в пороке недостаточно. Более надежная и действительная против него
мера состоит в том, чтобы высоко о себе мечтающий дошел до убеждения,
что ему вовсе нечем гордиться, а, напротив, много есть причин смирять себя.
Гордость питается в человеке какими-то высокими природными и
благодатными дарованиями, совершенными им подвигами и
добродетелями,то есть, вообще всем, что каким бы то ни было образом
отличает его от других людей. Сообразно с этим преподобный Лествичник советует:
- Помнить, что самые наши добрые дела суть дар Божий, так
как только при помощи Его благодати мы можем совершать их. А
возноситься чужими украшениями недостойно и безумно. «Ты мог бы,
говорит он, возноситься теми добродетелями, которые бы ты совершил
или до своего рождения, или без помощи разума и тела, так как и
бытие, и разум, и самое тело все это дар Божий».
- Не забывать, что конец венчает дело и что неизвестно
еще, не погубим ли мы награды за подвиги целой нашей жизни
каким-нибудь поздним падением. В Евангелии есть пример, что некто и
на браке возлежал, но после по рукам и ногам был связан и во тьму
кромешную ввержен.
- Читать книги, повествующие о добродетелях Святых Отцов,
подвиги которых кажутся превышающими самую природу. «Если мы сравним
свои дела с делами этих великих светильников, то найдем, что мы еще и
не вступали на путь их тщательного жития, и обета своего не соблюли,
как бы следовало».
- Постоянно иметь в памяти свои грехопадения. «Гордость,
говорит Преподобный, рождается от забвения своих грехопадений, и
напротив, от памятования их снискивается смиренномудрие».
Воспользовавшись надлежащим образом всеми этими советами, инок,
да и мирянин, может подавить слепое и неразумное высокое мнение о
себе. Но горький плод этого порока нередко остается еще и после его уничтожения.
Показанными средствами не всегда можно избавиться от нечистых и
хульных помыслов. Для прогнания их нужны особые средства, тем более,
что эти помыслы иногда обуревают душу независимо от гордости, они
весьма часто входят, по словам св.Иоанна, в простейшие и
непорочнейшие сердца, которые более всех других этим беспокоются и смущаются.
Важнейшее средство против этих смущений очень просто. Нужно
только принимать эти демонские внушения именно за демонские и, не
унывая, отгонять их молитвою.
«Никто, говорит Преподобный, не почитай себя виноватым в этих
злохулительных помыслах. Сердцеведец Бог знает, что эти нечистые
помыслы не наши, но душевных наших супостатов. И потому за них не
осудит нас. Кто этого демона (нечистых помыслов) за ничто вменяет,
тот освобождается от хулительных мыслей». Если же эти злохуления в
сердце нашем таятся и питаются, то это вооружает против нас диавола и
злые помыслы так сильно, как ничто другое. Поэтому надо немедленно
открывать хульные помыслы отцу духовному.
Примечания
- «Ничто так не противостоит кающимся, как их
собственная возмутительная ярость, поскольку исправление нравов
требует многого смиренномудрия». [возврат]
- См.об этом: Иоанн Кассиан Римлянин. О восьми
порочных помыслах. // Христианское чтение, 1839.
[возврат]
<<<
ОГЛАВЛЕHИЕ
>>>
Библиотека