|
В.И.Гинецинский. ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ КУРС ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИКОГНИЦИИ И КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ Когнитивная сфера внутри себя расчленена и иерархизирована на четыре соподчиненных уровня. На каждом из них можно выделить структурную единицу и соответственно этому обозначить сами уровни: уровень ощущений, уровень восприятий, уровень представлений и уровень мыслей. Как и любой ингредиент психической реальности, ощущения, образы восприятия, образы представления, мысли являются продуктами интеграции внешнего, экстрапсихического воздействия и определенных сегментов внутренней активности субъекта. Динамические ингредиенты психической реальности наиболее явственно обнаруживают свое присутствие в структуре психической реальности, начиная с уровня восприятий. Поэтому наряду с образами восприятий следует выделять перцептивные действия, наряду с образами представлений репрезентативные действия, наряду с мыслями мыслительные операции. Разграничение ингредиентов когнитивной сферы, выполняющих прежде всего функции познания, отражения воспроизведения объекта, естественнее всего произвести по признакам познаваемого объекта. Ощущение это результат (процесс) психического отражения определенных свойств объекта при их воздействии на соответствующие рецепторные системы субъекта. Восприятие это результат (процесс) целостного психического отражения объекта при его актуальном взаимодействии с субъектом. Представление это результат (процесс) психического воспроизведения образа объекта, ранее уже встречавшегося в опыте субъекта, в условиях отсутствия взаимодействия с ним в данный момент. Мысль, мышление это психическое воспроизведение свойств объекта, недоступных непосредственному чувственному отражению. Такого рода представление структуры когнитивной сферы, конечно, не является единственно возможным. Поэтому, предваряя более подробную характеристику названных ингредиентов, приведем иные варианты структурного описания психической реальности, которые зафиксированы в некоторых достаточно известных методиках изучения интеллекта. В 1909 г. профессор Московского университета Г.И.Россолимо предложил тест для измерения развития общих способностей ("психологический профиль"). При этом автор использовал, по крайней мере, 4 варианта структурирования показателей, оценивающих интеллектуальные потенциалы человека:
В 1928 г. швейцарский психолог Р. Мейли опубликовал тест для измерения уровня интеллектуального развития, включающий в себя 6 субтестов:
На основе определения значений показателей по этим заданиям различаются 5 типов интеллекта: формально-логический, образно-конкретный, аналитически-рецептивный, творческий, равномерно развитый. В широко используемой и имеющей много модификаций методике, предложенной американским психологом Л. Векслером в 1939 г., используется 11 субтестов, объединенных в две шкалы: вербальную и невербальную. По названиям этих субтестов можно судить о психологическом смысле соответствующих им показателей: осведомленность, понятливость, арифметический, сходство, повторение чисел, словарный, шифровальный, недостающих деталей, кубики Косса, последовательные картинки, сложение фигур. Немецким психологом Р. Амтхауэром в 1953 г. предложен тест, включающий в себя 9 субтестов, позволяющих оценить следующие параметры:
В сравнении с тем, как будут охарактеризованы когнитивные механизмы дальше, подход к раскрытию понятия "интеллект", использованный в названных методиках, можно было бы определить как операционализированный ("интеллект это то, что измеряют интеллектуальные тесты"). В таком подходе есть, конечно, и свои достоинства, и свои недостатки. Среди последних, в частности, можно отметить определенный дефицит концептуального осмысления связей с исторически сформировавшимися категориями общей теории психической реальности. К HАЧАЛУ Библиотека Категория: Библиотека » Общая психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|