Дж. Фурст. НЕВРОТИК: ЕГО СРЕДА И ВНУТРЕННИЙ МИР

- Оглавление -


<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>


Моей жене Элен,
благодаря помощи которой
оказалось возможным
создать этот труд.
Предисловие

Алхимия в свое время считалась важной отраслью человеческой деятельности. Хотя ее немало критиковали, на алхимические изыскания расходовались огромные суммы и отдельные алхимики приобретали богатство и солидное положение. Алхимики-практики приходили к познанию многих явлений природы, и в своих экспериментах с химическими веществами они все больше научались добиваться практических результатов. Однако в действительности алхимики не понимали того, что они делают; в огромном большинстве их теории были совершенно фантастическими и находились в противоречии с теми многочисленными эмпирическими процессами, которые они открыли.

Психиатрию в ее теперешнем состоянии вполне можно сравнить с тем периодом развития алхимии, который непосредственно предшествовал возникновению из нее научной химии. На первый взгляд такая мысль кажется в высшей степени неправдоподобной. Разве психиатрия не является одной из наиболее обширных отраслей медицины? Разве психиатры, как врачи, не проходят длительного, тщательно разработанного курса обучения по многим различным отраслям знания? Разве в лечении пациентов психиатрами не применяются лекарства и приборы, которые воплощают многие научные принципы? Разве не издаются многочисленные психиатрические и психоаналитические журналы, посвященные проблемам науки и заполненные отчетами об исследовательских работах и теоретическими рассуждениями?

Тем не менее сходство современной психиатрии с алхимией весьма реально. Мы знаем много конкретных фактов о душевных недугах, мы можем достичь многих благотворных результатов в лечении различных душевных заболеваний, но, по существу, мы все еще не понимаем того, что мы делаем. У нас нет приемлемой теории психиатрии. Наша классификация душевных заболеваний эмпирична и описательна. Крайне различные типы болезненных процессов теперь смешиваются под общими названиями "невроза", "маниакально-депрессивных состояний" и "шизофрении". За исключением павловской терапии длительным сном, главные методы лечения психоза – фармакологически вызванный и электрический шок, инсулин, лихорадка и т.д. – были открыты чисто эмпирическим способом. До настоящего времени никто точно не знает, почему и как действуют эти методы; существуют добрые две дюжины теорий, пытающихся дать разумное объяснение шоковой терапии.

Более пятидесяти лет тому назад Фрейд открыл, что если невротику дать возможность подробно рассказать о себе в нейтральной (objective) атмосфере, то в результате пациент может себя почувствовать значительно лучше. И вплоть до сегодняшнего дня тысячи невротиков подвергаются примерно тому же лечению, хотя мы теперь имеем эклектические теории Фрейда, Юнга и Адлера, теорию Хорни, эзотерику Рейха и т.п. Большинство этих теорий расходятся друг с другом, некоторые из них, как это видно даже при беглом знакомстве, явно нерациональны, и все они без исключения внутренне противоречивы, имеют иррациональные моменты и ошибочны с научной точки зрения. Положение с лечением невротиков настолько неудовлетворительно, что нет согласия не только по вопросам теории, но и по результатам лечения; в самом деле, до сих пор почти не было сделано попыток научно проверить результаты лечения невротиков.

Психоанализ страдает от порочной и в основе своей ошибочной научной методологии. Психоаналитики провели определенные наблюдения над поведением невротиков. Из этих наблюдений они выводят теорию и ошибочно считают эту теорию доказанной, раз они могут сделать другие наблюдения того же рода и характера, как и те исходные положения, на которые опирается их теория. На деле же они тем самым просто подтверждают те наблюдения, которые привели к этой теории, но не самую теорию. То обстоятельство, что мы видим детей, сосущих свой большой палец, или детей, охваченных беспокойством и чувством виновности, ни в какой мере не служит подтверждением фрейдовской теории либидо или его теории Эдипова комплекса. От самого зарождения психоанализа и до настоящего дня его приверженцы придерживаются ложного типа рассуждений, замкнутых в порочном кругу. Чтобы действительно считаться доказанной, теория должна быть проверена объективными данными, отличными от тех, которые первоначально привели к ее постулированию.

Как следствие недостатков, присущих в настоящее время психиатрии как науке, в определенных кругах имеются тенденции или вообще отбросить ее, или считать, что в этой области к явлениям нужно подходить, не изучая существующие теорию и практику, с тем чтобы избежать заражения неверными идеями. Но это, по существу, антинаучная точка зрения. Психические болезни действительно существуют, и психиатрия здесь вполне уместна. Более того, невозможно совершенно заново приступить к лечению психических болезней, не сделав ряд неизбежных клинических ошибок и не потратив массу времени на собирание таких данных, которые уже хорошо известны.

Предпосылки для создания подлинно научной основы психиатрии уже существуют. Сюда входит, во-первых, теория отражения, а во-вторых – определенный объективный экспериментальный подход к изучению психических явлений.

Теория отражения утверждает, что наши мысли и психическая деятельность отражают материальный, внешний по отношению к нашему мозгу мир и от него происходят. Наш внутренний, субъективный мир есть отражение внешнего, объективного мира. Мысли, чувства и желания людей возникают не из какого-то внутреннего, мистического источника человеческой природы; они скорее отражают опыт людей, их участие в различных аспектах внешней действительности. Применительно к психиатрии это положение дает возможность разграничить влечение и эмоцию в соответствии с отраженными в них различными аспектами внешней действительности. Мы можем изучать сексуальные конфликты и эмоциональные проблемы, возникающие из отношений между мужчиной и женщиной, с точки зрения отражения ими определенного социального положения и различных социальных условий жизни мужчин и женщин. Настоящая книга представляет собой главным образом попытку пересмотреть с точки зрения теории отражения укоренившиеся взгляды на невроз и его лечение.

Вторая опора научной психиатрии должна быть найдена в различных типах объективного, экспериментального подхода к изучению психических явлений. Необходимо изучить и основу психики – нервную ткань, а также нервную структуру мыслей, чувств и мотиваций. Начало этому было положено нейроанатомией, нейрофизиологией и различными видами академического подхода к изучению памяти, восприятия и обучения. Павловский условно-рефлекторный подход к психике, пока еще недостаточно развитый, чтобы правильно объяснять формы высшей нервной деятельности животных и людей, тем не менее дает нам по существу верный методологический подход, позволяющий объективно изучать, как влияют на наш организм различные воздействующие на него раздражители. Я уверен, что этот метод может быть развит в необходимый объективный тип верификации, необходимый для проверки психиатрических теорий личности и психических заболеваний. Весьма вероятно, что задачи преодоления сексуального садизма и мазохизма, гомосексуальности, недержания мочи и сильного страха мы рано или поздно решим, пользуясь условнорефлекторным, а не классическим методом психодинамики.

После многих лет клинической работы и особенно в результате подготовки данной книги я пришел к заключению, что сущность невроза заключается в том факте, что невротик – и в мышлении и в практической деятельности – научился ошибочному, одностороннему подходу к жизни. Отсюда следует, что решение проблемы лечения невроза надо искать в процессах обучения. Путь ко все более безошибочному и научному лечению невроза лежит через изучение тех способов, какими люди обучаются в различных ситуациях. Нужно не описывать, а серьезно изучать эти способы в рамках нейрофизиологических реакций. Различные виды объективного подхода к этой проблеме, и в особенности условно-рефлекторный метод, дадут нам точное и верное понимание тех процессов обучения, которые мы теперь проводим эмпирически в ходе лечения. Кроме того, из такого понимания вырастут и новые способы лечения.

Мысль, что лечение – это процесс обучения, в моей практике уже доказала свою исключительную плодотворность. Я начал с лечения психоаналитическими методами, но с течением времени в конкретном лечении пациентов многое изменилось. Мне кажется, что тот интенсивный, глубокий и длительный метод лечения, который в дальнейшем описывается в настоящей книге, нельзя определить как психоаналитический. Как в этом убедится читатель, этот метод не исходит ни из психоаналитических принципов, ни из психоаналитических методов.

Настоящая книга написана и для специалиста и для неспециалиста. Хотя при ее подготовке для столь широкой аудитории возникло много технических трудностей, причем некоторые из них необходимо привели к компромиссам, которые не могут полностью удовлетворить ни ту, ни другую группу, я все же думаю, что это наиболее плодотворный подход к данному вопросу. Если психиатрические понятия не могут быть сформулированы так, чтобы их понял неспециалист, значит, в них что-то неверно. Кроме того, рассмотрение этого вопроса неспециалистами, обладающими более широкими взглядами, открывает много ценных положений специалисту-практику, мысли которого имеют тенденцию ограничиваться его специализированным опытом.

В своем настоящем виде данная книга призвана дать общее и ориентирующее изложение проблемы невроза с точки зрения теории обучения, опирающейся на теорию отражения. Первая часть книги посвящена рассмотрению главных научных и философских положений и исследованию основополагающих вопросов теории неврозов. Во второй части я пытаюсь приложить эти положения и принципы к теории невроза и рассмотреть определенный вид теории обучения, как метод психотерапии.

Такой широкий подход имеет свои положительные и отрицательные стороны. Одним из главных недостатков является то, что почти каждая глава могла бы быть расширена в целый трактат по данной теме. Кроме того, налицо определенное количество повторений, ибо невозможно рассматривать отношение нашего общества к семье, детям, к психическим болезням и их лечению, не прибегая к известным повторениям. Тем не менее, учитывая, как много возникает вопросов и как велика путаница в области современной психиатрии, я счел необходимым выступить в настоящее время с широким, ориентирующим изложением проблемы, а не с детализированным, интенсивным исследованием отдельных аспектов лечения или теории невроза.

В ходе подготовки книги мои мысли и клиническая практика непрерывно изменялись. Это вызвало много серьезных технических трудностей и необходимость сделать много исправлений. В результате я пришел также к убеждению в том, что этот труд – только начало и должен содержать ошибки. Я сделал все возможное, чтобы их избежать, но предвижу, что обсуждение книги выявит такие ее недостатки, которые теперь скрыты для меня. Поэтому я приветствую серьезную научную дискуссию и критику, откуда бы она ни исходила, ибо необходимо добиться истины и сформулировать научную теорию, невзирая на то, что чьи-то интересы при этом могут быть задеты и что могут быть отброшены многие прочно установившиеся приемы лечения и концепции, в том числе и мои.

В заключение я хотел бы воспользоваться возможностью поблагодарить тех лиц, которые внесли свои предложения и сделали критические замечания и тем самым помогли мне в подготовке этой рукописи.

Джозеф Б. Фурст, доктор медицины
Нью-Йорк, февраль 1954



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 2131
Категория: Библиотека » Критика


Другие новости по теме:

  • Л. Ф. Обухова. ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ТЕОРИИ, ФАКТЫ, ПРОБЛЕМЫ | Глава X НЕОКОНЧЕННЫЕ СПОРЫ 1. П.Я.Гальперин и Ж.Пиаже
  • Л. Ф. Обухова. ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ТЕОРИИ, ФАКТЫ, ПРОБЛЕМЫ | Глава IV ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО НАУЧЕНИЯ 1. Отход от
  • Л. Ф. Обухова. ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ТЕОРИИ, ФАКТЫ, ПРОБЛЕМЫ | Глава III ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ 1. Теория
  • Л. Ф. Обухова. ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ТЕОРИИ, ФАКТЫ, ПРОБЛЕМЫ | Глава II ПРЕОДОЛЕНИЕ БИОГЕНЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПСИХИКИ
  • Л. Ф. Обухова. ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ТЕОРИИ, ФАКТЫ, ПРОБЛЕМЫ | Глава I ДЕТСТВО КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 1.
  • Л. Ф. Обухова. ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ТЕОРИИ, ФАКТЫ, ПРОБЛЕМЫ | Предисловие В настоящее время в мире существует множество
  • Л. Ф. Обухова. ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ТЕОРИИ, ФАКТЫ, ПРОБЛЕМЫ | Глава V УЧЕНИЕ Ж.ПИАЖЕ ОБ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА
  • Л. Ф. Обухова. ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ТЕОРИИ, ФАКТЫ, ПРОБЛЕМЫ | Глава VI Л.С.ВЫГОТСКИЙ И ЕГО ШКОЛА 1. Смена
  • Л. Ф. Обухова. ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ТЕОРИИ, ФАКТЫ, ПРОБЛЕМЫ | Глава VII КОНЦЕПЦИЯ Д.Б.ЭЛЬКОНИНА ПЕРИОД РАННЕГО ДЕТСТВА 1.
  • Л. Ф. Обухова. ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ТЕОРИИ, ФАКТЫ, ПРОБЛЕМЫ | Глава VIII КОНЦЕПЦИЯ Д.Б.ЭЛЬКОНИНА ПЕРИОД ДЕТСТВА 1. Дошкольный
  • Л. Ф. Обухова. ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ТЕОРИИ, ФАКТЫ, ПРОБЛЕМЫ | Глава IX ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ В СВЕТЕ РАЗНЫХ КОНЦЕПЦИЙ
  • Л. Ф. Обухова. ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ТЕОРИИ, ФАКТЫ, ПРОБЛЕМЫ | Заключение Детская психология 150 молодая наука. На протяженииодного
  • Л. Ф. Обухова. ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ТЕОРИИ, ФАКТЫ, ПРОБЛЕМЫ | КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА Конвенцию о правах ребенка
  • Л. Ф. Обухова. ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ТЕОРИИ, ФАКТЫ, ПРОБЛЕМЫ | ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ РЕБЕНКА 1959 Принцип 1 Ребенку должны
  • Л. Ф. Обухова. ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ТЕОРИИ, ФАКТЫ, ПРОБЛЕМЫ | ТЕМЫ ДЛЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ, ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
  • Г. Блюм. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ | Глава 2 ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ НОВОРОЖДЕННОГО Ортодоксальная психоаналитическая теория
  • Г. Блюм. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ | Глава 3 ПЕРВЫЙ ГОД ЖИЗНИ После рождения начинается
  • Г. Блюм. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ | Примечания Глава 1 Восприимчивость плода к внешней стимуляции.
  • Г. Блюм. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ | Предисловие Теории личности увеличиваются в количестве словно приэпидемии
  • Г. Блюм. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ | Глава 1 ВЛИЯНИЕ ВНУТРИУТРОБНОГО ПЕРИОДА И РОДОВ Решение
  • Г. Блюм. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ | Глава 5 ОТ ТРЕХ ДО ПЯТИ ЛЕТ К
  • Г. Блюм. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ | Глава 4 ПЕРИОД ОТ ОДНОГО ГОДА ДО ТРЕХ
  • Г. Блюм. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ | Послесловие Последний раздел книги, посвященный восьмому этапу жизничеловека,
  • Г. Блюм. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ | Глава 8 СТРУКТУРА ХАРАКТЕРА У ВЗРОСЛЫХ Опыт первых
  • Г. Блюм. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ | Глава 7 ПРЕПУБЕРТАТНЫЙ ПЕРИОД И ЮНОСТЬ Если в
  • Г. Блюм. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ | Глава 6 ЛАТЕНТНЫЙ ПЕРИОД От пяти лет до
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Восемнадцатая А ЧТО ПОСЛЕ ИГР В первой
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Семнадцатая ОБРЕТЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ Родители сознательно или неосознано
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Шестнадцатая САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ Самостоятельность выражается в высвобождении иливосстановлении
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Пятнадцатая ПРИМЕР Рассмотрим следующую беседу между пациенткой



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь