Признаки благодатного присутствия Святого Духа в
сердцах наших. По учению ап. Павла, признаки обитания в нас
Святого Духа суть правда и мир и радость о Дусе
Святе (Рим. 14,17).
Одно из отличительных действий Святого Духа, по
которому можно заключать о присутствии Его в человеке, есть
правда, или старание человека всегда и во всем действовать
справедливо. Такую правду имеющий в себе Духа Святого
показывает и в отношении к Богу, и в отношении к самому
себе. Бога как величайшего Благодетеля и Отца
любвеобильного он по справедливости любит всем сердцем и
всею душою; как Существо всевысочайшее и совершеннейшее
чтит с глубочайшим благоговением; как Творца,
Промыслителя и Судию слушает со всею
благопокорностью и поэтому старается в точности исполнять
все заповеди Его. И заповеди Божий, исполнением которых
иные так тяготятся, для него не только тяжки не суть (1 Ин.
5, 3), но еще составляют благое и легкое иго (Мф. 11, 30).
В отношении к ближним имеющий в себе Духа Святого
показывает правду тем, что не только не делает им малейшей
обиды ни делом, ни словом, но даже и в мыслях своих не
желает им ничего худого, а всегда поступает с ними
справедливо, стараясь воздавать, по заповеди апостола,
всем должная: емуже (убо) урок, урок: (а) емуже дань,
дань: (а) емуже страх, страх: (и) емуже честь, честь
(Рим. 13, 7).
Имеющий Духа Святого и в отношении к себе самому
действует со строгой правдою, именно: он не мудрствует о
себе, по выражению апостола, паче, еже подобает
мудрствовати (Рим. 12, 3), т.е. не преувеличивает своих
достоинств и не гордится, не надмевается пред другими; он
ни в чем не позволяет себе кривды, а потому никогда не
лукавит, не лжет и не обманывает, но всегда говорит сущую
правду, и слова праздного, а тем паче гнилого, вредного и
соблазнительного, не исходит из уст его (Мф. 5, 37; 12, 36. Еф. 4, 29).
С такою правдою в человеке, исполненном Духа
Святого, соединяется мир. Это мир совершенный
тройственный: мир с Богом, с ближними и с самим собою.
Исполненный Духа Святого не только не враждует против Бога
намеренно, не оскорбляет Его кощунством, суемудрием,
святотатством и отпадением от Церкви Его, как то делают
люди нечестивые, но всемерно остерегается всего, что может
прогневать Господа, и старается делать только то, что
может, что приятно для Него.
Исполненный Духа Святого имеет мир и с ближними: ибо не
только сам он никогда не враждует против них ни словом, ни
делом, но еще заботится о том, чтобы и они не имели
неприязни к нему, а потому делает все возможное с его
стороны, чтобы только сохранить мир с ними. Наконец,
исполненный Духа Святого имеет глубокий мир с собою; ибо
совесть его не беспокоит его ни за какие худые дела,
порочные страсти не волнуют его, зависть не мучит его; если
же он когда согрешит в чем-нибудь, то тотчас раскаивается
пред Богом, старается загладить содеянное им зло и, твердо
веруя в благость Господа и очистительную силу излиянной за
нас крови Спасителя, утешает себя мыслью, что Бог простит
его согрешения, и потому бывает спокоен в душе своей.
Вместе с миром Святой Дух изливает в сердце
верующего радость (Рим. 15,13). Но это не такая радость,
какую имеют смеющиеся ныне; она не плотская, а духовная. И
во-первых, исполненный Духа Святого радуется о Господе,
созерцая неизреченные Его совершенства, которые, каждое в
отдельности и все в совокупности, составляют
неизглаголанную красоту; во-вторых, радуется он о спасении
своем, живо представляя себе ту бездну греха и мучения, из
которой избавил его Господь по великой Своей милости;
наконец, радуется он воображая те великие блага, которые
уготовал Бог любящим Его, и которых он надеется вкусить
некогда в Царстве Небесном; ибо сущий в нем залог Духа
Святого уверяет его, что он посильно подвизался подвигом
добрым и поэтому соблюдается для него на небе венец
правды, егоже воздаст ему Господь в день судный (2 Тим.
4, 7-8).
Вот какова правда, каков мир и какая радость бывает в
верующих, исполненных Духа Святого. Теперь обратим, братие,
внимание на самих себя, заглянем в сердца свои и посмотрим:
находится ли в них драгоценный залог Духа Святого.
Преп. Антоний Великий
Я молился о вас, да сподобитесь и вы получить
Того великого и огненного Духа, Которого получил я. Если
хотите Его получить так, чтобы Он пребыл в вас, принесите
прежде труды телесные и смирение сердца и, восторгая
помышления свои на небо день и ночь, взыщите с правотою
сердца Духа Сего огненного, и Он дастся вам. Сим образом
получил Его Илия Фесвитянин и Елисей с прочими пророками.
Кто возделывает себя этим возделыванием, тому дается Дух
Сей навсегда и навеки. Пребудьте в молитвах с
преболезненным исканием от всех сердец ваших и дастся вам,
ибо Дух Тот обитает в правых сердцах. И Он, когда принят
будет, откроет вам высшие тайны и будете в этом теле, как
те, кои уже находятся в Царствии.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.