Несмотря на то, что в одну группу объединены как номотетические,
так и идеографические методы, они подчиняются одному методическому
принципу : информацию о личности экспериментатор получает
со слов самой личности как результат ее самонаблюдения.
Приведем краткие характеристики этих методов:
Тесты-опросники предлагают набор пунктов (вопросов или
утверждений), относительно которых испытуемый выносит суждения
(двух трехальтернативный выбор ответов). Одна и та же психологическая
переменная (или, иначе, измеряемое свойство), представлена
группой пунктов (не менее 6-7). Пункты могут апеллировать
к опыту субъекта либо прямо ("Боитесь ли Вы темноты?"), либо
косвенно ("Все люди честны"). Опросники строятся как одномерные ,
измеряющие одно свойство, так и многомерные , измеряющие
несколько свойств. С помощью тестов-опросников выделяют следующие
подходы исследования личности :
подход на основе выделения черт (факторов) (например,
опросник Кеттелла);
типологический подход (на основе выделения типов, например,
MMPI);
Открытые опросники не предусматривают стандартного ответа
испытуемого; стандартная обработка достигается путем соотнесения
произвольных ответов со стандартными категориями.
Шкальные техники предполагают оценку тех или иных объектов
(словесных утверждений, конкретных лиц и др.) по выраженности
в них качества, заданного шкалой, например, исследование
самооценки С.Я.Рубинштейн.
Действия испытуемого заключаются в том, что он оценивает
себя по шкалам.
здоровые
счастливые
умные
|
|
+
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
+
|
|
больные
несчастные
глупые
и др.
Испытуемый ставит на шкале черту, которая символизирует
степень выраженности у него того или иного свойства.
Идеографические техники отличаются от вышеперечисленных
методов тем, что параметры, которые оцениваются (конструкторы,
оси, измерения) не задаются извне, а выделяются на основе
индивидуальных ответов субъекта (11).
2. Факторы, от которых зависит достоверность
самоотчета.
Способы "защиты" от фальсификации данных
Причины недостоверности самоотчетов:
у респондента может не быть четкого представления
о том, о чем его спрашивают;
на респондента влияет фактор социальной желательности,
то есть респондент пытается представить себя в наивыгодном
свете, отвечает, ориентируясь на общепринятые нормы. Во избежаниие
влияния такого фактора в опросники вводятся шкалы лжи;
респондент не способен оценить те черты, о которых
его спрашивают;
позиционный стиль ответов, то есть через некоторое
время испытуемый начинает отвечать в одном ключе, поймав
какую-то нить (например, "да, да, да..."). Чтобы этого не
происходило, вводят прямые и обратные вопросы;
респондент отвечает случайным образом. Чтобы избежать
случайных ответов, вводят дублирующие друг друга вопросы
(очень близкие синонимы).
Примечания:
[21] См. 4. С. 10-11.
Литература:
Бажин Е.Ф. и др. Метод исследования субъективного
контроля // Психологический журнал, 1984, T. 5, № 3. C.
152-162.
Березин Ф.Б. и др. Методики многостороннего
исследования личности. М.: Медицина, 1976.
Словарь-справочник по психологической диагностике
/ Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М.; Отв. ред. С.Б. Крымский.
Киев: Наук. думка, 1989. С. 114-116.
Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева,
В.В. Столина. М.: Изд-во МГУ, 1988. С. 10-13.
Психологическая психодиагностика: проблемы и исследования.
М.: Педагогика, 1981. Гл. 6,7.
Русалов В.М. Новый вариант адаптации личностного
теста ЕРУ // Психологический журнал, 1987. № 1.
Русалов В.М., Гусева О.В. Сокращенный вариант
личностного опросника Кеттелла (8PI) // Психологический журнал,
1990. Т. 11, №11. C. 34-48.
Кабанов М.М. и др. Методы психологической диагностики
и коррекции в клинике. М.: Медицина, 1983.
Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое
время личности. Киев: Наук. думка, 1984. Гл. 3.
Практикум по психологии / Под ред. А.Н.Леонтьева,
Ю.Б.Гиппенрейтер. М.: Изд. МГУ, 1972. С.183 194.
Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования
личности. М.: Прогресс, 1987.
Практикум по психодиагностике: дифференциальная
психометрика / Под ред. В.В. Столина, А.Г. Шмелева.
М.: Изд-во МГУ, 1984. С. 16-17.
Экспериментальная психология / Под ред. П.
Фреса, Ж. Пиаже. М.: Прогресс, 1975. Гл. 17.
Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика личности.
Киев: Здоровье, 1989. Гл. 3.
Кроник А.А., Кроник Е.А. В главных ролях: Вы,
Мы, Он, Ты, Я. М.: Мысль, 1989.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.