|
Алевтина Шевченко. Злоба дня (Агрессия)
Мы чаще задумываемся о том, как реагировать на чужую, внешнюю агрессию: защищаться, отгораживаться, противостоять. И намного реже задумываемся, что делать с собственной. Агрессия — это желание причинить вред другому существу. Мнения ученых о ее происхождении разнятся. Одни исходят из того, что это природный инстинкт, присущий человеку с рождения, обязательная встроенная функция человеческой психики, помогающая выжить. Другие видят гнев и порождаемое им агрессивное поведение лишь как ответ на внешние раздражители. Третьи не исключают, что давать сдачи, отстаивать свое, а в конечном итоге — воспитать в себе успешный, напористый характер, — эти установки и навыки мы получаем в результате социального научения. Четвертые и вовсе видят агрессию как психологическую защиту — механизм, обеспечивающий минимизацию отрицательных переживаний, опасных для целостности личности.
Воображаемая или реальная агрессия физиологически всегда выглядит одинаково — это выброс адреналина надпочечниками. Переживаете ли вы приступ злости на пресловутом диване или рветесь в бой, интеллигентно сдерживаетесь или открыто конфликтуете — надпочечникам все равно, они заставляют наше сердце биться чаще, резко увеличивают артериальное давление, напрягают мышцы — в общем, бодрят и заставляют действовать. Поэтому-то мы считаем нужным учить своих детей определенным видам агрессии — ведь это может их спасти, защитить, помочь самоутвердиться.
Гнев, агрессия, адреналин — это аварийный способ реагирования человека на стресс. В том числе стресс, порожденный социально-политической ситуацией. Но если одни направляют свою агрессию по конструктивному руслу: проходят военную и медицинскую подготовку, защищают свои города от пьяных и бандитов, патрулируя улицы, то другие становятся нарушителями порядка либо подавляют агрессию, превращая себя в бомбу замедленного эмоционального действия. Внутренняя агрессия — это состояние постоянного нервного напряжения, не имеющего выхода и чреватого болезнями. Либо человек вынужден искать повод, чтобы перебросить нервное напряжение на других, — и тогда возникают проблемы в отношениях.
Состояние возбуждения при агрессии мобилизует все возможности человека, и часто это помогает решить задачи момента. Но если агрессия переходит в хроническую, она может сильно вредить — обессиливает, истощает, вызывает постоянную раздражительность, плохое настроение. Таким образом, желая навредить другому, мы вредим себе.
Обезопасить себя
Агрессия имеет свойство накапливаться, поэтому сдерживание гнева, ярости — только путь к дальнейшему эмоциональному или телесному взрыву. Многих из нас учили быть приличными людьми и сдерживать, прятать свою злость. Но на самом деле мы способны только либо выразить ее, либо перенаправить на более безопасный объект, либо подавить. Никаких других способов ее утилизации не существует. Запрещая себе выражать гнев, враждебность, ярость, мы производим разрушительные для нашего организма действия. Выражая ее без разбора — рискуем социальными отношениями. Поэтому единственно оптимальный способ — уметь выражать свою агрессию социально приемлемыми и безопасными для самого себя и окружающих средствами.
Безопасные способы выражения агрессии — прежде всего словесные. Они могут быть реальными или виртуальными, эмоциональными (крики, жесты) и более сдержанными — например, аргументированная критика. Возможность высказать свою агрессию словесно — неотъемлемое право каждого человека. Да, удары словом — высмеивание, оскорбление, сплетни, мат — иногда причиняют человеку больше психологического вреда, чем даже пущенные в ход кулаки. Тем не менее, более социально приемлема вербальная агрессия. Поэтому, например, детей-драчунов психологи обучают выражать свои чувства словами, а не действиями, небезопасными для других.
Предметная агрессия — это разрядка внутреннего напряжения путем разрушения или повреждения предметов. Единственное ограничение — оставаться в правовом поле, не портить чужое и общественное имущество. Физические упражнения, спорт помогают растратить мышечное напряжение и выйти из опасного эмоционального состояния. Это именно то действие, которого требует организм, накопивший избыток адреналина.
Иногда это похоже на замкнутый круг — я пытаюсь быть эффективным, у меня не получается из-за мешающей мне агрессии, и я злюсь, отчего уровень агрессии повышается, уменьшая шансы быть эффективным. Когда люди живут с установкой внутреннего контроля эмоций, не дают выход своим агрессивным импульсам, их запрещенная враждебность уходит на уровень подсознания. При этом человек чувствует себя еще более слабым, беспомощным и измученным. Подавленная агрессия — причина депрессии. И лечится депрессия через откупоривание агрессии.
Самый опасный вид агрессии — самоагрессия: недовольство собой, низкое самоуважение. От такого человеку труднее всего защититься. Например, самой распространенной цепочкой подавленной внутренней агрессии является связка с депрессией и алкоголизмом как способом справиться с депрессией. Кроме того, агрессия может стать пассивной: если насильник руководствуется принципом
«ты мне должен, потому что я сильнее», то жертва, проявляющая пассивную агрессию, — принципом
«ты мне должен, потому что я слабый, а слабых нужно поддерживать».
Точечный удар
Ролевая модель не слишком разборчивого в этичности собственных поступков, не обремененного страхом навредить другим людям, но достаточно агрессивного, а также исповедующего культ силы
«успешного человека» достаточно популярна сейчас. Этот распространенный типаж как нельзя лучше доказывает, что агрессия, выражаемая в виде злости, запугивания, стремления к доминированию, может иметь определенную важность, стоять на защите человеческих мотиваций, смыслов и ценностей. Социально опасная сторона агрессивного поведения в том, что оно может оправдывать размывание нравственных ориентиров, обосновывать деструктивные способы решения проблем сверхзначимыми целями и в своем крайнем применении — обесценивать человеческую жизнь.
Запрещать агрессию кому-либо бессмысленно хотя бы потому, что если критическое количество агрессивной энергии уже накопилось, то она начинает высвобождаться в форме соответствующих поступков. И тогда для эмоционального взрыва совсем не нужен какой-то особый внешний повод. Чтобы вывести человека из себя, достаточно любого пустяка. Это же правило работает и в макросоциальных процессах — например, запрещая выражать политические настроения грубыми и примитивными полицейскими методами, власти загоняют проблему вглубь, что приводит к разрушительным социальным взрывам.
Агрессия — полноценная составляющая эмоциональной жизни человека. Ее не надо скрывать, как нечто постыдное. Лучше всего, конечно, работать с первопричиной внутренней враждебности — именно так и делают психотерапевты. Лучший выход справиться с агрессией — это выявить и устранить причины агрессивного поведения, не ограничиваясь лишь снятием внешних проявлений. Можно и организационно минимизировать факторы, хронически возбуждающие агрессию. В любом случае агрессию нужно идентифицировать и легитимизировать, то есть найти ей законный выход. Если уж инстинкт разрушения присущ человеку, то его нужно проявлять во всей своей полноте, научившись управлять этим инстинктом.
Психологи предлагают отстаивать собственные границы с помощью не агрессивных, а ассертивных моделей поведения, основывающихся на принятии ответственности, уважении и самоуважении, эффективном общении. Самый конструктивный способ справиться с собственной враждебностью — это предметно разобраться в ее источниках и устранить их. Ради собственного будущего мы просто обязаны понять собственную ненависть, научиться противостоять насилию и стать целостной личностью.
Источник: «Зеркало недели»
Категория: Статьи » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|