Эдвард Келли

1555 – 1597

Сэр Эдвард Келли (Edward Kelley или Kelly), также известный под именем Эдварда Талбота (Edward Talbot) был неоднозначной фигурой в английском оккультизме времен Ренессанса. Он сам провозгласил себя медиумом и работал над магическими изысканиями вместе с Джоном Ди (John Dee). Помимо способности вызывать духов или ангелов в кристальный шар, которую так ценил Джон Ди, Келли также заявлял, что обладает секретом превращения неблагородных металлов в золото. Вскоре после смерти имя Келли стали окружать легенды. Его яркая биография и относительная известность среди англоговорящих историков (в основном из-за его дружбы с Ди), возможно, сделали его источником фольклорного образа алхимика-шарлатана.

Рождение и начало карьеры

Гороскоп, составленный Ди, указывает, что Келли родился в Вустере, Англия, 1 августа 1555. Ранняя жизнь Келли покрыта мраком, но большинство источников утверждает, что сначала он работал помощником аптекаря. Он мог учиться в Оксфорде под именем Талбота. Однако, независимо от того, посещал он университет или нет, Келли был образован и знал латынь и, возможно, греческий язык. Согласно некоторым источникам, Келли был пригвожден к позорному столбу в Ланкастере за подлог или за фальшивомонетничество.

В Англии с Ди

Келли познакомился с Ди в 1582 первоначально под именем Эдварда Талбота. Ди уже пытался вступить в контакт с ангелами с помощью «скраера» или кристального шара, но безуспешно. Келли утверждал, что обладает такой способностью, и потряс Ди своей первой попыткой. Келли стал постоянным скраером у Ди. Ди и Келли посвящали очень много времени и энергии на эти «спиритические встречи». С 1582 по 1589 жизнь Келли была тесно связана с Ди. Спустя почти год службы у Ди Келли появился с книгой по алхимии («Книга Данстана» (The Book of Dunstan)) и небольшим количеством красного порошка, к которому, как заявил Келли, его и некоего Джона Блокли (John Blokley) привело «сверхъестественное существо» в Northwick Hill (предположения о том, что Келли нашел книгу и порошок в руинах Аббатства Гластонбери первоначально были опубликованы Элиасом Эшмолом (Elias Ashmole), но позднее опровергнуты дневниками Ди). С помощью порошка (чей секрет, предположительно, скрывался в книге) Келли считал, что может приготовить «красную тинктуру», которая позволит ему превращать неблагородные металлы в золото. Сообщается, что он продемонстрировал свою силу несколько раз на протяжении многих лет, в том числе в Богемии (ныне Чехия), где он и Ди проживали в течение многих лет.

С Ди на Континенте

В 1583 году Ди свел знакомство с Ольбрехтом Ласким, польским дворянином, интересовавшимся алхимией. Ди и Келли со своими семьями сопровождали Лаского на континент. Ди искал покровительство императора Рудольфа II в Праге и польского короля Стефана в Кракове. Очевидно, Ди не удалось произвести впечатление ни на одного из монархов. Ди и Келли вели кочевой образ жизни в Центральной Европе. Они продолжали «спиритические встречи», хотя Келли был более заинтересован в алхимии, чем в общении с духами.

В 1586 году Келли и Ди нашли покровительство богатого чешского графа Вилема Рожмберка (Vilem Rozmberk). Они поселились в Тршебоне и продолжили свои исследования. К тому времени, Келли женился на Джейн Купер (Jane Cooper) (и удочерил ее дочь, будущую поэтессу Элизабет Джейн Уэстон). Келли переехал в Прагу, где жил в известном «доме Фауста». В 1587 году Келли открыл Ди, что ангелы велели делиться всем (в том числе, и женами). Существовало предположение, что таким образом Келли хотел покончить с бесплодными спиритическими сеансами и сконцентрироваться на алхимии, которая под покровительством Рожмберка была для Келли возможностью разбогатеть. Ди, мучимый приказом ангелов, впоследствии прекратил спиритические сеансы, хотя он на самом деле поделился своей женой. Он не виделся с Келли после 1588 года и вернулся в Англию в следующем году.

Апогей и падение

В 1590 году Келли процветал. Он получил несколько имений и крупных сумм денег от Рожмберка. Он убедил многих влиятельных людей в том, что он способен производить золото. Рудольф сделал Келли "Бароном Королевства", но в конце концов он устал ждать результатов. Рудольф приказал арестовать Келли в мае 1591 года и заключить в замке Кршивоклат (англ. Krivoklat Castle, нем. Purglitz) за пределами Праги. Рудольф, по-видимому, никогда не сомневался в способности Келли производить золото в огромных масштабах и надеялся, что тюремное заключение склонит его к сотрудничеству. Рудольф также мог опасаться, что Келли вернется в Англию.

Около 1594 Келли согласился сотрудничать и производить золото; он был освобожден и восстановлен в прежнем статусе. Опять ему ничего не удалось, и его снова заключили в тюрьму, на этот раз в Замок Hnevin (Hnevin) в Мосте. Келли умер в 1597 году в возрасте 42 лет. Традиционно считается, что он умер при попытке к бегству: говорят, он использовал недостаточно длинную веревку для спуска с башни, упал и сломал ногу, а умер от полученных травм.

Енохианский язык

Иногда «ангелы» Келли разговаривали на особом «ангельском», или Енохианском, языке. Ди и Келли заявили, что этот язык был им дан ангелами. Некоторые современные криптографы утверждают, что Келли изобрел его (для примера см. Введение к Полному енохианскому словарю (The Complete Enochian Dictionary) Дональда Лейкока (Donald Laycock)). Некоторые утверждают, что это было фарсом, но непонятно, был ли Ди жертвой или соучастником. Из-за этого прецедента и сомнительной связи между Манускриптом Войнича (Рукопись Войнича), Джоном Ди и Роджером Бэконом Келли подозревали в том, что он сфабриковал и эту книгу для того, чтобы обмануть Рудольфа.

Ангельский язык предположительно был продиктован ангелами, которых Келли видел в кристальном шаре. Ангелы выбивали буквы на сложной таблице, представлявшей собой подобие кроссворда, в котором заполнены все ячейки. Первые три были заполнены каждым ангельским словом, написанным с конца; следующие две трети – с начала. Нет никаких серьёзных ошибок или несоответствий в использовании слов между первой и последней частями. Английский перевод не выбивался, но, согласно Келли, появлялся на маленьких полосках бумаги, появляющихся из ангельских уст.

Некоторые рассуждения о том, что Келли сфабриковал язык, основываются на утверждении, что ангельский язык – это всего лишь дословный заменитель английского перевода. Однако, это не совсем так, и существует очень привлекательное подтверждение этого из некоторых других лингвистических источников. Например, ангельское слово "telocvovim" переводится как «тот, кто упал», но на самом деле это германоподобная комбинация двух других ангельских слов: "teloch" (переводится как «смерть») и "vovin" (переводится как «дракон»). Таким образом, «тот, кто упал» дословно переводилось бы как «дракон смерти». И то, и другое является достаточно очевидными ссылками на Люцифера. Однако, ни Келли, ни Ди, кажется, никогда этого не замечали. Ещё один аргумент против того, что Келли сфабриковал ангельский язык, - это то, что английские переводы были сделаны в совершенно другом стиле, нежели собственные работы Келли, демонстрируя сверхъестественные качества, которые значительно выше скромных писательских способностей Келли. В этой связи возникает возможность плагиата со стороны Келли, того, что он взял материал из какого-то другого источника. Однако, ничего подобного до сих пор не появлялось. Ди считал запись ангельского материала весьма важной по трём причинам. Во-первых, Ди полагал, что ангельский язык является задокументированным случаем настоящей глоссолалии, таким образом доказывая, что Келли на самом деле говорит с ангелами. Во-вторых, ангелы утверждали, что ангельский язык на самом деле был прототипом иврита и языка, на котором Бог разговаривал с Адамом. Следовательно, это был первым человеческий язык. В-третьих, ангельский материал принимает форму набора заклинаний, которые предположительно собирали необычайно мощную армию ангельских существ, которые, как он верил, способны раскрыть многие секреты и, особенно, ключ к философскому камню.

 

Ссылки в художественной литературе и искусстве

И Ди, и Келли появляются в четвертом эпизоде в телесериале производства BBC/Masterpiece Theater «Elizabeth R.» Келли предлагает Елизавете свои пророчества касательно смерти выдающейся персоны (которой оказывается королева Мэри Шотландская) и разглагольствований одного из заговорщиков против Елизаветы, намекая, что он предвидел замысел ее убийства, и, в конце концов, наблюдая с кривой усмешкой за смертью заговорщика, приговоренного к казни за государственную измену.

В «AEgypt», романе Джона Краули (John Crowley), Эдвард Келли встречается со средневековым магом Джоном Ди, после чего начинаются их путешествия по Европе.

В «Vampire a Go-Go» Виктора Гишлера (Victor Gischler), сент.2009, Эдвард Келли является рассказчиком и одним из главных персонажей, наряду с Джоном Ди в Праге.

В фильме «Ведьма из Блэр» ведьму зовут Элли Кедвард (Elly Kedward), что является спунеризмом от «Эдвард Келли» (Edward Kelley). Густав Майринк в романе «Ангел западного окна» (The Angel of the West Window) описывает астрологические и мистические опыты Джона Ди и Эдварда Келли).

Памятник Келли в замке Гневин

Эдвард Келли занимает видное место в «Ночной школе» (School of the Night), которая является частью цикла Джудит Кук (Judith Cook), посвященного елизаветинской тайне; The Casebook of Dr Simon Forman — Elizabethan doctor and solver of mysteries. Джон Ди также упоминается, но не появляется там.

В Ruled Britannia Эдварда сожгли в первой главе, он рыдал и призывал на помощь У. Шекспира.

В романе Патриции Риди «Белоснежка и Красная Роза» (Snow White and Rose Red), Келли и Джон Ди поймали в кристалл фею, а Келли экспериментирует с алхимией.

В научно-фантастической истории Брайана Стейблфорда (Brian Stableford) «Философский камень» («The Philosopher’s Stone»), опубликованной в 2008 году в июльском номере «Научной фантастики Азимова», Келли и Ди появляются в выдуманной версии их встречи и дальнейшего сотрудничества.

В комиксах «Caballistics, Inc.» Эдвард Келли является одной из последних форм Этана Костаби (Ethan Kostabi).

В фильме 1987 «Сердце ангела» Эдвард Келли — это фальшивое имя, данное почитателем культа сатаны.

В фильме 1951 года «Император и Голем» (The Emperor and the Golem) Эдвард Келли — мошенник-оккультист и заговорщик.

В пьесе Эдварда Айнхорна (Edward Einhorn) «Рудольф II» (Rudolf II) присутствует падчерица Келли Элизабет Джейн Уэстон (Elizabeth Jane Weston), а также есть некоторые детали взаимоотношений Рудольфа и Келли.

Келли и Джон Ди появляются в качестве колдунов в «The Fungi from Yuggoth», дополнении к ролевой игре «Call of Cthulhu».

Пьеса Ричарда Бирна (Richard Byrne) «Burn Your Bookes» прослеживает расцвет и упадок Келли-алхимика сквозь призму его отношений с Джоном Ди и Элизабет Джейн Уэстон.

Эдвард Келли является одним из главных героев романа Елены Михалковой «Манускрипт дьявола». Там же фигурирует и Джон Ди.

В фантастической книге Бориса Акунина «Детская книга» главный герой встречает в прошлом алхимика по имени Эдвард Келли (однако, действие происходит в 1606 году, хотя Келли умер в 1597 году)

Эдвард Келли упоминается в песне «The Alchemist» из альбома «The Final Frontier» группы Iron Maiden.

 

Составитель: Анна Блейз

© Psyoffice.ru



Просмотров: 909
Категория: Библиотека » Учения




Другие новости по теме:

  • ЧТО ТАКОЕ КАББАЛА?
  • Что такое алхимия?
  • Кем был Айвасс
  • Soror Dew. Sigillum Dei Aemeth или Ангельский шифр
  • Эдвард Уильям Берридж
  • Артур Эдвард Уэйт
  • Эдвард Конзе. Буддизм и гнозис
  • Семен Дубнов. Яков Франк и его секта христианствующих
  • Гершом Шолем. Представление о големе в его теллурических и магических связях
  • Г. М. Шеллурд. Апокалипсис Адама: очевидность его гностико – христианского происхождения
  • Наталья Якимчук. Представление о Зле в книге «Зогар» как источник антиномизма саббатианского движения
  • Таблица 49 божественных ангелов или "Tabula Bonorum"
  • Александр Бёлиг. Якоб как ангел в гностицизме и манихействе
  • 7 таблиц из которых были получены имена 49 божественных ангелов
  • Сторожевые башни или Элементные Доски
  • Алистер Кроули. Ритуал Инвокации HICE или любого другого Божества
  • Генрих Корнелий Агриппа. Об оккультной философии, или О магических церемониях. Четвертая книга
  • Старберст. Магия как молоток
  • Clavicula Salomonis или [Большой] Ключ царя Соломона
  • Lemegeton Clavicula Salomonis или Малый Ключ Соломона
  • Курт Рудольф. Мандеизм
  • Андрей (Н.Новгород). Некоторые заметки о природе енохианского языка
  • Джон Виникомб. Вымышленные и символические животные в искусстве
  • Курт Рудольф. Социальная Доктрина Гнозиса
  • Гептамерон или Магические Элементы
  • Сокровище Старца Пирамид или Черная Сова
  • Фрэнсис Баррет. Маг или Небесный Прорицатель
  • Магия Арбателя или Духовная Мудрость Древних
  • Адольф Франк. Каббала или Религиозная философия евреев
  • Джон Ди



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь