Мишель Поль Бертье

р. 18 января 1935 года

Майкл Бертьё родился 18 января 1935 года в Сиэтле (Вашингтон, США) в семье смешанного (англо-французско-ирландского) происхождения. капитана торгового судна и видной деятельницы теософского движения. Его отец, капитан торгового судна, интересовался дзен-буддизмом, а мать состояла в Теософском обществе и увлекалась спиритуализмом и развитием сверхчувственных способностей. Майкл учился в школе иезуитов, а затем в англиканской семинарии, где его готовили к карьере священнослужителя. Закончив учебу с отличием, он стал помощником приходского священника в англиканской церкви в одном из пригородов Сиэтла.

Вуду

В 1963 году Бертьё пригласили прочитать курс по философии в Англиканском церковном колледже в Порт-о-Пренсе, столице Гаити. Здесь он встретился с антропологом Маргарет Мид, которая познакомила его с местными культурными традициями. Кроме того, Бертьё свел знакомство с мастерами гаитянского вуду, которые находились под сильным влиянием мартинизма, утвердившегося на Гаити еще в XVIII веке, и Неопифагорейской гностической церкви (Ecclesia Gnostica Spiritualis), возникшей в период между двумя мировыми войнами. Новые знакомые приобщили Бертьё к основам своей традиции и попросили о помощи в адаптации учения вуду к восприятию белых американцев.

Главным обрядом в Неопифагорейской гностической церкви считалась евхаристия, но, помимо причастного ритуала, практиковались также церемониальные вызывания ангелов и планетных духов. Во время богослужения многих прихожан посещали видения; нередки были и случаи говорения на некоем мистическом языке, который Бертьё иносказательно называл "славянским вуду"1. Церковь возглавлял патриарх Эктор-Франсуа Жан-Мэн (р. 1924), одновременно бывший верховным жрецом вуду2. Предположительно, в 1921 году Жан-Мэн основал на Гаити Древний Орден Восточных Тамплиеров (Ordo Templi Orientis Antiqua, аббр. О.Т.О.А.) – гностико-магический орден, в котором древние посвятительные традиции Запада соединились с гаитянской метафизикой.

15 августа 1963 года Бертьё прошел официальное посвящение в мистерии гностического вуду. Годом позже он покинул англиканскую церковь и переехал в Уитон (Иллинойс, США), где занялся исследовательской работой в качестве секретаря Теософского общества. Благодаря этим изысканиям он вошел в контакт с несколькими известными деятелями Либеральной католической церкви, в том числе доктором Генри Смитом, епископом Стефаном Хёллером и епископом Григорием, сыгравшим также важную роль в истории Русской православной церкви в Америке. Под влиянием последнего Бертьё привнес в свои магические церемонии многие стилистические элементы православной обрядовости, хотя силы и сущности, с которыми он работал, не имеют отношения к ортодоксальному христианству3.

В 1966 году Бертьё переселился в Чикаго и стал социальным работником. С этого года и впредь, в общей сложности более сорока лет, он занимался проблемами гаитянской общины в Чикаго, насчитывающей в наши дни от 5000 до 15000 человек4. Познакомившись с мастерами гаитянского вуду, жившими в Эванстоне (одном из пригородов Чикаго), он вступил в основанную ими организацию под названием "Монастырь семи лучей", которую позднее характеризовал как "магическое ответвление римского католичества". Учение "Монастыря..." Бертьё изложил в одноименном подготовительном курсе5, распространявшемся по почте. В 70-е годы Майкл Бертьё (под именем "Mercurius Aquarius" – "Меркурий-Водолей") стал одним из верховных адептов "Монастыря семи лучей".

18 января 1966 года Эктор Жан-Мэн рукоположил Бертьё в епископы. Бертьё стал активно участвовать в работе О.Т.О.А. и присоединился к еще одной близкой по духу организации – Ордену Черного Змея (фр. La Couleuvre Noire), основанному в 1922 году и ориентированному на более сложные практики гностического вуду. В наши дни посты Иерофанта и Полновластного Державного Великого Мастера (SGMA) Ордена Черного Змея, а также Полновластного Державного Великого Мастера О.Т.О.А. занимает один и тот же деятель — Куртни Уиллис (Тау Огдоада-Орфео VIII). Майкл Бертьё (Тау Огдоада-Орфео IV) занимает посты Великого Хранителя Ордена Черного Змея и Иерофанта О.Т.О.А. Кроме того, Бертьё возглавляет "Клуб Хоронзона" (получивший название в честь одноименного клуба С.Ф. Рассела) — по собственному его выражению, "свой персональный магический клуб", предназначенный для его личных учеников.

Начиная с 80-х годов Бертьё сотрудничал или поддерживал дружеские отношения с некоторыми известными оккультистами и исследователями эзотерических традиций; в их числе – Кеннет Грант, Дэвид Бет, Аллен Гринфилд, Невилл Друри и Оливия Робертсон.

Магическая система

В основе магической системы Бертьё лежат методы, принятые в "Монастыре семи лучей". Центральное место в космологии "Монастыря..." занимает образ распятого и воскресшего Христа, но общая духовная направленность этой системы чрезвычайно далека от христианства. Гораздо более ярко в ней проявлены элементы вуду: основная работа ведется с вудуистскими духами-лоа, а главный магический метод заключается в переносе сознания мага в сознание "астрального тарантула". Важная роль в этой системе отводится Древу Жизни, в котором все еврейские имена и названия заменены вудуистскими. В церемониях используются монотонные песнопения, особые ритуальные жесты, маски и работа с магическими орудиями (такими как кадильница, колокол и магический кристалл), но большая часть работы проходит на внутренних планах. Бертьё утверждает, что ключ к успешной магической практике – развитие способностей к визуализации6.

Один из методов работы по системе "Монастыря...

"заключается в том, чтобы визуализировать себя в окружении как можно более ужасных сущностей, которые одним своим видом смогут отражать магические атаки враждебных духов, обитающих на внутренних планах. Для этого маг в ходе ритуала или медитации привлекает к себе так называемых "негативных вампиров" – духов умерших. Затем магический круг мысленно преобразуется в прочную сферу, защищенную с восьми сторон различными духами-лоа. Обустроенное таким образом храмовое пространство Бертьё сравнивает с космическим кораблем, в котором маг сможет без опаски исследовать различные области своего внутреннего космоса. Сам оператор при этом превращается на астральном плане в оборотня-тарантула, также связанного с символикой 8 как символом пространства: "маг-паук" "плетет свою сеть, соединяя собственную магическую силу с каждым из восьми источников космической энергии. <...> Всякий раз, как он производит какое-либо действие, – делает жест, произносит слово, передвигает какой-то предмет, – его сеть вступает в контакт с чем-то, что находится за ее пределами. Фактически, он таким образом соединяется с различными мирами и измерениями"7.

Практикуются также операции, в которых маг впускает определенных духов в свою защитную сферу и обменивает собственную жизненную энергию на те или иные оккультные способности. Для привлечения духов и в самом процессе обмена используются особые техники сексуальной магии. В целом, сексуально-магические методы (в том числе гомосексуального характера) занимают значительное место и в системе практической магии Бертьё, и в посвятительной структуре О.Т.О.А. и Ордена Черного Змея.

На вопрос одного репортера, является ли он черным магом, Бертье ответил: "Да. Но черная магия — это всего лишь эффектный термин, призванный отпугнуть любопытствующих и поставить преграды для легкомысленных". В другой ситуации он заметил: "Жизнь настолько сложна, что иногда – просто для того чтобы выжить! – приходится делать такие вещи, которые когда-то сочли бы черной магией"8.

В качестве стимула к развитию магического воображения Бертьё занимался живописью в стиле наивного примитивизма. На своих картинах он изображал, главным образом, богов и духу вуду, таких как богиня-колдунья Маконда (которая "оказывает мощное стабилизирующее влияние в ритуале"), бог рек и озер (дарующий своим приверженцам способность к чтению мыслей), и распятый Геде, бог мертвых, который, с одной стороны, ассоциируется с Христом как воскресшим Спасителем, а с другой – напоминает о том, что, "хоть тело мое и может умереть, но дух возвращается раз за разом, снова облекаясь плотью и постоянно возрождаясь в цикле реинкарнаций"9.

В своей развитой форме, изложенной в "Записках вудуиста-гностика" (1988), магическая система Бертьё довольно сложна. Помимо вудуистских и "гностических" практик, она включает в себя элементы учения Телемы и О.О. Спэра, а также перетолкованные в магическом ключе образы из произведений Г.Ф. Лавкрафта. Бертьё использовал ряд уникальных терминов ("меон", "зоитрианские энергии", "вудутроника" и т.д.), а также нестандартное написание термина «вуду» – voudon (в отличие от традиционного vodun).

Но, несмотря на оригинальную терминологию и комплексное происхождение, эта система отличается рядом недостатков, связанных с общей установкой на популяризацию и извлечение материальной выгоды. Элементы исходных традиций в работах Бертьё тесно переплетены с его собственными домыслами, призванными лишь увлечь, но не просветить читателя, а многие теории, заслуживающие серьезного изложения, рассматриваются чересчур поверхностно и небрежно. Тем же популяризаторским целям во многом служила и скандальная репутация, которую Бертьё создавал себе преднамеренно. По отзыву одного современного мага, сотрудничавшего с Бертьё в 1977–1979 гг.,

"Майкл чем-то похож на авторов бульварного чтива и издателей 'желтых' газет. <...> Словно ребенок, вырезающий красивые картинки из всех журналов, какие только подвернутся под руку, он оклеил стены своего мира вырезками из всевозможных магических и оккультных традиций, чтобы получился как можно более яркий коллаж"10.

Биография и оккультное учение Бертьё рассматриваются в книгах Кеннета Гранта "Культы Тени"<./i> (1975), "Ночная сторона Эдема" (1977), "За кругами времени" (1980) и "Источник Гекаты" (1992). В "Культах Тени" обсуждению и анализу работы Бертьё в ордене Черного Змея посвящены две отдельные главы и часть главы под названием "Афро-тантрическое Таро кал". Именно благодаря Гранту Бертьё приобрел широкую известность, а его "Записки вудуиста-гностика" вошли в число самых популярных оккультных книг конца XX века.

Бертьё фигурирует также в книге Невилла Друри "Оккультный опыт" (1985) и в одноименном документальном фильме.

Сочинения

Монастырь Семи Лучей (1967–1969)

"Монастырь Семи Лучей" (Monastery of the Seven Rays) представляет собой начальный учебный курс, который Бертьё рассылал почтой по заказу. Он состоит из четырех частей ("Ученические степени", "Сексуальная магия", "Эзотерическая инженерия" и "Эзотерическая магия"):

Monastery of the Seven Rays, Year 1, Student Degrees (1967).

Monastery of the Seven Rays, Year 2, Sexual Magic (1969).

Monastery of the Seven Rays, Year 3, Esoteric Engineering.

Monastery of the Seven Rays, Year 4, Esoteric Magic.

Опубликованные книги

Первую свою книгу, "Счастливое худу: секреты мастерства вуду (краткий курс)", Бертьё опубликовал в 1977 году под псевдонимом "Доктор Бакалу Бака". Это популярное руководство, предлагающее магические способы обогащения, обретения любви, удачи и успеха в жизни. В 1988 году увидело свет главное произведение Бертьё – "Записки вудуиста-гностика". В последние годы в издательстве "Фульгур" вышло еще две его книги: "Космическая медитация" (2007, под редакцией Роберта Анселла – одного из основателей и директоров "Фульгур") и "Картография вуду" (2010). В 2014 году готовится к печати книга "Онтологическое граффити".

Docteur Bacalou Baca. Lucky Hoodoo – A Short Course in Voudoo Power Secrets, 1977.

Bertiaux, Michael. The Voudon Gnostic Workbook (1988; rpt. Weiser 2007).

Bertiaux, Michael. Cosmic Meditation. Fulgur, 2007.

Bertiaux, Michael. Vudu Cartography. Fulgur, 2010.

Bertiaux, Michael. Ontological Graffiti. Fulgur, 2014 (?).

 

Составитель © Анна Блейз

© Psyoffice.ru

 


 

1 Drury, Neville. An Interview with Michael Bertiaux.

2 Люсьен-Франсуа Жан-Мэн (1869-1960), упоминаемый в некоторых источниках вместо Эктора-Франсуа, в действительности был отцом последнего.

3 Drury, Neville. An Interview with Michael Bertiaux.

4 Zephir, Flore. The Haitan Americans. Greenwood Publishing Group, 2004, p. 108.

5 Lewis, James R. Satanism Today: An Encyclopedia of Religion, Folklore, and Popular Culture. ABC–CLIO, 2001, pp. 179ff.

6 Drury, Neville. An Interview with Michael Bertiaux.

7Ibid.

8 Ibid.

9 Ibid.

10 Frater Barrabas, Remembering Michael Bertiaux.



Просмотров: 997
Категория: Библиотека » Учения




Другие новости по теме:

  • Кеннет Грант. Культ Черного Змея — I
  • Кеннет Грант. Культ Черного Змея — II
  • Майкл Осирис Снаффин. Заклинание духов. Из учебника по гоэтическому и енохианскому колдовству
  • Гептамерон или Магические Элементы
  • Кеннет Грант. Область Огненного Змея
  • Кеннет Грант. "Ночная сторона Эдема". Часть II
  • Бенджамин Роу. Енохиана: более пристальный взгляд
  • Израель Регарди. Греческий магический ритуал
  • Алекс Мома. Попытка истолкования «Семи наставлений мертвым» К.-Г. Юнга
  • Майкл Санборн. Ритуал Изумрудного Престола
  • Hendrik Bogdan. Анализ ритуала Неофита Герметического Ордена «Золотой Зари»
  • Элементы Тантризма в О.Т.О.
  • 7 таблиц из которых были получены имена 49 божественных ангелов
  • Алекс Мома. Восприятие смерти в гностической традиции начала христианской эры
  • Алекс Мома. Высшая Магия в двух гностических Книгах Иеу
  • Герберт Стэнли Редгроув. Церемониальная магия в теории и на практике
  • Лон Майло Дюкетт. Младшие арканы Таро в системе Золотой Зари: структура и каббалистическая символика
  • Генрих Корнелий Агриппа. Об оккультной философии, или О магических церемониях. Четвертая книга
  • Руководство по выполнению ритуала Гоэтии
  • Джеймс Эшелман. Мистико-магическая система А.·.А.·.
  • Милан Лось. Церковь Римская и Церковь Божья
  • Наталья Якимчук. Представление о Зле в книге «Зогар» как источник антиномизма саббатианского движения
  • Магия Арбателя или Духовная Мудрость Древних
  • Генрих Корнелий Агриппа. Из Третьей книги Оккультной философии
  • Анни Хорниман. Продвижение по Степеням Ордена
  • R. A. Gilbert. Храмы Герметического ордена Золотой Зари
  • Мария Де Нагловски. Священный ритуал магической любви
  • Чик и Сандра Табата Цицеро. История Ордена Золотой Зари
  • Интервью философа и алхимика Глеба Бутузова – о традиции перевода магических текстов в России
  • Олег Баранов. Каббалистическая доктрина "Седьмого Храма" и передача мистической традиции знания в мировой истории



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь