|
Статут Ecclesia Gnosticaобнародованный д-ром Стефаном А. Хёллером Последние несколько десятилетий ознаменовались привлечением к себе внимания со стороны ряда организаций, называющих себя «гностическими». Основной причиной этого явилось обнаружение в 1945 году и публикация полного английского перевода в 1977 году Библиотеки Наг-Хаммади, содержащей коптские гностические писания – крупнейшего из когда-либо обнаруженных собраний гностических писаний. Библиотека Наг-Хаммади не только послужила тому, что благодаря ей наименование «гностический» стало общеизвестным, но также убедила многих представителей нашей культуры в том, что Гностицизм – нечто большее, чем своеобразная античная ересь, вызывающая лишь «антикварный» интерес. Напротив, гностицизм становится явленным миру как полная очарования и творческого духа ранняя версия христианства, обладающим множеством вполне совместимых с современностью качеств. Для тех из нас, кто принадлежит к Гностической традиции, такое развитие событий принесло с собой как чувство радости, так и новые хлопоты. Разумеется, такой рост интереса к Гнозису ободряет нас. Нам также доставляет удовольствие заметить, что сегодня, в отличие от того, что было несколько десятилетий назад, многие считают для себя выгодным использовать наименование «гностический» без адекватного его оправдания. Как не всё то является золотом, что блестит, также и не все, кто называет себя «гностиками», имеют законное право на это имя. В целях содействия аутентичности и ясности в отношении «гностического», Ecclesia Gnostica и аффилированная с ней светская организация, Гностическое Общество (The Gnostic Society), решили обнародовать данный Статут. Ecclesia Gnostica Церковь, носящая данное имя, является старейшей сакраментальной гностической организацией в Соединенных Штатах. Она была организована как “Доникейская” Гностическая Кафолическая Церковь сначала в Англии, а с 1959 года и в Соединенных Штатах последним епископом Ричардом, герцогом Палатинским[1]. Региональный епископ Церкви – д-р Стефан Хёллер[2], рукоположенный на данное служение герцогом Палатинским в 1967 году. Д-р Хёллер, таким образом, является главным хранителем того, что иногда именуют Английской гностической преемственностью в Америке (не существует других епископов, живущих в США и рукоположенных герцогом Палатинским). Ecclesia Gnostica действует в целях поддержания гностической традиции и совершения святых таинств над теми людьми Божьими, которые припадают к алтарям Гнозиса. Таким образом, существенной чертой нашей Церкви является активно работающее духовенство церковного прихода. Приход Ecclesia Gnostica в Лос-Анджелесе ежемесячно проводит одиннадцать тщательно расписанных церковных служб и четыре лекции по катехизису для удовлетворения духовных потребностей нашей паствы. Региональный епископ контролирует большую часть этой деятельности. Посвящение в Малый Орден и в Большой Орден Ecclesia Gnostica открыто как для мужчин, так и для женщин. Кандидаты в Святые Ордена должны чистосердечно исполнять свой долг перед Гностической традицией и должны быть определены на пасторское служение. (Ecclesia Gnostica не признает не пасторского духовенства. Все члены Святых Орденов должны принимать участие в совершении таинств на регулярной основе.) Подготовка для обоих Святых Орденов является и теоретической, и практической. Ecclesia не высылает по почте руководства для деятельности Святых Орденов, но требует от кандидатов получения постоянной подготовки в одном из основанных приходов или миссий. Мы посвящаем в сан духовенство для его последующего действия в рамках нашей собственной юрисдикции, но не для его независимых от нас действий. Ecclesia не заинтересована в какой-либо своей экспансии ради нее самой, предпочитая иметь скорее малое количество приходов, но руководимых должным образом подготовленными священниками истинно гностической традиции. На момент опубликования данного документа Ecclesia Gnostica имела приходы в Лос-Анджелесе, Калифорния, в Портлэнде, Орегон, [в Сиэттле, шт. Вашингтон] и в Солт-Лэйк-Сити, Юта. Она имеет небольшую семинарию в Аризоне и миссионерское представительство и приход в Королевстве Норвегия[3]. Гностическое Общество Гностическое Общество существует в Лос-Анджелесе с 1928 года. Оно было основано Джеймсом Морганом Прайсом в целях изучения гностицизма и Западной эзотерической традиции в целом. После учреждения в Соединенных Штатах Ecclesia Gnostica Гностическое Общество было объединено с ней и сейчас оно функционирует как аффилированная светская организация. Ни Ecclesia Gnostica, ни Гностическое Общество не имеют формального членства с обязательствами по выплате членских взносов. Деятельность обеих организаций открыта для всех. Добровольные пожертвования приветствуются. Отношение к другим церквям и организациям Ecclesia Gnostica пребывает в братском союзе (конкордате) с Гностической Католической Апостольской Церковью (Eglise Gnostique Catholique Apostolique) Франции через ее Епархию Среднего Запада (США) и епископа вышеназванной Епархии. E.G. и E.G.C.A. полностью признают Святые Ордена друг друга и уважают территориальную юрисдикцию, осуществляемую каждой из них. Под этим подразумевается, что ни сами эти церкви через рукоположение своих священников, ни уполномоченное ими духовенство не действуют на территориях, окормляемых другой церковью. Ecclesia Gnostica также имеет договор о дружбе и взаимной поддержке с Епископом Джорджем Бристером из Церкви Св. Тимофея в Оклахома-Сити[4]. Ecclesia Gnostica Mysteriorum в Пало-Альто, Калифорния, первоначально был должным образом организованным приходом Ecclesia Gnostica, однако сейчас является независимой организацией. Ее глава, Епископ Роузмунд Миллер, был рукоположен в священство и впоследствии был посвящен в епископы Ecclesia Gnostica епископом Хёллером. Вышеупомянутые церковные организации – единственные, с которыми Ecclesia Gnostica имела или имеет какую-либо связь. Что касается всех прочих организаций, именующих себя «гностическими», мы советуем всем заинтересованным людям подвергнуть их внимательному изучению, прежде чем принять их доктрины именно как гностические. Писания и литература Ecclesia Gnostica использует для поддержания Гностической Традиции основные источники гностических учений. Среди них, прежде всего, Библиотека Наг-Хаммади, затем кодексы и трактаты, обнаружение которых предшествовало открытию Библиотеки Наг-Хаммади (такие как Кодексы Аскью, Брюса и Берлинский папирус 8502[5], Деяния Фомы, Деяния Иоанна и др.). Имеются и куда менее достоверные, но, тем не менее, весьма информативные источники – это ссылки и цитаты гностического характера в писаниях «ересиологов» из числа «отцов церкви». Прочие интересующие нас элементы гностицизма можно обнаружить и во многих других литературных произведениях. Герметические писания, писания христианских мистиков, иудейский гностицизм Каббалы – лишь некоторые из них. К нашей культуре принадлежит целый ряд великих поэтов, таких как Данте, Блэйк, Гёте, поэтов, включавших в свое творчество весьма значимые гностические темы, - всё это также интересует нас. В Новое время Оккультное Откровение XIX века, первопроходцем которого была Елена Петровна Блаватская, также имело несомненно гностический характер и, таким образом, оставило после себя ряд писаний[7], полезных для современных гностиков. Конец XIX века ознаменовался возрождением Гностической Церкви Франции, чьи лидеры также написали ряд книг, достойных серьезного рассмотрения. Учения и доктринальная направленность Несмотря на то, что античные гностические учителя и являлись людьми чрезвычайно толерантными к самым разным подходам к Учению и изобретательны по части деталей своих учений и практик, в то же время они фокусировали наше внимание на ряде общих положений, сформировавших суть гностической традиции. Картину мира, отображенную в гностических писаниях и в гностической традиции, можно очень кратко (и потому даже в чем-то неадекватно) представить как состоящую из следующих положений: 1) Существует изначальное и трансцендентальное Духовное Единство, начавшее эманировать бесконечные множества сущностей. 4) Сущность человека – смешанная; его внешний аспект – результат работы низших творцов, тогда как «внутренний человек» имеет характер падшей искры Высшего Божественного Единства. 6) Эти «спящие искры» не были оставлены Высшим Единством; от данного Единства исходят постоянные усилия, направленные на пробуждение и освобождение этих искр. 7) Пробуждение внутренней божественной сущности в людях обусловлено спасительным знанием под названием Гнозис. 14) Посредством духовной практики Мистерий (Таинств) и непреклонного и бескомпромиссного стремления к Гнозису люди могут уверенно продвигаться к освобождению от уз всего порождающего, материального и т.п. Наивысшей целью этого процесса освобождения является достижение спасительного знания, а вместе с ним – свободы от перевоплощений, возвращение к наивысшему Единству. Истолкование учений, подобных содержащимся в вышеперечисленных четырнадцати пунктах – дело каждого отдельного человека. Некоторые из этих учений предстают перед нами для первоначального метафорического и мифического уразумения, тогда как прочие учения можно понимать на метафизическом уровне. Ecclesia Gnostica не рекомендует своим причастникам принимать эти учения как некий «символ веры». В то же время, очевидно, что данные учения представляют собой особый вклад Гностической традиции в религиозную мысль, а люди, действующие в рамках Традиции, могли бы познать себя в общем соответствии с ними.
© Перевод с английского и примечания – Алекс Мома (2006 г., ред. 2012 г.). © Psyoffice.ru
[1] Герцог Палатинский (Ричард Пауэлл, род. 1916) в 50-е годы ХХ столетия основал также «Орден Плеромы». Несколько подробнее о нем: http://www.hermetics.org/Martinism.html и http://zaidpub.com/2011/11/10/gnosticism-the-hidden-history-of-the-secret-church-an-introduction [2] Подал в отставку в 2010 году в силу возраста. [3] Приход не практиковал регулярных гностических богослужений. [4] Любопытно, что это т.н. «церковь смешанной деноминации», но всё же не гностическая, а ортодоксальная, с преобладанием баптистов. [5] Кодекс Аскью, обнаруженный в конце XVIII века, содержит наиболее длинный из гностических трактатов – Pistis Sophia. Это четыре книги Пистис Софии, причем многие ученые полагают, что Книга IV является отдельным произведением. Кодекс Брюса содержит трактаты и фрагменты разнообразной направленности, в т.ч. гностические – т.н. Текст без названия («Книга Величий Отца») и Первую и Вторую Книги Иеу, а также пару фрагментов, вероятно, бывших частью текста большего объема. Берлинский папирус 8502 (обнаружен в конце XIX века, однако полный научный перевод – на немецкий – впервые опубликован только в 1955 году) содержит краткую версию ключевого гностического текста – Апокрифа Иоанна (три более пространные версии содержатся в Библиотеке Наг-Хаммади, в собрании из 13 Кодексов и 52 текстов и фрагментов, найденных уже в ХХ веке), а также Евангелие от Марии (Магдалины), Деяние Петра и Премудрость Иисуса Христа. [6] После 2003 года иракская община была почти разгромлена местными исламистскими экстремистами из т.н. «шиитской милиции», и многие ее адепты были вынуждены просить на Западе убежище от преследований на религиозной почве. [7] Главным образом, очевидно, речь идет о 120-страничном т.н. «Комментарии к Пистис Софии», опубликованном вскоре после смерти Елены Петровны в 1891 г. и посему, вероятно, дополненном уже ее учениками. Кроме того, известен цикл работ ее сподвижника Джорджа Мида «Эхо Гнозиса». Следует отметить, что ученики и последователи Блаватской обращались к гностической тематике менее охотно. Категория: Библиотека » Учения Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|