|
Профадаптационная игра "Поиск выгоды"Известно, что ценности творчества реализуются через один из основных видов человеческой деятельности – труд. Человек сам привносит определенный личностный смысл в свою работу, выражая в ней свои способности и индивидуальные особенности. Понимание смысла своего труда делает его значительно более продуктивным и творческим. Предлагаемое вниманию видео-пособие разработано как учебно-методический материал в помощь специалистам профконсультантам и психологам, практическая деятельность которых связана с проблемами профессиональной ориентации и адаптации безработных граждан к существующему рынку труда. Цель данного пособия – дать заинтересованным специалистам сведения о конкретных методиках и методических приемах, позволяющих облегчить безработному человеку процесс его профессионального самоопределения, помочь как можно быстрее адаптироваться на рынке труда, осознать собственные возможности и внутренние резервы для дальнейшего профессионального и карьерного роста. Игра «Поиск выгоды» является авторским вариантом технологии групповой работы по профессиональной адаптации безработных граждан к целому спектру профессий, которые являются крайне востребованными на современном рынке труда. Стимульным материалом в игре выступают информационные профессиограммы, разработанные в 1998 году Российским учебным центром Министерства труда и социального развития. Цель игры - дать возможность участникам смоделировать ключевые моменты и типовые ситуации, которые могут встретиться человеку в процессе освоения новой специальности, а также осознать, что при желании и творческом подходе в любой профессии есть свои выгоды, зона ближайшего профессионального развития и перспективы карьерного роста. Задачами, решаемыми в процессе игры, можно считать активизацию мотивационной сферы, сферы ценностных ориентаций и адаптационных резервов участников. Помимо этого у каждого участника игры появляется возможность сформировать адекватную самооценку и целостное представление о себе как о личности, способной на творческое преодоление барьеров на пути профессионального самоопределения. В видеопособии использованы эпизоды реальной игры, которая проводилась в программе обучающего семинара для психологов отделений и Управлений московской службы занятости на базе Государственного центра профориентации и психологической поддержки безработных граждан и незанятого населения. Во вступительной части участники игры в форме лекции-дискуссии тренером предлагается обсудить одну из наиболее распространенных концепций мотивации, иерархическую структуру основных категорий человеческих потребностей, представленной Абрахамом Маслоу: - физические потребности : еда, вода, отдых, секс; - в безопасности и уверенности в будущем : убежище, гарантии жизни; - социальные : в принадлежности к чему-либо, в социальном взаимодействии, привязанности, поддержке, принятии другими; - личностные или эгоистические : в уважении, в самоуважении, личных достижениях, компетентности, признании; - познавательные : знать, уметь, понимать, исследовать; - эстетические : в гармонии, симметрии, порядке, красоте, справедливости; - в самовыражении : в реализации потенциала и личностном росте. В рамках проблем безработных людей, приходящих сегодня в московскую службу занятости, пирамида потребностей в процессе группового обсуждения может быть трансформирована следующим образом: Физиологические потребности: - заработок, приработок, - еда, - одежда, - сон, - отдых, - здоровье, - физическая нагрузка; Потребности в безопасности: - гарантии жизни, - уверенность в завтрашнем дне, - жилище, - страхование, - охрана; Социальные потребности: - принадлежность к группе или делу, - социальное взаимодействие, общение, - статус «работающего человека», - дружба, - любовь, - поддержка; Личностные (или эгоистические) потребности: - независимость, - самоуважение, - самоутверждение, - одобрение, признание, - благодарность, - авторитет, - престиж, - статус; Потребности в самоактуализации (самовыражении): - познание нового, - карьерные достижения, достижение жизненных целей, - творчество, - красота, гармония, - свобода, - самосовершенствование. Участникам дается возможность выбрать в качестве стимульного материала одну из предлагаемых информационных профессиограмм востребованных на рынке труда профессий: - оператор котельной; - налоговый инспектор; - электрогазосварщик; - косметичка; - аппаратчик; - сестра милосердия; - эколог; - секретарь-референт; - дизайнер; - аудитор; - менеджер; - каменщик; - слесарь-сантехник и т.п. и придумать рассказ (от первого лица) о том, как человек, когда-то бывший безработным, после переобучения на новую (в данном случае – выбранную) специальность попал в непривычную для себя профессиональную среду, адаптировался в ней и стал со временем истинным профессионалом. По истечении времени на подготовку каждая подгруппа проводит презентацию выбранной профессии, перечисляя те выгоды, которые она может получить, став профессионалом в выбранной области. По окончании рассказа – презентации профессии тренер подводит итоги игры. При этом остальная группа выступает в роли экспертов, отслеживающих реальность достижения удовлетворения предъявляемых потребностей в данной профессии. В поисках смысла своей жизни человек постоянно сталкивается с проблемой выбора собственного пути, дороги, по которой он будет двигаться. Делая выбор и принимая решения, человек должен, осознавая опыт прошлого, отражать настоящее и видеть перспективы будущего. Надеемся, что профориентационная игра «Поиск выгоды» поможет участникам, попавшим в ситуацию профессионального кризиса, сделать правильный выбор пути своего дальнейшего профессионального роста. Просмотров: 2707 Категория: Психологические тренинги Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|