Методика изучения ригидности мышления

Ригидность - это инертность, негибкость мышления, когда необходимо переключиться на новый способ решения задачи. Инертность мышления и связанная с нею тенденция к предпочтению репродуктивного, к избеганию ситуаций, в которых нужно искать новые решения - важный диагностический показатель и для определения типологических особенностей нервной системы (инертность нервной системы), и для диагностирования особенностей умственного развития ребенка.

Данная методика годится для школьников, начиная с первого класса и может использоваться как индивидуально, так и в группе. Экспериментальный материал составляют 10 простых арифметических задач. Испытуемые письменно решают задачи, начиная с первой.

Перед выполнением задания педагог обращается к детям со словами:

"На бланке имеется десять задач для решения которых требуется выполнить элементарные арифметические операции. Непосредственно на бланке записывайте их последовательно, примененных вами для решения каждой задачи (от 1 до 10). Время решения ограничено.

Задачи.

1. Даны три сосуда - 37, 21 и 3 л. Как отмерить ровно 10л воды?

2. Даны три сосуда - 37. 24 и 2 л. Как отмерить ровно 9 л воды?

3. Даны три сосуда - 39, 22 и 2 л. Как отмерить ровно 13 л воды?

4. Даны три сосуда - 38, 25 и 2 л. Как отмерить ровно 9 л воды?

5. Даны три сосуда - 29, 14 и 2 л. Как отмерить ровно 11 л воды?

6. Даны три сосуда - 28, 14 и 2 л. Как отмерить ровно 10 л воды?

7. Даны три сосуда - 26, 10 и 3 л. Как отмерить ровно 10 л воды?

8. Даны три сосуда - 27, 12 и 3 л. Как отмерить ровно 9 л воды?

9. Даны три сосуда - 30, 12 и 2 л. Как отмерить ровно 15 л воды?

10. Даны три сосуда - 28, 7 и 5 л. Как отмерить ровно 12л воды?

Обработка результатов.

Задачи 1-15 могут быть решены только путем последовательного вычитания обоих меньших чисел из большего. Например: 37-21-3-3= 10 (первая задача) или 37-24-2-2=9 (вторая задача) и др. Они имеют только одно решение (т.е. решение их всегда рационально). ^

Критерием же рациональности решения задач 6-10 является использование минимального числа арифметических действий - двух, одного или никакого (т.е. сразу дается ответ).

Эти задачи могут быть решены каким-нибудь другим, более простым способом. Задача 6 может быть решена так: 14-2-2=10. Решение задачи 7 вообще не требует вычислений, так как для того, чтобы отмерить 10 л воды, достаточно воспользоваться имеющимся сосудом в 10 л. Задача 8 допускает и такое решение: 12-3=9. Задача 9 может быть решена и путем сложения:

12+3=15. И, наконец, задача 10 допускает только одно, но иное решение:

7+5=12, чем в 1-5 задачах.

 



Просмотров: 5206
Категория: Описания тестов



Другие новости по теме:

  • Гилфорд, Джой Пол
  • Гипотеза
  • Два вида обобщения решения задач
  • Дункер (Duncker) Карл
  • Задача
  • Занимательные задачи в стихотворной форме для дошкольника
  • Запоминание и повторение
  • Инженер-гидрогеолог
  • Методика "Узнай, кто это"
  • Методика диагностики интеллектуальных качеств руководителя
  • Методика изучения индивидуальных особенностей решения задач
  • Многоуровневость творчества
  • Обобщения-2009. Форма А
  • Общие представления о задачах
  • Основные стадии подготовки и методы принятия управленческих решений
  • Проблема как форма творческого поиска
  • Психодиагностическая методика "Обобщения-2010. Форма А"
  • Психодиагностическая методика "Обобщения-2010. Форма Б"
  • Психодиагностическая методика "Обобщения-2010. Форма В"
  • Психодиагностическая методика "Обобщения-2010. Форма Г"
  • Психодиагностическая методика "Три желания"
  • Психотехнология решения задачи
  • Седьмой тип заданий. Числовые ряды.
  • Страх мокрого
  • Творческая задача
  • Умственное воспитание детей в игре
  • Упражнение "Три имени"
  • Упражнение личностного роста "SMS в прошлое"
  • Фазы творческого процесса
  • Шестой тип заданий. Арифметические задачи.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь