|
Методика изучения ригидности мышленияРигидность - это инертность, негибкость мышления, когда необходимо переключиться на новый способ решения задачи. Инертность мышления и связанная с нею тенденция к предпочтению репродуктивного, к избеганию ситуаций, в которых нужно искать новые решения - важный диагностический показатель и для определения типологических особенностей нервной системы (инертность нервной системы), и для диагностирования особенностей умственного развития ребенка. Данная методика годится для школьников, начиная с первого класса и может использоваться как индивидуально, так и в группе. Экспериментальный материал составляют 10 простых арифметических задач. Испытуемые письменно решают задачи, начиная с первой. Перед выполнением задания педагог обращается к детям со словами: "На бланке имеется десять задач для решения которых требуется выполнить элементарные арифметические операции. Непосредственно на бланке записывайте их последовательно, примененных вами для решения каждой задачи (от 1 до 10). Время решения ограничено. Задачи. 1. Даны три сосуда - 37, 21 и 3 л. Как отмерить ровно 10л воды? 2. Даны три сосуда - 37. 24 и 2 л. Как отмерить ровно 9 л воды? 3. Даны три сосуда - 39, 22 и 2 л. Как отмерить ровно 13 л воды? 4. Даны три сосуда - 38, 25 и 2 л. Как отмерить ровно 9 л воды? 5. Даны три сосуда - 29, 14 и 2 л. Как отмерить ровно 11 л воды? 6. Даны три сосуда - 28, 14 и 2 л. Как отмерить ровно 10 л воды? 7. Даны три сосуда - 26, 10 и 3 л. Как отмерить ровно 10 л воды? 8. Даны три сосуда - 27, 12 и 3 л. Как отмерить ровно 9 л воды? 9. Даны три сосуда - 30, 12 и 2 л. Как отмерить ровно 15 л воды? 10. Даны три сосуда - 28, 7 и 5 л. Как отмерить ровно 12л воды? Обработка результатов. Задачи 1-15 могут быть решены только путем последовательного вычитания обоих меньших чисел из большего. Например: 37-21-3-3= 10 (первая задача) или 37-24-2-2=9 (вторая задача) и др. Они имеют только одно решение (т.е. решение их всегда рационально). ^ Критерием же рациональности решения задач 6-10 является использование минимального числа арифметических действий - двух, одного или никакого (т.е. сразу дается ответ). Эти задачи могут быть решены каким-нибудь другим, более простым способом. Задача 6 может быть решена так: 14-2-2=10. Решение задачи 7 вообще не требует вычислений, так как для того, чтобы отмерить 10 л воды, достаточно воспользоваться имеющимся сосудом в 10 л. Задача 8 допускает и такое решение: 12-3=9. Задача 9 может быть решена и путем сложения: 12+3=15. И, наконец, задача 10 допускает только одно, но иное решение: 7+5=12, чем в 1-5 задачах.
Просмотров: 5298 Категория: Описания тестов Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|