|
Бианки В. А., Серавин А. И. Прогностические очерки практики выборов... 2.7. Быть или не быть?08.07.05 в Госдуму была внесена и принята в первом чтении (при активном участии представителя президента) поправка о переносе ввода в действие ФЗ № 131. Однако следует отметить, что перенос этот достаточно условен – пока не прошло еще два чтения, нельзя сказать, в каких регионах и когда вступит в силу эта поправка. Очевидно, это неясно и самим депутатам: на вопрос представителя Татарстана, состоятся ли у них выборы в органы МСУ, назначенные на 16.10.05, авторы поправки не смогли дать ответа. Учитывая, что в Ленинградской области принят закон о назначении даты выборов на 09.10.05, то очень высока вероятность, что выборы пройдут по новому закону уже осенью. Важно уделить внимание последнему заявлению Президента РФ В.В.Путина о реформе, сделанному на заседании Госсовета. С одной стороны, он говорит о том, что при реализации закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» не должно быть «никаких авралов и компанейщины», так как ему известны «озабоченность по поводу готовности к реализации на практике положений закона» и «крайне болезненный вопрос о темпах и сроках всей работы». С другой стороны, Президент РФ добавил: «Прошу не считать, что мое заявление означает какой-то отход от принятых решений. Прошу всех, и скажу это на Госсовете, активнее готовиться к вступлению закона в силу». Скорее всего, это означает, что закон будет вводиться в действие постепенно, в тех регионах, где есть уверенность в достаточной подготовленности к нему. При таком сценарии развития ситуации, решения будут принимать главы и представительные органы субъектов федерации. Главам регионов особенно важно будет заслужить дополнительные симпатии президента, который либо еще будет их назначать, либо недавно назначил, но может легко снять по причине «утраты доверия». И неизвестно, что хуже – не проводить выборы, ссылаясь на неподготовленность (ведь виноват может оказаться тот же губернатор), или провести их, осознавая риски. Еще одним вариантом развития событий может стать увязывание реформы местной власти с федеральными политическими процессами, которые сейчас уже стартовали, а развязку получат в 2007-2008 годах (в качестве странной гипотезы: в Конституции РФ написано, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, а возглавляет местную власть… Президент РФ!). В профильном комитете Госдумы выражали сомнение относительно того, правомерно ли принимать решение о вводе федерального закона в регионе на региональном уровне: география и время применения федерального закона в принципе не могут быть регламентированы региональным законом. Министерство регионального развития РФ предлагает властям субъектов федерации представить экономическое и юридическое обоснование необходимости отсрочки вступления в действие реформы местного самоуправления, если региональные власти считают необходимой эту отсрочку. Это обоснование власти субъектов РФ должны будут предоставлять Министерству регионального развития РФ и Министерству финансов. 04.07.05, в ходе аппаратного совещания с членами областного правительства, В.П. Сердюков заявил, что такое предложение министерства было озвучено на заседании президиума Госсовета, который состоялся 30.06.05 года в Москве. В то же время губернатор заявил, что он не считает нужным готовить такое обоснование и откладывать начало реализации реформы МСУ в Ленинградской области. На региональном уровне самое значимое событие, касающееся местных выборов, – заявление председателя Комитета правительства Ленинградской области по взаимодействию с органами местного самоуправления Юрия Марасаева, сделанное 04.07.05. Он заявил, что «сегодня в регионе подготовлена вся необходимая нормативно-правовая база для успешного проведения выборов». Специалистами областной администрации уже разработан и готов к применению пакет образцов нормативных актов, которые вновь избранные депутаты будущих муниципалитетов могли бы взять за основу для своей дальнейшей работы. В него входит типовой устав МО I уровня, положение о контракте с главой администрации, а также положение о конкурсной комиссии и примерный порядок ее работы при проведении конкурса на замещение должности главы МО. Очевидно, что к унифицированным документам, регламентирующим деятельность органов МСУ, подготовленным теми, у кого эти органы МСУ забирают полномочия, следует относиться аккуратно. Во многом суть реформы МСУ сводится к лозунгу: «Делайте что хотите, вы теперь свободны», и очевидно, что руководству области это не импонирует. В целом не только региональное правительство, но и федеральное заинтересованы в том, чтобы бурный поток возможной свободы направить в нужное русло. И во многом это делается путем игры с подаваемой информацией, направленной на управление политическими рисками, – недостаточное информирование, смещение акцентов и т.п. приводит к неопределенности ситуации, что снижает возможности для участия в выборах многих игроков. В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации МСУ в РФ», который должен был вступить в силу 01.01.06, Законодательное собрание Ленинградской области 22.03.05 в трех чтениях приняло закон «О представительных органах и главах муниципальных образований Ленинградской области». Этот закон регламентирует выборы глав и депутатов муниципальных образований первого созыва. В дальнейшем муниципальные образования разработают свои собственные уставы и будут проводить выборы в соответствии со своим уставом. Особый интерес вызывает то, что ситуация неопределенности (второе и третье чтение ФЗ о переносе выборов состоятся уже осенью) может быть использована как инструмент работы действующего руководства области. Из-за неясностей и неточностей крупные структуры пока не вкладываются в местные выборы (по крайне мере, в заметном объеме), а местные бизнесмены слишком разобщены. Председатель Комитета Госдумы по вопросам местного самоуправления Владимир Мокрый заявил, что комитет будет настаивать на том, чтобы норма о продлении муниципальных выборов до 1 декабря 2007 года была исключена. В двадцати субъектах РФ выборы уже прошли, еще в шестидесяти они намечены на сентябрь-октябрь. Однако решение, принятое Госдумой 8 июля, в регионах восприняли как сигнал, что назначенные выборы можно не проводить — отложить их «до лучших времен». В связи с этим глава ЦИК Александр Вешняков уже разослал в избирательные комиссии субъектов РФ письмо, в котором однозначно говорится: принятие в первом чтении поправок в 131-й закон «не является основанием для приостановления действий, связанных с организацией и проведением выборов во вновь образованных муниципальных образованиях». ЦИК подчеркивает, что органы власти субъектов РФ должны обеспечить проведение муниципальных выборов в срок до 1 ноября 2005 года. Это принципиальная позиция представителей власти: избирательная кампания будет идти своим ходом, выборы состоятся в срок.
Просмотров: 934 Категория: Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|