|
Бианки В. А., Серавин А. И. Прогностические очерки практики выборов... 3.2. Варианты проведения кампанииНаиболее выгодным для проведения кампании представляется считать точкой отсчета депутатов первого уровня и главу первого уровня, так как главная цель – это земля, а именно они ею распоряжаются. Самый простой способ – задолго до выборов найти наиболее уважаемых людей или наиболее известных: учителей, директоров школ, врачей, в особенности участковых, и т. п. и обучить их ведению избирательной кампании, а потом курировать их деятельность в ходе выборов. Напомним, что главу первого уровня выбирают из числа депутатов первого уровня. При такой ситуации (как показали наши исследования в Тверской и Ивановской областях) наиболее правильным будет создание блоков с четко выраженной географической привязкой («За Подпорожский край» и т.п.) и применение технологии параллельных кампаний. В случае если на данном поле появятся сильные противники, необходимо будет разрабатывать уникальную стратегию кампании применительно к местной ситуации, сложившейся на момент подачи заявлений кандидатов. Возможны два наиболее вероятных варианта развития событий, еще два – менее вероятных и 12 - промежуточных. Кампанию целесообразно строить по одному из первых двух вариантов. Первый вариант . Сильный претендент на пост главы МО I уровня. Выдвигается вместе со своей «командой». Вероятно, по такому пути будут строиться избирательные кампании ныне действующих администраций. В этом сценарии все же существует риск, что не пройдет часть «команды», и в этом случае после выборов придется лоббировать свои интересы среди фактических победителей. Второй вариант. При отсутствии сильного кандидата на пост главы МО нужно постараться подобрать сильную команду (блок) независимых кандидатов в депутаты МО. В той или иной степени им будет необходимо позиционировать лидера в качестве ответа на действия противников, которые пойдут по первому варианту стратегии. Сложность этого пути в том, что команда равносильных кандидатов может развалиться в самый неподходящий момент из-за высокой внутригрупповой конкурентной борьбы. Эту опасность можно снизить при наличии четких экономических договоренностей с каждым из кандидатов. Скорее всего, так будут строиться кампании комитетов местных предпринимателей. Теоретически, есть еще два возможных варианта развития событий. Третий – это раскрутка одного человека на пост главы МО с возможностью после выборов договориться о том, чтобы его избрали сами депутаты. Этот вариант невероятно сложен в технологическом исполнении в связи с тем, что необходимо искусно лоббировать свои интересы среди возможных победителей в избирательной кампании, а также - впоследствии - среди тех, кто победит фактически. Видение возможных победителей может дать лишь тонкая аналитическая работа. Так, скорее всего, могут поступить представители крупных экономических структур – например, представители Бокситогорского ГОКа. Четвертый вариант . При отсутствии и сильного претендента на пост главы, и сильной команды кандидатов в депутаты придется впоследствии договариваться с фактическими победителями кампании, и в процессе избирательной кампании отслеживать ситуацию и лоббировать интересы среди возможных победителей. Для финансовой структуры этот вариант наиболее удобен, так как требует наименьших затрат. Слабость этого варианта в том, что очень трудно составить такие договоренности, чтобы депутаты впоследствии не могли уклониться от их выполнения. Кроме того, при этом сценарии можно с наименьшими затратами и сложностями провести административное давление на результаты выборов или организовать подкуп. Наиболее эффективной стратегией работы на предстоящих в октябре муниципальных выборах в Ленинградской области станет продвижение команды кандидатов под единым брендом. Избирательная кампания продлится с 25 июля по 9 октября, то есть 77 дней. Учитывая, что в среднем в одномандатном округе насчитывается примерно 1500 избирателей, кандидат в органы МСУ за этот период может лично встретиться с каждым избирателем, общаясь в среднем с 20 избирателями в день, то есть посещая примерно пять квартир или частных домов в день. 250 000 рублей составляют предельно допустимый размер избирательного фонда кандидата в органы МСУ. Для того чтобы кандидата избрали, ему необходимо при явке в 60% (900 человек в среднем по одномандатному округу), чтобы за него проголосовали более половины избирателей, что составит 500 человек. Гипотетически, если кто-нибудь поможет кандидату наполнить избирательный фонд, то он сможет официально заплатить этим 500 избирателям (за вычетом орграсходов) по 400 рублей за «голос и агитацию». Сегодняшние МО сами решают, по какой системе у них будут проходить выборы: будут ли это одномандатные или многомандатные избирательные округа. Одномандатные избирательные округа чаще всего образованы в городских поселениях, многомандатные – в сельских. В каждом районе особенности свои, например: - В МО Кингисеппский район и в городских, и в сельских поселениях все округа будут одномандатными; - В МО Выборгский район в Выборге будет образовано 20 одномандатных округов. А вот в районе все округа будут многомандатными, в каждом МО в зависимости от численности населения будет образовано два или три пятимандатных округа. Это значит, что избиратель, пришедший голосовать, получит бюллетень со списком фамилий кандидатов, из которых нужно будет выбирать пятерых. Депутатами станут пять человек, набравшие больше всего голосов. Исключение – Высоцк, где будет сформирован один десятимандатный округ. На многомандатных округах может применяться гораздо более широкая гамма избирательных технологий. Например, «Многомандатная приписка». Скорее всего, многие избиратели, привыкшие голосовать за одного кандидата, поставят галочку напротив одной фамилии, а при подсчете голосов в этих бюллетенях члены комиссий проставляют еще четыре галочки напротив нужных фамилий. Во многом, устранение порога явки избирателей на выборах депутатов представительных органов было необходимо для того, чтобы появилась возможность не информировать население о сущности реформы и провести перестройку власти на первом этапе с минимальными потерями. Теперь у большинства сторон избирательного процесса только одна мысль: чем меньше «случайных» людей придет на выборы, тем лучше будущим депутатам, поэтому будут применяться технологии по снижению явки в целом и повышению явки мотивированных избирателей. Специфику избирательных технологий предстоящей муниципальной реформы рассмотрим на примере МО «Нежновское», в котором около 700 избирателей и 8 одномандатных округов (примерно по 100 избирателей). Чтобы выборы были альтернативными, необходимо минимум 16 кандидатов – это условно по 40 человек на кандидата. У кандидата может быть пять доверенных лиц, то есть, при расчете 2 кандидата на округ, 80 доверенных лиц в МО. На каждого из доверенных лиц приходится примерно по 10 избирателей, значит, по большому счету, можно выиграть выборы, не потратив ни одной копейки, так как даже без доверенных лиц любой из кандидатов за период с 25.07.05 до 09.10.05 может несколько раз поговорить с каждым избирателем своего округа, а большинство муниципальных округов в Ленинградской области небольшого размера. Из этого следует специфика организации штаба этой предвыборной кампании: она полностью строится на кандидатах и их доверенных лицах. Специфика МО I уровня сельского типа провоцирует на появление такой технологии как «Регистрация», которая заключается в том, чтобы прописать во время избирательной кампании в большинстве избирательных округов, например, МО «Нежновское», по 60 человек, которые в день выборов пошли бы и проголосовали, «как надо». У этой технологии есть еще две особенности применительно к Ленинградской области: избирателей не обязательно прописывать на участке, его можно просто временно зарегистрировать. Благодаря близости к Санкт-Петербургу, где функционирует множество фирм, за деньги прописывающих и регистрирующих приезжих в Северную столицу, в области появилось большое количество «потёмкинских деревень», с неадекватно большим количеством зарегистрированных. В связи с тем, что порога явки на местных выборах нет, то в этих МО несколько сотен человек могут решить ход всего голосования. Для достоверности процитируем законодательство. Статья 3 п. 1. областного закона «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований и должностных лиц местного самоуправления в Ленинградской области»: «Активным избирательным правом на выборах депутатов представительных органов и должностных лиц местного самоуправления обладает гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет на день голосования, место жительства которого расположено в пределах соответствующего избирательного округа». Статья 6 п. 1. областного закона «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований и должностных лиц местного самоуправления в Ленинградской области»: «… при условии нахождения места жительства на территории избирательного округа, - факт временного пребывания на территории одного из участков, находящегося на территории указанного округа».
Основными в этой избирательной кампании будут три технологических направления: - встречи кандидатов с избирателями; - административное давление; - подкуп. Наиболее типичные технологии, которые применяются и будут применяться на выборах в органы МСУ Ленинградской области: Ø Встречи кандидата с избирателями . Они различаются по: · типу отношения к кандидату: встречи с противниками, союзниками, нейтральными и неопределившимися; · типу организации аудитории (организованный или неорганизованный коллектив); · типу места (уличные встречи, встречи в помещениях). Ø Листовки . Номенклатура листовок может быть самой разнообразной. Приведем некоторые типовые примеры: · основная листовка кандидата; · листовка «Основа предвыборной платформы»; · листовки-призывы в поддержку кандидата от имени известных деятелей и организаций («рукопожатные» листовки, или листовки «от слонов» - так называются листовки в поддержку кандидата от известных людей, с их словами про кандидата или просто изображением вместе с ним); · адресные листовки, нацеленные на агитацию той или иной целевой аудитории; · оперативные листовки-реакции кандидата на текущие события; · листовки-объявления о встречах с кандидатом и массовых мероприятиях его избирательной кампании; · листовки контрпропаганды; · листовка «последнего дня» - выпускается на финише кампании. Ø Подкуп избирателей . Следует учитывать, что подкуп – преследуемая по закону технология, использование которой может привести как минимум к снятию кандидата. Существует множество видов подкупа, и они делятся на три типа: в день голосования, во время официальной избирательной кампании и до официальной избирательной кампании, и ряд видов: · обыкновенный (пример: деньги избирателю за подпись); · тривиальный (пример: «карусель»); · наивный (пример: начальнику – деньги, он приводит избирателей); · изысканный (пример: игра на демпинге цен во время подкупа); · непосредственный (пример: «три корочки хлеба» или продуктовые наборы); · альтернативный (пример: «поднимем явку», поквартирный обход «заспавшихся» сторонников); · банальный (пример: спаивание избирателей, как вариант «эстафета»); · дальновидный (благотворительные обеды и продовольственные наборы для малоимущих задолго до выборов и т. п.). Ø «Старший агитатор». Технология мотивирования в избирательных кампаниях за счет включения в кампанию кандидата. Кампания дробится техническими заданиями по бонусной системе или идет по направлению укрупнения поля до «подъездных» и «домовых». Скажем, вначале в кампании 6 агитаторов на избирательный участок (по 1 на дом). На последние полтора-два месяца вы добираете еще 24 подъездных агитатора, живущих в этих подъездах, увеличивая таким образом потенциал поля. На последние 2-3 недели каждый из подъездных старается нанять агитаторов в каждой квартире, что в итоге дает около 50% необходимых голосов только за счет агитаторов – а ведь есть еще члены их семей и друзья, соседи… Ø « От двери к двери ». Поквартирный агитационный обход избирателей, включающий в себя элемент личного контакта с агитаторами. Ø «Доверенные лица» . Доверенными лицами на практике чаще всего выступают известные и уважаемые люди, активная публичная жизнь и частые встречи которых с избирателями могут предопределить исход выборов малого и среднего масштаба и без задействования СМИ. Ø Классическое административное давление . Например, участие администраций в сборе подписей, сбор подписей в процессе и местах выдачи заработной платы и т. п. и в другой избирательной деятельности в пользу одного или нескольких из кандидатов.
Просмотров: 1050 Категория: Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|