К. Маховер. Рисунок человека >> Краткий анамнез: испытуемой тридцать четыре года, она была не замужем в то время, когда были выполнены рисунки.

Краткий анамнез: испытуемой тридцать четыре года, она была не замужем в то время, когда были выполнены рисунки. В течение десяти лет она поддерживала тесную дружбу с мужчиной, который был старше и слабее в личностном плане, чем она сама. Она единственная девочка в семье и младшая из трех детей. Несмотря на хорошие природные способности, она была безразлична к школе, позволяя своим братьям обгонять ее в учебе. Интеллектуальные надежды семьи были сфокусированы на любимом брате. В ее собственной семье то, что она была единственной девочкой, не давало привилегий, но лишь порождало чувство бесполезности. Ее мать была необразованной, инфантильной личностью, предающейся интенсивному нарциссизму, грандиозным и ностальгическим грезам, фантастическим притязаниям на благосостояние и оригинальность, а также эпизодическим взрывам истерической агрессии. Испытуемая была похожа на свою мать внешне, в претензиях и надеждах, а также в своей эгоцентричности. С другой стороны, ее отец был мягким, интровертированным, приверженным к чтению книг и мало интересовался окружающим. Семейному союзу недоставало гармонии и тепла. Ее обременял скромный культурный и экономический уровень ее дома, и она жила своей социальной жизнью вне его. В связи со смертью матери несколько лет назад она быстро встала в материнскую позицию в доме, хотя они содержали экономку. Она продолжала получать поддержку от своего престарелого отца, хотя обладала прекрасным здоровьем и имела хорошую работу, Ее работа до момента обследования была не более, чем видимостью, поскольку она никогда не была в состоянии позволить себе экстравагантную одежду и внешнюю демонстрацию благосостояния с помощью своих скудных доходов. Мать всегда сватала ее с целью выгодного замужества. Она был поверхностно социабельна, но не дружелюбна. Детали ее сексуальной жизни неизвестны.

Черты рисунка и их интерпретация: Эта испытуемая приняла предложение выполнить рисунки с некоторыми размышлениями (Она уклончива и несклонна к доверительности). Она интерпретировала указание "нарисовать человека" как "нарисовать мужчину" (момент сексуальной амбивалентности и трудность идентификации). Прежде чем начать, она спросила: "Должна ли я рисовать руки?" (Испытуемая не самоутвердилась профессионально и была неуверена в социальных и сексуальных контактах). После этих предварительных вопросов (нерешительность в принятии ситуации) она углубилась в задание. (Для проекции имеется много фантазий и внутренней жизни, чему свидетельство ее пристрастие к фильмам и сентиментальным романам, всплывающее в ее готовых ассоциациях к рисункам). Она нарисовала контур головы, замечая: "Я могу только нарисовать лицо. Я действительно не могу нарисовать ноги". (Ее социальный фасад и собственная внешность определили ее Эго - фронт. Сексуальные и профессиональные адаптации, которые функционально вовлечены в другие части тела, были слабыми. Неуверенность в опоре выступает как графически, так и клинически. ) Когда она заканчивала черты лица, она заметила: "У него молодое лицо, и он преждевременно облысел", хотя обе фигуры описаны в ее ассоциациях как подростки (ее друг и ее отец - оба частично лысы). Голове в конце концов приделаны волосы и рисунок превращается в женскую фигуру (сексуальная амбивалентность). Подплечники сильно выделены с помощью расширения и стираний (широкие плечи мужчины - трудность с половыми признаками и половой идентификацией). Начиная с этого момента, последовательность рисования обычная (способна к логическому мышлению с уместными усилениями в нейтральных областях). Направление рук представляет проблему, которая была выражена в большом количестве стираний и изменений, без исправления формы. Ее окончательным решением было поместить их за спину (всегда не уверена в степени ее принятия окружением - конфликт порождается погружением в нарциссическую фантазию и самоизвиняющим компромиссом, заканчивается уклонением и маскировкой, которые характерны для нее).

Стиль оформления волос у женщины напоминает фотографию испытуемой, которая была сделана, когда она была приблизительно в том же возрасте, который приписывается фигуре. Волосы по стилю стянутые и компактные (сдерживающие усилие), но изначально пышные и очень темные по нажиму линии (побуждение к примитивной и свободной сексуальности, преобразованное в явную агрессию). Волосы закрывают большую часть лба {подтверждает зависимость от сексуальной витальности и стремление к социальному проявлению в большей степени, чем к интеллектуальным достижениям). Интересно вспомнить, что сходные прически, которые закрывают лоб, были в моде после 1 Мировой войны. Это было связано с определенными тенденциями к недооценке интеллекта и подчеркиванию "узколобой" сексуальной распущенности. Возможно, она разочаровалась в перспективе достижения доминантности через образование из - за присутствия в доме образованных братьев и стала тяготеть к неинтеллектуальным путям достижения превосходства на раннем этапе своего развития. Испытуемая утверждает в своих ассоциациях, что худшей вещью, которую она сделала, было то, что она ударила своего маленького брата, к которому очень сильно ревновала, потому что он получал все внимание. Несмотря на то, что семья материально поддерживала испытуемую, в семье ее не любили. Соперничество с братьями могло внести вклад в неопределенность сексуальной роли, проявляющуюся в рисунках. Реально она применяла все атрибуты женственности в целях прихорашивания. Рисунки подтверждают, что она стремится использовать эту женственность для осуществления маскулинной потребности в формировании и свободном самовыражении. На рисунках девочка строгая, чопорная, без украшений, большого размера (высокая самооценка), размещена на листе уверенно и демонстрирует откровенно агрессивную позу. Эксгибиционизм и нарциссизм, которые характеризуют ее поведение, в рисунке преобразованы в агрессию, решительность, вызов и некоторую долю грусти. Можно предположить, что она обижается на то, что приходится достигать главенства непрямым путем, с помощью женских уловок. Туманная (расплывчатая) линия, неуверенное изображение ступней и зависимость, подтверждаемая выделенной пряжкой, а также сокрытие кистей рук (вина и недостаток доверия) - графические элементы, которые противоречат самоутверждающейся позе. Длинные руки (амбиция) и широкие плечи (стремление к физической силе) сочетаются с тревожными линиями ног. Испытуемая относится к ногам как к худшей части женщины (хотя у нее самой красивые ноги, она атлетически бездеятельна, малоподвижна в обычной жизни и, возможно, чувствует, что она идет в никуда). Ноги были особым источником беспокойства (неуверенность, отсутствие места стоянки ("гнезда"). После предварительного сопротивления рисованию ног она пропустила их, выказав явную досаду. Она, тем не менее, замаскировала это посредством агрессивного черкания, которое она рационализировала как "высокую траву" (Испытуемая действительно чувствует себя скованной в любой сфере адаптации, и агрессивно защищается по этому поводу).

Горькое выражение лица женщины может отражать ее действительную реакцию на бесплодную фантазию о романтических и восхитительных достижениях - фантазию, в которой она с раннего детства воспитывалась своей матерью. Лишь тень этой фантазии осталась в ее бессодержательной жизни. Грусть и бесплодность фигуры подчеркнуты темой птиц (фантазия полета), дерева (репродукция - агрессивный и бессодержательный мужской символ, как пациентка нарисовала его) и "девушка гуляет" (импульс к движению, наблюдаемый у индивидов, которые полагаются на фантазию, особенно если движения сочетаются в женской фигуре с руками за спиной и неподвижностью фигуры). Фигура была описана как неловкая девушка семнадцати лет (эмоциональная и психосексуальная зрелость испытуемой не развилась выше подросткового уровня). Девушка полна мечтаний о своем друге. Она серьезна и озабочена (присущий испытуемой страх взрослости - опасливое принятие женской сексуальности). Она близка к своей матери, но странно увлечена своим отцом (верно для испытуемой). Она богата и находится в своем доме в деревне (богатство и свобода важны для испытуемой), и она настолько популярна, насколько ей этого хочется (испытуемая защищается от межличностных взаимоотношений). Далее девушка идентифицируется с героиней книги, имеющей болезненное название "Династия смерти" (идентификация с вымышленными персонажами. Дисфорический заголовок соответствует грусти в женской фигуре и в актуальной жизни испытуемой. ) Сильно выделены черты лица (социальный аспект), но они производят впечатление серьезных, застывших и интровертированных (фантазийная природа большей части ее побуждений к социальной коммуникабельности и доминированию). Введение темы, размер и агрессия фигуры и побуждение к движению подтверждают степень смелости фантазии, которая представляет контраст с низким уровнем активности и предприимчивости в поведении испытуемой. Элементы, которые далее поддерживают впечатление конфликта между этим тяготением к фантазии и необходимостью встречаться с фактами, видны в ее скудном и бесплодном изображении разработки этой фантазии. Птицы, высокая трава, дерево, ожерелье, резинка на волосах, груди и изгибы фигуры (несмотря на амбицию девушки, описанную ею как стремление "стать женой и матерью ") - всему этому графически уделено скудное и ограниченное внимание, по контрасту с богатой вербальной фантазией.

Ожерелье - тесный воротничок, который служит больше как линия разделения между телом (импульсы) и головой (функции контроля), чем как украшение фигуры. Шея также относительно длинная.

В своих ассоциациях испытуемая была не уверена, является ли фоном для женщины осень или весна (она обеспокоена этим в сваей собственной жизни. Рисуя весну семнадцатилетней школьницы, сама она реально чувствует приближение осени). Черты головы существенно темнее, чем линии тела (акцент на фантазии и социальном фронте, с избеганием телесных конфликтов). Более темные линии использованы также в других конфликтных областях. Фаллический символ разбитого, заостренного и зазубренного дерева, пряжка (зависимость от матери, сексуальная озабоченность) и трава (рационализация неуверенной опоры) выполнены с сильным нажимом.

Мужская фигура, на которую испытуемая проецирует собственные черты (распределение черт между мужской и женской фигурой видно у сексуально неуверенных людей), является настоящим портретом кузена, который рос в ее доме как младший брат (испытуемая не осознает сходства между рисунком и ассоциациями). Фигура описана как семнадцатилетний старшеклассник Бруклинской Высшей технической школы (обратите внимание на буквы "BTHS" - подчеркнутые и эксгибиционистски выставленные - факты соответствуют мальчику, которого представляет рисунок). Он единственный ребенок, ближе к отцу (желание испытуемой). Далее он описывается как член любимой всеми команды, и девушки сходят по нему с ума (популярность, страстно желаемая испытуемой). Его отец - атлет из Принстона (мечта о культурном уровне семьи) и планирует приобщить мальчика к бизнесу (надежное и субсидированное будущее, ждущее мужчину, по контрасту с женщиной, которая о таком будущем может только) мечтать). Испытуемая подчеркивает физическую силу в своем описании мужской фигуры, в то время как на рисунке, хотя мужчине приписан тот же возраст, что и женщине, мужчина существенно меньше, чем женщина, и менее силен. Дальнейшие противоречия, обозначающие конфликт между фантазией и фактом, видны в большой голове, нарисованной у мужчины (оставляет интеллектуальность мужчине), в то время как в вербальном его описании ему приписывается больше физическая сила и популярность, нежели развитость мозгов. Он также снабжен относительно короткой шеей (лучшая координация физической и духовной жизни, нежели у женщины). Он более красив, более популярен, имеет более уверенную фигуру и менее склонен к грезам, чем женщина. Хотя мужчина описан испытуемой как экстраверт, его черты лица (социальные), менее четкие, чем у женщины. Он задуман как эмоциональный мальчик: "Я заставлю его восторгаться", Но рисунок отражает скрытность (замкнутость) и внутренний протест так же, как женская фигура. Мужская фигура снабжена выраженным Адамовым яблоком, которое выглядит как подчеркнутый узел галстука. Далее, он снабжен атлетическим символом и подчеркнутыми плечами для утверждения мужественности, которую испытуемая приписывает ему в своем вербальном портрете, но которого так прискорбно не хватает графическому образу. Психическое прерывание плавности линии вокруг бедер обеих фигур подтверждает противоречие мужских и женских характеристик. Изменения линии и стирания в тазовой области мужчины отмечает область сексуального конфликта. Мужчина снабжен более короткими руками, чем женщина (меньше предприимчивости и амбиций). В вербальных ассоциациях ему приписывается большая уверенность в роли. Подчеркивание краев одежды мужчины как - то соотносится с собственным конфликтом испытуемой между строгостью и побуждением к демонстрации себя. В поведении это может быть отражено в чрезмерной сдержанности, сочетающейся со стремлениями к показным претензиям.

Ступни нарисованы туманно и малы по размеру, с детальным изображением обуви (по контрасту с отсутствием ног у женщины), особое внимание уделено каблукам (внимание к обуви и ступням ног женственно во всех отношениях) с двойными очертаниями длины ботинка (символизация пениса?).

Необычно тщательно также нарисовано ухо мужчины (связано с чрезмерной сензитивностью испытуемой, особенно по отношению к противоположному полу). Пациентка делает вербальный акцент на ухе с пояснением: "Поэтому я сделала женщину отдельно от мужчины на первом листе". ( Она всегда хочет казаться нечувствительной к мнениям, самоуверенной и бесконфликтной).

В действительности отношение испытуемой к кузену, которого напоминает мужская фигура, было подобно привязанности матери к ребенку в сочетании с соревнованием за любовь отца с младшим братом (в ассоциациях девушка ревновала к самому младшему брату). Мужчине приписывается в ее ассоциациях меньше конфликтов, чем женщине, хотя графические образы указывают на обратное. Как фигуры, так и вербальные описания, сопровождающие их, проецируют желательные мысли, сантименты и фрустрацию испытуемой, равно как ее конфликт в принятии женской роли,

К. Маховер. Рисунок человека. М., 1996.



Просмотров: 1340
Категория: Хрестоматия



Другие новости по теме:

  • ... Любовь ребенка к разведенному супругу причиняет боль и вселяет страх Я спросил мать Якоба, как она считает, что за интерес отцу настраивать р...
  • ... Послеразводный кризис в объектоотношении к отцу С этой точки зрения участие ребенка в конфликтных отношениях родителей после развода обычно ...
  • Амнезия детства
  • Возможности для увеличения числа потребителей
  • Гардероб
  • Гельмут Фигдор ДЕТИ РАЗВЕДЕННЫХ РОДИТЕЛЕЙ: МЕЖДУ ТРАВМОЙ И НАДЕЖДОЙ. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ >> 1. ПАПА И МАМА РАЗВОДЯТСЯ 1.
  • Джозеф О Коннор, Джон Сеймор. Введение в нейролингвистическое программирование >> ВВЕДЕНИЕ Эта книга представляет собой введение и путеводитель по стране, известную под названием Нейролингвистическое программирование, или сокращ...
  • Жесты и движения
  • К.Леонгард. Акцентуированные личности >> Поэты, и художники часто отличаются экзальтированным темпераментом, о чем свидетельствуют приводимые ниже примеры.
  • Как стать общительной
  • Методика "Выбери нужное Лицо"
  • Методика "Вырежи фигуры"
  • Моральная поддержка
  • Основные жалобы родителей на детей
  • П. Куттер. Современный психоанализ >> Половая идентичность Если мы хотим сколь - нибудь широко понять женское и мужское половое развитие и его нарушения, то нам следует обратить внимание...
  • Переоценка вертикальных линий
  • Ричард Бендлер, Джон Гриндер. Из лягушек - в принцы >> Мы подумали, что это будет прекрасный случай продемонстрировать приемы гипноза, которым научил нас Эриксон, так как этот психотерапевт в тот пери...
  • Сексуальные расстройства у женщин
  • Сублимация в терапии искусством
  • Тест "Женственность"
  • Тест "Несуществующее животное"
  • Тест "Отец семейства"
  • Тест "Отношение к сексу"
  • Тренинговая процедура "Узелки Лэнга"
  • Фигура и фон
  • Хрестоматия >> К. Маховер. Рисунок человека
  • Хрестоматия >> Конрад Лоренц. Человек находит дpуга
  • Целое и часть
  • Эмоции и уровень бодрствования
  • Эмоциональная связь матери и ребенка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь