Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/azpsru/azpsru_news.php on line 46 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/azpsru/azpsru_news.php on line 47 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/azpsru/azpsru_news.php on line 49 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/azpsru/azpsru_news.php on line 50 Методика "Выбери нужное Лицо"



Методика "Выбери нужное Лицо"

Эта методика представляет собой детский тест тревожности, разработанный американскими психологами Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен.

Задача состоит в том, чтобы исследовать и оценить тревож­ность ребенка в типичных для него жизненных ситуациях, где соответствующее качество личности проявляется в наибольшей степени. При этом сама тревожность рассматривается как черта личности, функция которой состоит в обеспечении безопаснос­ти человека на психологическом уровне и которая вместе с тем имеет отрицательные следствия. Они заключаются, в частности, в торможении активности ребёнка, направленной на достижение успехов. Высокая тревожность сопровождается обычно высоко­развитой потребностью избегания неудач, что существенно пре­пятствует стремлению к достижению успехов.

Тревожность, испытываемая человеком по отношению к оп­ределённой ситуации, не обязательно будет точно так же прояв­ляться в другой социальной ситуации, и это зависит от отрица­тельного эмоционального опыта, приобретенного ребёнком в дан­ной и иных жизненных ситуациях. Именно отрицательный эмо­циональный опыт повышает и порождает тревожность как чер­ту личности и тревожное, беспокойное поведение ребёнка.

Повышенный уровень личностной тревожности свидетель­ствует о недостаточно хорошей эмоциональной приспособлен­ности, адаптированности ребёнка к жизненным ситуациям, вы­зывающим беспокойство. Психодиагностика тревожности оце­нивает внутреннее отношение данного ребёнка к определённым социальным ситуациям, дает полезную информацию о характе­ре взаимоотношений, сложившихся у данного ребёнка с окружаю­щими людьми, в частности в семье, в детском саду.

Психодиагностический изобразительный материал в этой ме­тодике представлен серией рисунков размером 8,5 х 11 см (рис. 33-46). Каждый рисунок сюжетно представляет собой не­которую типичную для жизни ребёнка-дошкольника ситуацию.

Каждый из описанных рисунков выполнен в двух вариантах:

для мальчиков (на рисунке изображён мальчик) и для девочек (на рисунке представлена девочка). В процессе тестирования ис­пытуемый идентифицирует себя с ребёнком того же пола, что и он сам. Лицо данного ребёнка не прорисовано полностью, дан лишь общий контур его головы.

Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными изобра­жениями детской головы, по размерам точно соответствующими

Рис. 1. Игра ребёнка с младшими детьми. Ребёнок в данной ситуации играет с двумя малышами.

Рис. 2. Ребёнок и мать с младенцем. Ребёнок идёт рядом с матерью, которая везет коляску с младенцем.

Рис. 3. Объект агрессии. Ребёнок убегает от нападающего на него сверстника.

Рис. 4. Одевание. Ребёнок сидит на стуле и надевает ботинки. 134

Рис. 5. Игра со старшими детьми. Ребёнок играет с двумя детьми, которые старше его по возрасту.

Рис. 6. Укладывание спать в одиночестве. Ребёнок идёт к своей кроватке, а родители не замечают его и сидят в кресле спиной к нему.

Рис. 7. Умывание. Ребёнок умывается в ванной комнате.

Рис. 8. Выговор. Мать, подняв указательный палец, строго выговаривает ребёнку за что-то.

Рис. 9. Игнорирование. Отец играет с малышом, а более старший ребёнок стоит в одиночестве.

Рис. 10. Агрессивное нападение. Сверстник отбирает игрушку у ребёнка.

Рис. 11. Собирание игрушек. Мать и ребёнок убирают игрушки.

Рис. 12. Изоляция. Двое сверстников убегают от ребёнка, оставляя его в одиночестве.

Рис. 13. Ребёнок с родителями. Ребёнок стоит между матерью и отцом.

Рис. 14. Еда в одиночестве. Ребёнок сидит один за столом.

контуру лица ребёнка на рисунке. На одном из дополнительных изображений представлено улыбающееся лицо ребёнка, а на дру­гом — печальное.

Предлагаемые рисунки изображают типичные жизненные си­туации, с которыми сталкиваются дети-дошкольники и которые могут вызывать у них повышенную тревожность. Предпола­гается, что выбор ребёнком того или иного лица будет зависеть от его собственного психологического состояния в момент про­ведения тестирования.

Двусмысленные рисунки в методике имеют основную «про­ективную» нагрузку. То, какой смысл придаёт ребёнок именно этим рисункам, указывает на типичное для него эмоциональное состояние в подобных жизненных ситуациях.

В процессе психодиагностики рисунки предъявляются ребён­ку в той последовательности, в которой они здесь представлены, один за другим. Показав ребёнку рисунок, экспериментатор к каждому из них даёт инструкцию — разъяснение следующего со­держания:

Рис. 1. Игра с младшими детьми: «Как ты думаешь, какое у ребёнка будет лицо, весёлое или печальное? Он (она) играет с малышами».

Рис. 2. Ребёнок и мать с младенцем: «Как ты думаешь, ка­кое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».

Рис. 3. Объект агрессии: «Как ты думаешь, какое лицо бу­дет у этого ребёнка: весёлое или печальное?»

Рис. 4. Одевание: «Как ты думаешь, какое лицо будет у это­го ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) одевается».

Рис. 5. Игра со старшими детьми: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) иг­рает со старшими детьми».

Рис. 6. Укладывание спать в одиночестве: «Как ты дума­ешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) идёт спать».

Рис. 7. Умывание: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) в ванной».

Рис. 8. Выговор: «Как ты думаешь, какое лицо будет у это­го ребёнка: весёлое или печальное?»

Рис. 9. Игнорирование: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?»

Рис. 10. Агрессивное нападение: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?»

Рис. 11. Собирание игрушек: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) убирает игрушки».

Рис. 12. Изоляция: «Как ты думаешь, какое лицо будет у это­го ребёнка: весёлое или печальное?»

Рис. 13. Ребёнок с родителями: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) со свои­ми мамой и папой».

Рис. 14. Еда в одиночестве: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) ест».

Выбор ребёнком соответствующего лица и его словесные вы­сказывания фиксируются в специальном протоколе.

Протоколы, полученные от каждого ребёнка, подвергаются далее анализу, который имеет две формы: количественную и ка­чественную.

Количественный анализ состоит в следующем. На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребёнка (ИТ), который равен выраженному в процентах отношению числа эмоционально-негативных выборов к общему числу рисунков.

Образец протокола к методике «Выбери нужное лицо»

Имя ребёнка:

Возраст ребёнка:

Дата проведения обследования:

Данные обследования

номер и содержание рисунка

высказывание ребёнка (примеры)

выбор лица

весёлое

печальное

1. Игра с младши­ми детьми

 

 

 

2. Ребёнок и мать с младенцем

 

 

 

3. Объект агрессии

 

 

Хочет ударить его стулом.

 

 

+

У него грустное лицо

 

 

 

 

4. Одевание

 

 

+

 

 

5. Игра со старшими детьми

Потому что у него дети

 

+

 

6. Укладывание спать в одино­честве

Я всегда беру спать с собой игрушку

 

+

7. Умывание

Потому что он умывается

+

 

 

8. Выговор

 

Гуляет с мамой.

Люблю гулять с мамой

 

+

+

9. Игнорирование

Потому что малыш тут

 

+

10. Агрессивное нападение

Потому что кто-то отби­рает игрушку

 

+

11. Собирание игрушек

Печальное, потому что мама его заставляет

 

+

12. Изоляция

Мама хочет уйти от него

+

 

 

13. Ребёнок с родителями

Мама и папа гуляют с ним

 

+

14. Еда в одиночестве

Пьёт молоко, и я люблю

+

 

 

По индексу тревожности (ИТ) дети в возрасте от 3,5 лет до 7 лет условно могут быть разделены на три группы:

1. Высокий уровень тревожности. ИТ по величине больше 50%.

2. Средний уровень тревожности. ИТ находится в пределах от 20% до 50%.

3. Низкий уровень тревожности. ИТ располагается в интер­вале от 0% до 20%.

В ходе качественного анализа каждый ответ ребёнка (вто­рой столбец протокола) анализируется отдельно. На основе та­кого анализа делаются выводы относительно эмоционального опыта общения ребёнка с окружающими людьми и того следа, который этот опыт оставил в душе ребёнка.



Просмотров: 13884
Категория: Описания тестов



Другие новости по теме:

  • Анкета антисоциального поведения для детей
  • Асоциальная личность
  • Блонский и психология развития ребенка
  • Возрастная психология
  • Детская ложь
  • Детская психология
  • Жесты нервозности
  • Значение игры для всестороннего развития личности ребёнка
  • Методика "Выбор в действии"
  • Методика "Какой Я?"
  • Методика "Определение активного словарного запаса"
  • Методика "Чего не хватает на этих рисунках?"
  • Образно-рефлексивная процедура "Дерево"
  • Опросники психического благополучия
  • Опросники самоотношения
  • Особенности игровой деятельности умственно отсталых детей
  • Пренатальная психология
  • Психологические проблемы детей
  • Развитие ребенка
  • Ребенок узнает вас
  • Семья
  • Сенсоаффективный страх
  • Страх горшка
  • Типы семейного воспитания
  • Упражнение "Дай яблоко"
  • Упражнение "Мои жизненные и профессиональные планы"
  • Хорошо, пусть будет он (она)
  • Эмоциональное развитие детей в игре
  • Этапы развития речи ребенка
  • Этапы формирования игровой деятельности детей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь