|
Работа психолога-консультанта в ситуации родительско - подростковых конфликтовКонфликты занимают существенное место в нашей повседневной жизни. Это нормально и естественно. Говорят даже, что конфликт - это двигатель развития. Назначение конфликта состоит в том, чтобы через его разрешение произошло снятие актуализировавшегося в нем противоречия. Для нашей действительности характерна смена негативного отношения к конфликтам на позитивное. Конфликт имеет много определений: n под конфликтом в психологии понимается столкновение различных мотивов. n конфликт - столкновение , серьезные разногласия, во время которых вас обуревают неприятные чувства и переживания. Традиционные стратегии поведения в конфликте: конфронтация, переговоры, компромисс, избежание, приспособление (К. Томас). И новая стратегия конфликтного поведения : интеграция, когда находится такое решение, при котором выполняются оба желания, и ни одна из сторон при этом ничего не теряет. В основе интеграции лежит ясное и открытое выявление всех различий, наиболее существенных противоречий, уяснение используемых понятий и т.д. Иначе говоря этот способ разрешения конфликтов называется «выигрыш-выигрыш» методом. В позитивном подходе под конфликтом предлагается понимать: « специальную характеристику, изменяющихся в столкновении деятельностей, представляющую собой процесс приобретения деятельностями во взаимодействии нового содержания, обеспечивающего соответствия новым условиям» (Б.И. Хасан). Позитивные (конструктивные) функции конфликта выполняют ряд задач: n адаптируют человека (группу) к новым условиям, в которых они оказались n определяет источник разногласия и позволяет устранить его n выявляя и устраняя противоречия, освобождает группу от этих факторов, стабилизируя ее, n сплачивает членов группы и ориентирует их на защиту ее единства, n помогает убрать внутреннюю напряженность, n помогает найти подходящие средства влияния на другого, n позволяет членам группы раскрыть лучшие качества своей личности в группе, завоевать авторитет в ней. При конфликтом столкновении легко выделяются признаки негативных переживаний, которые можно свести к трем критическим жизненным переживаниям. Это стресс, фрустрация и кризис. Стрессовая ситуация - переживание растерянности- незнания, каким образом реагировать на внезапный интенсивный и значимый раздражитель, - то столкновение с другим действием - безусловно стрессогенно. Фрустрация - атрибутный спутник и одновременно генератор конфликтности. Так рассматривают эти явления Д. Крейч и Н. Ливсон: « ...Чаще фрустрация возникает как следствие противоречия личных желаний человека и ограничений запретов, налагаемых обществом... По мере взросления человека этот конфликт становится внутренним». Правда, не всякая фрустрация по механизму тождественна конфликту. Наиболее сложным является отношение конфликта и кризиса . Кризис - означает фиксированное в переживании и действии несоответствие или недостаточность имеющихся ресурсов новой ситуации. Обязательно ли юность является кризисной и какие именно факторы - биологические, социальные или биографические - определяют содержание и характер протекания юности? Прежде всего, подростковым принято считать период развития детей от 11-12 до 15-16 лет. В этом возрасте происходит бурное психофизическое развитие и перестройка социальной активности ребенка. Американский психолог Стэнли Холл считал, что период от 8-12 лет - предподростковый, соответствует концу дикости, началу цивилизации; а юность (12-13 лет), охватывает период от начала полового созревания до взрослого (22-25 лет) и эквивалентна эпохе романтизма. Немецкий философ и психолог Эдуард Шпрангер делит юность на две фазы: n главная проблема у 14-17 летних - кризис, связанный со стремлением к освобождению от детских отношений зависимости; n у 17-21 - летних на первый план выходит кризис оторванности , чувство одиночества.
Вслед за автором некоторых работ по проблемам переходного периода Е.Б. Хасаном, мы будем считать, что перед подростком стоит задача самоопределения в трех «областях»: n Половой. Т.е. буквально должна произойти половая идентификация. В этом месте мы можем обнаружить большое количество конфликтов, связанных прежде всего со способами представленности подростку того или иного пола. n Возрастной. Во время самого этого периода у подростка нет четкого ощущения «Кто он ?». Он уже чувствует себя не ребенком, но и взрослым еще не чувствует. И здесь тоже возникают конфликты в том, каким образом можно попробовать различные представления о взрослом. n Социальный. Подростку необходимо занять определенное место в обществе в своей референтной группе. Но поскольку важен и взрослый: ему важно его признание и понимание, по каким нормам живут взрослые в этом мире. Что подходит ему сейчас, а что нет. За конфликтом с миром взрослых стоит целый ряд причин. Обычно они следующие: противоречия между детской нормой, которую должен усваивать ребенок и взрослыми нормами, на которые ему необходимо ориентироваться в качестве взрослого человека, неприятие взрослыми факта взросления ребенка, отношение к нему как к маленькому, которое и является причиной переориентации ребенка на сверстников, среди которых он получает необходимое уважение к своей взрослеющей личности. Нет практически ни одного социального или психологического аспекта поведения подростков, который не зависел бы от семейных условий в настоящем или в прошлом. В сложном клубке взаимодействия родителей и детей часто не учитывают того самого пубертатного кризиса подростков, когда все устоявшееся меняется: n потеряв прежние интересы и не приобретя новых, подросток утрачивает связь со средой и может ощущать себя одиноким; n физическое возмужание дает ощущение зрелости, а социальный статус ни в семье, ни в школе не меняется; n появляется критическое отношение к авторитетам, а первая жертва - родители. Они не очень хороши, чтобы ими восхищаться. С детским преклонением перед родителями расстаются все; n родители не последовательны: готовя ребенка ко взрослой жизни, пропускают этот момент; n главным переживанием становится поиск нравственных ценностей, смысла жизни, нравственных авторитетов. Всегда ли ими окажутся родители ? Очень важен для формирования личности подростка эмоциональный тон семейных взаимоотношений и преобладающий тип контроля и дисциплины. Чаще всего открываемый ребенку путь к более взрослому существованию лежит через « ты должен ». В то же время подросток видит, что у взрослого кроме «должен» есть особые «хочу», «могу» и «можно». Вначале это - взаимодействие с матерью, потом - в семье; потом - в сюжетно-ролевой игре; и, наконец, в группе. Сами подростки испытывали затруднения в формулировке собственной проблемы, предоставляя это родителям - «сами привели, сами пусть и формулируют». 10 из 15 пар обсуждали то, по поводу чего они обратятся к психологу: «проблема с учебой», «ругаемся с матерью», «не хочу помогать по дому», «мои друзья не устраивают родителей». Наиболее частые причины, по которым дети оценивают сложные ситуации общения с родителями: n «считают меня маленькой», n не понимают меня и часто путают мои чувства, n не доверяют мне в выборе учебы и моих друзей, n «совсем не знают моего характера» n «лезут в мою жизнь, как в свою, сами не зная, чего хотят». Всеми родителями признан тот факт, что увеличение времени препровождения их детей в школе и на улице ( с друзьями ) усиливают и без того уже текущий процесс отчуждения родителей от содержания жизни и подростка. Имеет место фактор совпадения кризисных периодов детей и их родителей.
Анатомия конфликта.
1. Негативный подход. Конфликт - это взаимодействие 2-х или более субъектов, имеющих взаимоисключающие цели и реализация их один в ущерб другому. 2. Позитивный подход. Конфликт - специальная характеристика, изменяющихся в столкновении деятелей, представляющая собой процесс приобретения этими деятельностями во взаимодействии нового содержания, обеспечивающего соответствия новым успехам. От разных подходов разные способы решения конфликтов: n субъекты конфликта - индивиды, группы индивидов; n индивидуальный конфликт - целевой, статусный; n групповой конфликт - многоярусный, т.к. много взаимоотношений; n источник конфликта - ситуация или состояние, выражающая противоположные цели, мотивы, интересы и потребности. n зона конфликта - область реализации конфликта; n повод конфликта - чаще провокации
Развитие конфликта. Раздоры - расхождение, противопоставление в целом. В основе раздора лежит кризис, он происходит когда невозможно достичь поставленной цели прежними средствами - противоречия между тактикой и стратегией при возникновении новых очагов напряженности, переоценка ценностей. Коньюктура конфликта - (характеристика конфликта ) тактика максимального выгоды из сложившейся ситуации. Соперничество - игра коньюктурного типа, которая направлена на получение максимальной выгоды, но за счет афиширования недостатков другого. Тактика - фальсификация, критика, опровержение. Конкуренция - соперничество, но более глубокое и принципиальное, несхожесть целей и мотивов. Борьба - «на алтарь» победы выносится все, никаких компромиссов.
Виды конфликтов. 1. Открытые - четко понимаем что что-то не так. 2. Скрытый - еще не знаем, что конфликт 3. Мотивационный - конфликты потребностей и намерений (они очень объединяют людей) 4. Коммуникационный - барьеры общения, просчеты возводятся в принципы, отсутствие обратной связи. Причина - жесткость, отсутствие гибкости во взаимоотношениях. 5. Целевой конфликт - за цель 6. Статусный - за приоритет, кто главный, конфликт выбора.
Способы разрешения конфликтов. 1. Подавление. Не всегда это плохо, например: в экстремальной ситуации при управлении большого скопления людей. Подавление - брать ответственность на себя, инициатива, развитие подчинения из страха, не развит самоконтроль, наплевательское отношение (родителя к ребенку) , у победившего возникает чувство вины ( задарив ребенка игрушками). 2. Уступки. Быстрый способ для того, чтобы игнорировать поведение развития ненависти к победителю ( дети к учителю), развивается у победителя самолюбование, власти, не способность развития моральных норм и высокой продуктивности, уважения. 3. Сотрудничество - процесс состоит из нескольких шагов: взаимоуважение, коммуникативность, конструктивные решения.
План выработки конструктивного решения. 1. Определение проблемы 2. Выработка возможных совместных решений (несколько) 3. Оценка этих решений 4. Выбор лучшего 5. Определение способа решения 6. Оценка того, полностью ли разрешен конфликт. Приемы разрешения конфликтов. 1.Позиция «выиграть-выиграть» 2.Творческий подход - как превратить проблему в новую возможность для себя. 3.Эмпатия - общение, которое ведет к сближению. 4.Оптимальное самоутверждение - нападать на проблему, а не на личность. 5.Совместная власть - как нейтрализовать борьбу за власть. 6.Как управлять эмоциями. 7.Готовность к разрешению конфликта, как распознать личностные установки, мешающие объективному взгляду на вещи. 8.Выработка альтернатив. 9.Переговоры - эффективное планирование и варианты стратегий. 10. Посредничество. Последствия при разрешении конфликта: - при неправильном - тревога, развал, уход, беспомощность, смятение, стресс, низкая производительность, усталость, битая посуда. n правильном - расширение возможностей, покой, чувство локтя, радость общения, креп- кое здоровье, стойкий сон. Сигналы конфликта. n Кризис: насилие, потеря контроля над эмоциями, человек способен на крайности или в воображении или наяву. n Напряжение: искажение восприятия, непредвзятое мнение, повышенные негативные установки, во взаимоотношениях постоянное беспокойство. n Недоразумение: делаются ложные выводы из ситуации из-за нечетко выраженной мысли. n Инцидент: мелочь вызывает раздражение, которая быстро забывается. n Дискомфорт: интуитивное ощущение , что-то не так. Следить за сигналами конфликта.
Способы разрешения конфликта. 1. Уход (молчание) - вы отнимаете у себя возможность взять на себя ответственность за дальнейшее развитие ситуации. «+» - если конфликт не затрагивает личных интересов. «-» - произойдет завышение требований или вырастет проблема. Реакция: затаенный гнев, депрессия, игнорирование обидчика, переход на чисто деловые отношения или отказ от отношений. 2. Подавление - отказывается признать наличие конфликта, но сохраняет отношения добрыми. «+» -когда партнер не готов вас выслушать, «-» - вы не затрагиваете основные спорные вопросы Реакция: делаете вид, что все в порядке, миритесь с происходящим, ругаете за раздражение, пользуетесь своим обаянием для достижения целей, молчите, но потом вынашиваете план мести, подавляете негативные эмоции. 3. Выиграть - подсознательное стремление оградить себя от боли в роли проигравшего. Реакция : дуетесь пока другая сторона передумает, применить физическое насилие, безоговорочные требования, перехитрить, перекричать, обругать. 4. Компромисс. Реакция : искать справедливого исхода, избегать напоминания, что я нервный, избегать столкновения в лоб.
Творческий подход в разрешении конфликта. Шаг 1. На конфликт возникает просто импульс-реакция - продуманная. Шаг 2. Принимаем ситуацию такой какая есть. Это уже произошло. Шаг 3. Чему я могу здесь поучится. Произвести перегруппировку сил в конфликте. Признать свои чувства. Шаг 4. Нейтрализация конфликта путем позитивных утверждений. « Я никогда» на «Я еще не ...». Необходимое развитие креативности. Иногда мы начатый разговор можем остановить неосторожным словом: общение, примеры слов слова саботажники, угрозы делай, как сказано.... если вы .... Приказы срочно зайди..... Критика ты вечно жалуешься ... не достаточно хорошей ... Оскорбление дурак ... Слова должники ты должен ... Сокрытие важной информации ты бы не хотел прогуляться .... Допрос сколько времени ушло ? почему поздно ? Похвала с подвохом У вас так хорошо получается, не сделаете мне.. Диагноз мотивов поведения У вас никогда не хватит инициативы... Вы всегда хотите скомпрометировать меня ... Несвоевременные советы Почему ты не сделал вот так... Если бы ты ... , то не было бы ... Убеждение логикой Нормально, так и должно было случиться... А ты что хотела ? Смена темы Да читала, знаешь я фильм смотрела ... Соревнования У тебя грипп, а у меня ... Успокоение отрицанием Не нервничай, не переживай, все пройдет ...
Мы несем ответственность за то, как мы говорим и доходит ли это до собеседника ( то, что мы говорим). Катализаторы общения, чтобы оно началось: n разговор о пустяках, который не задевает другого. n совместные действия n активное восприятие Навыки активного восприятия в конфликте: n информационные - узнать информацию, умело задать нужный вопрос, перепроверить услышанное, резюмировать услышанное. n подтверждающие - признание вашей ситуации, исследовать проблему для своего понимания, проверить не только факты, но и эмоции другой стороны, передать на словах чувство другого, возвращение к теме, если даже другая сторона уходит от этого, Хранить их личные тайны, не бойтесь естественных паузу. n Разрежающие - ослабить враждебность. Не защищайте себя и не нападайте на них, отреагируйте на их эмоции, снизить накал, объяснить свою точку зрения, что вы можете сделать в данное время для них. « Наивысшая форма власти - это способ добиваться наиболее желаемых вами результатов, одновременно создавая ценности для других» - Энтони Роббинс. Рычаги власти (родители) n Ценные отношения для вас n Опыт n Положение, статус n Вознаграждение n Наказание n Способность к убеждению Но ими можно пользоваться или честно или нечестно, можно различать манипуляцию от открытого влияния. Манипуляция - оценка по результату: n исход желателен для влияющего не желателен для объекта n информация скрывается n объекту не предоставляется свобода выбора. Открытое влияние : n исход может затрагивать, может не затрагивать интересы влияющего n учитывается согласие и несогласие объекта n полная информированность объекта n свобода выбора. Как противостоять сильным людям. 1. Подумайте, как вы можете помочь ему испытывать к вам большее доверие. 2. Не прибегая к угрозам четко опишите последствия того, что будет, если вы не придете к согласию. 3. Выработать альтернативы, если он не примет вашу точку зрения 4. Привлекать союзников для того, чтобы убедить его в вашей точке зрения 5. Его противостояние перевести в другие формы 6. Решите, за какие вопросы надо браться, а за какие нет. Слова, ослабляющие ваше влияние: n Я всего лишь ... n У меня не выходит .... n Я здесь новичок n Я не хочу отнимать время ... Лидерство - это совокупность функций, которые могут быть сосредоточены в одном человеке или команде. Лидерство - совместное действие группы, направленное на одну цель. Условие: кто-то на это вдохновляет. Как принимают новичков, такой и лидер. Типы лидеров: n Коллективный - девиз : Давайте все будем работать вместе, ориентация на других людей, решение задач продвигать хорошо, если идет объективная обратная связь, восприимчив к новым идеям, не обращает внимание на внешний вид, не нравится бумажная работа. n Деятельный - девиз: Если это нужно сделать, то это нужно сделать сейчас, ориентирован на решение задач, а не на людей, способен выдержать конкуренцию, умеют контролировать свои эмоции, волнует: что вы хотите и когда вы хотите получить, работают положительно в соревнованиях, способны к риску, концентрации на возможностях, а не на препятствиях «нет проблем», для них важен контроль, самоутверждение, обладают даром убеждения, умеют рутинную работу превратить в праздник. n Рассудительный - девиз: Не будем спешить, чтобы быть уверенным, что ты делаешь это правильно, как ? сколько ? Стойкие, надежные, любят точность, эмоционально сдержаны, не стоит загонять в угол. n Качественный стиль - девиз: Если это стоит делать, то это нужно делать хорошо. Они стремятся к совершенству, идеалисты, фантазеры. Какой способ лучше, преданы, готовы прийти на помощь, им трудно сказать Нет, значимы без личностные связи, любят делать все сами.
Педагогические конфликты можно разделить на три большие группы. В первой группе - мотивационные конфликты. Они возникают между педагогами и учениками, из-за того, что школьники либо не хотят учиться, либо учатся без интереса, по принуждению. Имея в своей основе мотивационный фактор, конфликты этой группы разрастаются и в конечном итоге между учителями и ребятами возникают неприязнь, противостояние, даже борьба. Во второй группе - конфликты, связанные с плохой организацией обучения в школе. Мы имеем в виду четыре конфликтных периода, через которые проходят ученики в процессе обучения в нашей школе. Первый период - первый класс : происходит смена ведущей деятельности, с игровой на учебную, появляются новые требования и обязанности, адаптация может длиться от 3 месяцев до 1,5 лет. Второй конфликтный период - переход из 3 в 5 класс. Вместо одного учителя ребята занимаются у разных учителей-предметников, появляются новые школьные предметы. В начале 9-го класса возникает новая болезненная проблема: необходимо решить, что делать после 9-го класса - идти в среднее специальное учебное заведение или продолжить учебу в 10-11 классе. Для многих молодых людей 9 класс становится чертой, за которой они вынуждены начинать взрослую жизнь. Четвертый конфликтный период : окончание школы, выбор будущей профессии, конкурсные экзамены в ВУЗ, начало личной и интимной жизни. Третья группа педагогических конфликтов - конфликты взаимодействий учеников между собой, учителей и школьников, учителей друг с другом, учителей и администрации школы. Эти конфликты происходят по причине субъективного характера, личностных особенностей конфликтующих, их целевых установок и ценностных ориентацией. Наиболее распространены среди «ученик - ученик» конфликты лидерства, в средних классах конфликтуют группы мальчиков и девочек. Конфликты во взаимодействиях «учитель-ученик» помимо мотивационных, могут вспыхнуть конфликты нравственно-этического характера. Конфликты между учителями могут возникать по различным причинам: от проблем школьного расписания до столкновения интимно-личностного порядка. Во взаимодействии «учитель-администрация» возникают конфликты, вызванные проблемами власти и подчинения. Педагогический конфликт: структура, сфера, динамика.
Структура конфликтной ситуации складывается из внутренней и внешней позиций участников, их взаимодействий и объекта конфликта. Во внутренней позиции участников можно выделить цели, интересы и мотивы участников, Внешняя позиция проявляется в речевом поведении конфликтующих, она отражается в их мнениях, точках зрения, пожеланиях. Ваши конфликтные взаимоотношения с подростком могут измениться в лучшую сторону, если вы будете ориентироваться не на его внешнее поведение, а на внутреннюю позицию, т.е. сможете понять его цели, интересы и мотивы. Сфера конфликта может быть деловой или личностной. Учителя и школьники часто сталкиваются в конфликтных ситуациях. Однако надо стремиться к тому, чтобы конфликт происходил в деловой сфере и не перетекал в личностную. Динамика конфликта складывается из трех основных стадий: нарастания (1), реализация (2), затухания (3). Один из эффективных способов «блокировки» конфликта - переведение его из плоскости коммуникативных взаимодействий в плоскость предметно деятельную (уборка классной комнаты, уборка снега). Тогда отрицательная энергия будет потрачена и не вызовет конфликта. Игровые методы разрешения конфликтов 1. Метод интроспекции заключается в том, что человек ставит себя на место другого, а затем в своем воображении воспроизводит мысли и чувства которые, по его мнению, этот другой испытывает в данной ситуации. 2. Метод эмпатии основан на технике вникания переживания другого человека. Если вы эмоциональны, склонны к интуитивному мышлению, то этот метод будет вам полезен. К типу «художников» - людей с эмоциональным складом психики, обычно относятся словесники, учителя рисования и музыки. Важно помнить, что метод дает возможность достичь высоких результатов, если вы умеете доверять своему начальному, интуитивному ощущению и способны вовремя остановить интеллектуальные интерпретации. 3. Метод логического анализа подходит для тех, кто рационален, кто опирается на свое мышление. Чтобы понять партнера по взаимодействию, такой человек выстраивает систему интеллектуальных представлений о нем и о ситуации, в которой находится собеседник. Школьные учителя математики часто относятся к типу «мыслителей».
Посредничество учителя в конфликте. В своей педагогической практике школьный учитель может столкнуться с необходимостью уладить конфликт, вспыхнувший между учениками, родителем и учеником, учителем и дирекцией школы. В таком случае педагог может помочь найти выход при помощи специальных действий посредничества. Посредник в конфликтной ситуации развивает и укрепляет конструктивные элементы в общении и взаимодействиях, улаживает конфликт. Посреднику нельзя принимать точку зрения ни одного из конфликтующих, необходимо быть нейтральным относительно объекта конфликта. Методика посредничества в конфликте состоит из 4 шагов: 1. «Найдите время, чтобы поговорить». На данном этапе посредник помогает участникам договориться о времени переговоров и месте. Должны выполняться следующие условия: n разговор должен быть длительным (2-4 часа) n помещение выбирается так, чтобы исключались различные помехи (телефонные разговоры, открывание двери, заглядывания и проч.) n время разговора определяется т.о. , чтобы ни один из участников не был им ограничен (никуда не спешил). n во время переговоров запрещается использовать силовые приемы (заставлять другого человека уступать, сдаваться) n если переговоры начались, запрещается выходить из комнаты раньше, чем закончится установленное время. 2. «Спланируйте организацию». В самом начале разговора важно его правильно «запустить». Учитель выступает с вводной речью. Установка, которую вы осуществляете на переговорах, заключается в том, что вы не заставляете ни одного из учеников полностью отказаться от собственной позиции, Вместе с учениками вырабатываете новую позицию, в которой будут учтены позитивные моменты всех конфликтующих сторон. В переговорах важно избежать трех ошибок. 1. «Либо выиграешь, либо проиграешь» Иллюзия того, что только одна сторона м.б. права в конфликте, а другая - всегда не права, мешает людям договориться. Нет правых и виноватых, каждый человек имеет право стремиться к собственным целям и удовлетворять свои желания, важно только добиваться этого так, чтобы учитывать цели и желания других. 2. «Ты плохой человек». Часто конфликты между людьми разрешаются неконструктивно потому, что один из участников доказывает себе и другим, что его противник - плохой человек и что конфликт вызван тем, что у партнера тяжелый характер. 3. «Камень преткновения». Объект конфликта - довольно серьезное препятствие к достижению соглашения. 3 шаг. «Выговорись». Выявить объект ссоры и сформулировать проблему. Дайте подросткам выговориться, полностью высказать свою позицию и выслушать позицию другого. 1. «Соглашение». В разговоре наступает момент, когда участники выговорились, «облегчили душу». Они психологически готовы к примирению. Просмотров: 2163 Категория: Статьи Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|