Детерминанты внимания, относящиеся к стимулам

Согласно теориям когнитивной последовательности, таким как теория баланса и теория соответствия, люди стремятся построить последовательный набор убеждений и отношений (что и объясняет название когнитивной, т.е. познавательной, последовательности). Непоследовательность в такой познавательной системе вызывает вредное психологическое напряжение. Следовательно, люди более восприимчивы к информации, которая поддерживает или усиливает последовательность, избегая при этом информации, которая противоречит их убеждениям и отношениям.

Вторая группа факторов, оказывающих влияние на внимание, — это детерми­нанты, относящиеся к стимулам, т. е. характеристики самих стимулов. Они «контролируемы» в том смысле, что ими можно манипулировать для привлечения и/или усиления внимания. Следовательно, они часто используются компаниями в борьбе за внимание потребителей.

Вообще говоря, чем сильнее раздражитель, тем выше вероятность того, что он привлечет внимание. Увеличение размера печатного рекламного объявления по­вышает шансы привлечь внимание потребителей. Подобное соотношение верно и для размера иллюстраций или изображений внутри объявления.

Вероятность того, что продукт будет замечен в магазине, зависит от размера или количества торговой площади, отведенной для товара. Это особенно важно для импульсивных покупок, когда сбыт продукта отчасти зависит от того, сколь­ко места под него отводится.

Способности стимула привлекать и удерживать внимание могут быть значи­тельно увеличены при правильном использовании цвета. По результатам ис­следований газетной рекламы, цветные рекламные объявления увеличивают объем сбыта на 41 % больше, чем их черно-белые аналоги. Цветные объявления стоят дороже, поэтому следует соизмерять рост эффективности рекламы и уве­личение затрат на нее.

Кроме того, одни цвета привлекают больше внимания, чем другие. Известно, что владельцев красных автомобилей штрафуют за превышение скорости чаще, чем водителей машин любого другого цвета. Силу красного цвета подтверждает также тот факт, что компании, размещающие свою рекламу в коммерческих спра­вочниках, часто используют этот цвет как способ привлечь к себе внимание.

Высокая интенсивность раздражителя часто вызывает повышенное к нему внимание. Например, усиливают внимание громкие звуки и яркие цвета. Ра­дио- и телереклама могут начинаться с громких звуков, чтобы привлечь к себе внимание. Достаточно часто в печатной рекламе используются яркие цвета.

Люди склонны уделять больше внимания тем раздражителям, которые кон­трастируют со своим окружением. Представление стимулов, которые не явля­ются последовательными или контрастируют друг с другом, создает конфликт восприятия, что повышает внимание.

В рекламной деятельности применяются разнообразные методики, основан­ные на использовании принципа контраста. Например, черно-белое объявление, следующее за цветными, может стать заметнее из-за контраста. Аналогично, теле­реклама с более громким звуком, чем у предшествующей программы, также может привлечь больше внимания. Заметим, что в обоих случаях учитывается уровень адаптации: потребители привыкают к определенным цветам или уровню громкос­ти, поэтому их нарушение привлекает внимание.

Также на заметность стимула может повлиять его положение. Продавцы бака­лейных товаров знают это очень хорошо и борются за такие выгодные места, как концы проходов в магазинах и полки на уровне глаз покупателей. Точно так же продукты, которые покупают под влиянием момента, обычно размещают возле касс.

Размещение немаловажно и для печатной рекламы. Больше внимания при­влекают объявления, расположенные в начале журналов, на правых страницах, а также на внутренних и задней внешней сторонах обложки. По-видимому, такой эффект связан с тем, как люди обычно просматривают журналы.

Удачное размещение объявления на странице также может повысить внима­ние к нему. Основное правило гласит, что самым благоприятным местом для размещения рекламы является левый верхний угол, а наименее благоприятным — правый нижний.

Позиции рекламы в эфире вещательных средств информации исследователи уделяли меньше внимания, хотя общепризнанно, что реклама действует эффек­тивнее, если она размещается внутри обычной передачи, а не в рекламном бло­ке. Реклама в начале и в конце программы страдает от нагромождения объяв­лений и прочего отвлекающего, не относящегося к программе материала.

Глаз человека стремится перемещаться по объявлению в определенном на­правлении. Примерами стимулов, указывающих направление, являются стрел­ки и разнообразные указывающие символы.

Двигающиеся раздражители привлекают больше внимания, чем стационар­ные. Даже квази- или воспринимаемое движение могут увеличить внимание (полёт разбитого стекла).

Привлечению внимания способствует и метод изоляции, который заключает­ся в представлении немногочисленных раздражителей в относительно свобод­ном окружении. Использование принципа изоляции в печатной рекламе означа­ет, что вместо сплошного заполнения рекламного объявления информацией и изображениями, значительная его часть остается “неиспользованной ”

Необычные или неожиданные раздражители (как те, что отклоняются от некоторого уровня адаптации) привлекают внимание. Рекламисты осознают значение новизны и часто используют этот принцип для привлечения внимания.

Другие приемы предполагают использование «раскладных изображений» в печатной рекламе (например, реклама автомобилей «Dodge» на две полосы, в которой бумажный автомобиль раскладывался при раскрытии объявления) , трехмерных изображений и принципа «музыкальной открытки», ког­да при раскрытии печатного объявления скрытая в нем микросхема проигрывает мелодию.

Некоторые раздражители привлекают наше внимание, потому что мы привык­ли на них реагировать. Телефонный звонок или звонок в дверь, например, вызы­вают у человека немедленную реакцию, телефонный звонок или звук сирены часто используются в качестве фона радио- и телерекламы.

Нередко для участия в рекламе приглашают известную фотомодель или зна­менитость. Подобные объявления встречаются довольно часто во всех средствах информации. Одна компания в попытке выделить свой товар из массы аналогич­ных продуктов разработала линию товаров широкого потребления (крупы, мешки для мусора, электрические лампы) под названием « Star Pak » ( «Звёздные товары») , на упаковках которых помещались изображения некоторых очень из­вестных кинозвезд (Мерилин Монро, Кларк Гейбл).

Единственная опасность, которая возникает при участии в рекламе «пред­ставителя фирмы», — это возможность обратного негативного эффекта, если потребители сочтут его образ несоответствующим рекламируемому продукту. Модели, одетые в купальные костюмы, уместны в рекламе турфирм, но в рекла­ме мебели они вызовут негативную реакцию.

Способом привлечения внимания является и использование принципа стремительной перемены места действия, что может вызвать непроизвольное увеличение мыслительной активности. В некоторых рекламных роликах автомо­бильной компании Pontiac зритель видит массу сменяющих друг друга разнооб­разных пейзажей, которые длятся не более полутора секунд, а некоторые — только четверть секунды. Однако существуют опасения, что рекламные ролики, составленные из коротких отрывков, хуже запоминаются и менее убедительны, чем реклама в более спокойном темпе.



Просмотров: 1339
Категория: Статьи



Другие новости по теме:

  • Анализ внутренних переживаний потребителя
  • Борьба с подсознательным сопротивлением покупателей
  • Виды внимания
  • Внимание и успеваемость
  • Внимание как главное условие осуществления познавательного процесса
  • Детерминанты понимания, относящиеся к стимулам
  • Изображение в рекламе
  • Классификация раздражителя в рекламе
  • Личные детерминанты понимания в рекламе
  • Организация стимулов в рекламе
  • Особенности обработки информации потребителем
  • Познавательные реакции потребителя
  • Потребности и мотивы в рекламе
  • Привлечение внимания потребителя
  • Привлечение внимания потребителя: меры предосторожности
  • Принятие в рекламе
  • Процедура "Всеобщее внимание"
  • Процедура "Рекламный ролик"
  • Психические процессы в рекламе
  • Психические процессы в формировании рекламных образов
  • Психоаналитически ориентированная реклама
  • Психографика рекламного текста
  • Психология рекламы
  • Разновидности рекламы
  • Реклама в местах продажи
  • Рекомендации по созданию наружной рекламы в местах продажи
  • Типы рекламного текста
  • Устойчивость и концентрация внимания ребенка
  • Шрифт в рекламе
  • Эмоциональный аспект рекламного воздействия



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь