СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

художеств. ме­тод литературы и искусства, представляющий собой эстетич. выражение социалистически осознанной кон­цепции мира и человека, обусловленной эпохой борь­бы за установление и созидание социалистич. общества. Изображение жизни в свете идеалов социализма обус­ловливает и содержание, и основные художественноструктурные принципы иск-ва С. р.

Начальные тенденции лит-ры и иск-ва нового типа относятся к сер. и 2-й пол. 19 в.: революц.-пролет. литpa в Великобритании (чартистская поэзия, Э. Ч. Джонс), в Германии (Г. Гервег, Ф. Фрейлиграт, Г. Веерт), во Франции (литpa Парижской Коммуны, «Интернационал» Э. Потье). Возникновение метода С. р. в нач. 20 в. (в творчестве М. Горького, а также А. Барбюса, M. АндерсенаНексе и др.) и eго развитие связаны с распространением социалистич. идей в раз­ных странах, с развитием революционного рабочего движения. Сам термин « С. р.» в сов. печати впервые появился в 1932 («Лит. газета», 23 мая). Он возник в связи с необходимостью противопоставить раппов­скому тезису, механически переносившему филос. кате­гории в область лит-ры («диалектико-материалистический творческий метод»), определение, отвечающее осн. направлению развития художеств. сов. литературы. Решающим при этом явилось признание роли класси­ческих традиций и понимание новых качеств реализма (социалистический), обусловленных как новизной жиз­ненного процесса, так и социалистич. миропониманием сов. писателей. К этому времени писателями (Горький, В. В. Маяковский, А. Н. Толстой, А. А. Фадеев) и критиками (А. В. Луначарский, А. К. Воронский) был предпринят ряд попыток определить художеств. свое­образие сов. лит-ры; говорилось о реализме пролетар­ском, тенденциозном, монументальном, героическом, романтическом, социальном, о сочетании реализма с романтикой. Понятие С. р. сразу же получило широ­кое распространение и было закреплено 1-м Всесоюз­ным съездом сов. писателей (1934), на к-ром Горький говорил о новом методе как о творч. программе, на­правленной на реализацию революц. гуманистич. идей.

Продолжая гуманистич. традиции предшествующего иск-ва на основе нового, социалистич. содержания, С. р. представляет собой новый тип художеств. созна­ния. Его новизна связана с тем вкладом, к-рый внёс марксизм в материалистич. философию - утвержде­нием роли революционнопреобразующей деятельности, что послужило истоком идеи изображения действитель­ности в её революц. развитии. Основой метода С. р. служит концепция революционнодейственного, социа­листич. гуманизма, что составляет важнейшую и уни­версальную отличительную особенность иск-ва С. р.

Говоря об иск-ве будущего, Ф. Энгельс видел его особенности в «полном слиянии большой идейной глу­бины, осознанного исторического содержания... с шек­спировской живостью и богатством действия...» (Маркс К. и Э н г е л ь с Ф., Соч., т. 29, с. 492). Мысль Энгельса об осознанном историч. содержании художеств. творчества получила развитие в принципе партийности лит-ры и иск-ва, сформулированном В. И. Лениным и требующим соединения глубины объ­ективного познания с пафосом субъективной актив­ности.

С. р. интернационален, представляет собой истори­чески единое движение иск-ва в эпоху социалистич. переустройства мира. Эта общность проявляется в мно­гообразии нац. путей, форм развития нового метода. Принципиальное значение для мирового художеств. развития имеет в этой связи опыт сов. лит-ры и иск-ва. В СССР С. р.- объединяющее начало сов. лит-ры в целом при всём различии нац. литр, их историч. традиций и др. индивидуальных особенностей. Характер развития С. р. и его этапы были разнообразны в зави­симости от конкретных нац.-историч. условий, в к-рых он находил опору для своего художеств. своеобразия, приобретая всё новые формы и стилевые проявления.

С. р. необходимо понимать исторически, как изменяю­щийся и вместе с тем внутренне единый творческий процесс. Эстетика С. р. охватывает ныне весь многонац. опыт иск-ва стран социализма, революц. иск-ва бурж. Запада, культур «третьего мира», развивающегося в сложном противоборстве разных влияний. С. р. по­стоянно расширяет границы, обретая значение ведуще­го художеств. метода совр. эпохи. Это расширение, в силу обусловливающих его принципов, противостоит т. н. теории «реализма без берегов» Р. Гароди, направ­ленной в сущности на разрушение идейных основнового иск-ва, на размывание рубежей, отделяющих реализм от модернизма. Вместе с тем широчайшие воз­можности, заключённые в междунар. опыте социали­стич. иск-ва, делают бесплодными попытки догматич. определений творч. приёмов С. р. Он рассматривается как новый тип художеств. сознания, не замкнутый в рамках одного или даже неск. способов изображения, а представляющий собой исторически открытую систему художественно правдивого изображения жизни, вби­рающую в себя передовые тенденции мирового художеств. процесса и находящую новые пути для их выра­жения. Поэтому понятие С. р. неразрывно связано с понятием художеств. прогресса, отражающего поступат. движение общества ко всё более многомерным и полноценным формам духовной жизни.

Просмотров: 744
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Советский философский словарь, 1974 г.




Другие новости по теме:

  • АДЕКВАТНОСТЬ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЕТОДА
  • Адекватность математического метода
  • БЛОЧНОГО МЕТОДА, ТЕСТ
  • ГИПОТЕЗА В ПРОЦЕССЕ ПРИМЕНЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЕТОДА
  • ГОМЕОСТАТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
  • ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
  • ДОГОВОР С САМИМ СОБОЙ
  • Декарт: основные правила научного метода
  • Диагностика развития общения ребенка со взрослым на первом году жизни
  • Договор с самим собой
  • ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИМЕНЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЕТОДА
  • Коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка
  • НЕСПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА БЫТЬ САМИМ СОБОЙ
  • Недовольство собой
  • Общение с собой (самообщение)
  • Овладение собой
  • Основные идеи и этапы развития критической теории общества Хоркхаймера, Адорно, Маркузе
  • Основные исторические этапы развития психологической науки
  • Основные принципы классической философии Нового времени
  • Основные тенденции развития западной философии во второй половине XIX - начале XX в.
  • ПРОТИВ МЕТОДА
  • Проблема философского метода и критерия знания в античности
  • Реформаторская педагогика (движение нового воспитания)
  • Способность рационально управлять самим собой
  • Схоластический метод анализа философских проблем. Понятие схоластического метода
  • ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ
  • Тенденции развития мирового телевидения
  • Тип организаций стран третьего мира
  • Этапы развития сознания
  • удовлетворенность собой



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь