ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИМЕНЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЕТОДА

- процесс приписывания содержательного смысла полученным в рез-те применения математич. метода формальным символам, выражениям, отношениям и т. д. Чтобы использование матема-тич. метода служило исследователю средством решения конкретной социологии, задачи, необходимо, чтобы интерпретацию можно было рассматривать как процесс такого решения на основе анализа модели изучаемого явления, построенной с помощью соответствующего алгоритма. А для этого необходимо соблюдение определенных методологич. принципов, к-рые должны быть "привязаны" к конкретным социологии, задачам (группам задач) и к конкретным математич. алгоритмам (группам алгоритмов). Укажем несколько общих принципов. При этом будем наз. первичной И.р.п.м.м. естественную, отвечающую методу интерпретацию идентифицированных в процессе его применения параметров предполагаемой методом модели. Так, в методе анализа регрессионного (см.) это - интерпретация коэффициентов уравнения регрессии как определенного рода оценок вкладов соответствующих предикторов (независимых переменных) в изменчивость зависимой переменной. Первым принципом И.р.п.м.м. - принципом согласования интерпретаций - наз. требование ее согласования с интерпретацией данных (см.). Этот принцип должен активно использоваться уже при первичной интерпретации, и здесь в первую очередь следует упомянуть о необходимости соблюдения формальных условий применимости метода. Так, первичная интерпретация коэффициентов уравнения регрессии возможна только при отсутствии корреляции между аргументами. Однако наиболее трудным, сопряженным с осуществлением контакта социолога и математика, является соблюдение того же принципа при дальнейшем анализе, при более глубоком проникновении в интересующее социолога явление. Приведем соответствующий пример реализации рассматриваемого принципа. Если мы с помощью определенного метода классификации (см. Методы классификации), направленного на поиск сгущений - "огурцов" в исходном признаковом пространстве, строим типологию интересующих нас объектов, то бессмысленно "интерпретировать" каждый получающийся класс как тип, характеризующийся соответствующими средними арифметич. значениями классификационных признаков. В соответствии с фактически используемой интерпретацией исходных данных (см. Интерпретация данных) полагаем, что искомые типы определяются закономерностями, обусловливающими вытянутый вид выделяемых классов, а отнюдь не средним уровнем рассматриваемых признаков. Для разных классов соответствующие средние арифметич. могут быть очень близкими, для одного класса вычисление "средних" может вообще стать некорректным из-за большой растянутости соответствующего классу сгущения точек в признаковом пространстве. Др. словами, вычисление "средних" становится бессмысленным, поскольку такая интерпретация рез-тов противоречит интерпретации исходных данных. Вторым принципом И.р.п.м.м. - принципом дополнения формализма - наз. требование, состоящее в том, чтобы в процессе такой интерпретации нашли выход содержательные соображения, не отразившиеся в интерпретации исходных данных. Реализация этого принципа - основная проблема, решение к-рой в значительной мере зависит от интуиции исследователя. Напр., оценивая рез-ты классификации респондентов по бюджетам времени, необходимо учесть, что сходство респондентов, как правило, определяется не только по их временным затратам, но и по "механизмам", формирующим тот или иной тип времяпрепровождения. Анализируя такие механизмы для респондентов каждого получившегося класса, можно разработать способы перестройки классификации в типологию, что и будет практической реализацией второго принципа. Реализация сформулированных принципов интерпретации при использовании очень многих методов анализа многомерного статистического (см.) является весьма непростым делом. Она требует как наличия четкой априорной социологич. модели изучаемого явления (к-рой часто социолог не имеет), так и достаточно глубокого анализа элементов используемого формализма, оценки каждого такого элемента с т.зр. "содержательных последствий" его использования (что обычно не удается сделать). Более того, упомянутые "содержательные последствия", если их и удается как-то сформулировать, часто оказываются отнюдь не теми, какие нужны социологу, не отвечают его представлениям о сути изучаемого процесса. В силу всех этих причин в последние годы в социологич. исследованиях все шире применяются методы, для к-рых указанные проблемы интерпретации сводятся к минимуму, почти ликвидируются вообще. Мы имеем в виду методы, ориентированные на решение сравнительно простых (с т.зр. возможности создания соответствующего формального аппарата), но всегда интересующих социолога задач, к-рые грубо можно охарактеризовать как задачи предсказания значений одних признаков по значениям других (см. Поиск взаимодействий, Анализ де-терминационный). Простота решения проблемы интерпретации при использовании этих методов достигается за счет очевидности интерпретации исходных данных и большой степени соответствия формальной модели изучаемого явления его содержательному пониманию, следствием чего является "прозрачность" интерпретации рез-тов, простота их "перевода" на содержательный язык. Лит.: Интерпретация и анализ данных  в социологических исследованиях. М., 1987; см. также лит. к ст. Анализ многомерный статистический, Интерпретация данных. Ю.Н. Толстова

Просмотров: 1786
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998




Другие новости по теме:

  • АНАЛИЗ ДАННЫХ
  • АРХИВ ДАННЫХ ИЛИ БАНКИ ДАННЫХ
  • Анализ данных
  • ГИПОТЕЗА В ПРОЦЕССЕ ПРИМЕНЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЕТОДА
  • ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ДАННЫХ
  • ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ДАННЫХ
  • ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ДАННЫХ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ФОРМАЛИЗМА
  • Интерпретации трансфера
  • КОМПЛЕКСНАЯ ТЕОРИЯ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ИСПОВЕДИ КЛИЕНТА
  • Классификация данных психических расстройств, согласно Международной классификации болезней 10го пересмотра
  • МАТРИЧНО-АППРОКСИМАЦИОННЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ ДАННЫХ (МАТРИЧНО-АППРОКСИМАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ АНАЛИЗА ДАННЫХ)
  • МЕТОД СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
  • МЕТОДЫ АНАЛИЗА СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ
  • МЕТОДЫ СБОРА СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ
  • Методы анализа социолингвистических данных
  • Методы сбора социолингвистических данных
  • Многомерный анализ данных
  • ОДНОСТОРОННОСТЬ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ФАКТОВ НА СТАДИИ ИСПОВЕДИ КЛИЕНТА
  • ОШИБКА В ИНТЕРПРЕТАЦИИ ИСПОВЕДИ КЛИЕНТА ИЗ-ЗА НЕДОСТАТОЧНОГО ОПЫТА ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ У ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА
  • ОШИБКА В ИНТЕРПРЕТАЦИИ ИСПОВЕДИ КЛИЕНТА ИЗ-ЗА НЕДОСТАТОЧНОЙ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА
  • ОШИБКА НЕТОЧНОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПСИХОЛОГОМ-КОНСУЛЬТАНТОМ ИНФОРМАЦИИ, ПОЛУЧЕННОЙ ОТ КЛИЕНТА
  • ОШИБКИ В ИНТЕРПРЕТАЦИИ ИСПОВЕДИ КЛИЕНТА
  • ПОИСК ДАННЫХ
  • ПРОТИВОРЕЧИЯ В ФАКТАХ, ПРОЯВЛЯЮЩИЕСЯ НА СТАДИИ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ИСПОВЕДИ
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРИНЦИПОВ КОНСТРУИРОВАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
  • Психодиагностическое общение: анализ нелегитимных слов и принцип их интерпретации
  • Радикальная теория интерпретации
  • СОБЫТИЕ В СЕМИОТИЧЕСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ТЕКСТА
  • СУБЪЕКТ  И  ОБЪЕКТ  ПОЗНАНИЯ:  ИСТОРИЧЕСКИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
  • ФРЕЙДИЗМ В ИНТЕРПРЕТАЦИИ Ж. ЛАКАНА



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь