ГИПОТЕЗА В ПРОЦЕССЕ ПРИМЕНЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЕТОДА

- роль содержательной гипотезы определяется "болевыми точками", в к-рых выбор того или иного элемента формализма должен обусловливаться теоре-тич. концепциями социолога (см. Методология применения математич. методов). Роль гипотезы особенно велика в решении проблемы обеспечения адекватности математич. метода (см.), влияющей на все этапы решения социоло-гич. задачи, начиная с введения и операциона-лизации основных понятий и заканчивая интерпретацией рез-тов, полученных с помощью математич. формализма. На этапе подготовки исходных данных возникновение вопросов, связанных с выбором формальной модели, обусловлено необходимостью: обеспечения определенной однородности исследуемой совокупности объектов (что нужно для корректности применения метода); анализа взаимосвязей между наблюдаемыми переменными и теми латентными факторами, к-рые эти переменные отражают [в социологии типична ситуация, когда наблюдаемые переменные интересуют исследователя не сами по себе, а лишь как индикаторы не поддающихся непосредственному измерению латентных переменных (см. Признак)]; анализа влияния на изучаемые закономерности статистич. зависимостей между наблюдаемыми переменными и т. д. На этапе выбора и реализации математич. алгоритма соответствующие вопросы касаются априорного обдумывания характера изучаемых закономерностей. Здесь положение усугубляется тем, что в силу известных трудностей формализации соц. явлений часто возникает ситуация, когда, казалось бы, одну и ту же содержательную гипотезу оказывается возможным формализовать по-разному (см. Связь статистическая, Методы классификации, Анализ типологический). На этапе интерпретации рез-тов применения математич. метода рассматриваемые вопросы связаны с необходимостью учета в ходе указанной интерпретации всех тех предположений о характере изучаемого явления, к-рые были сделаны на предыдущих этапах решения задачи; "восстановления" в ходе интерпретации тех представлений об изучаемом явлении, к-рые не удалось отразить в ходе формализации. Совокупность тех содержательных предположений, к-рые должны использоваться при решении социологич. задачи с помощью математич. формализма, является частью той априорной модели изучаемого явления, формирование к-рой весьма желательно при проведении любого социологич. исследования. Лит.: Толстова Ю.Н. Роль содержательных гипотез при использовании математики в общественных науках // Комплексные методы в изучении исторических процессов. М., 1987; ее же. Логика математического анализа социологических данных. М., 1991. Ю.Н. Толстова.

Просмотров: 1236
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998




Другие новости по теме:

  • АДЕКВАТНОСТЬ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЕТОДА
  • Адекватность математического метода
  • БЛОЧНОГО МЕТОДА, ТЕСТ
  • Декарт: основные правила научного метода
  • ЗАВИСИМОСТЬ МЕЖДУ ПЕРЕМЕННЫМИ
  • ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ДАННЫХ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ФОРМАЛИЗМА
  • ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИМЕНЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЕТОДА
  • Корреляция между переменными
  • МАТРИЧНО-АППРОКСИМАЦИОННЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ ДАННЫХ (МАТРИЧНО-АППРОКСИМАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ АНАЛИЗА ДАННЫХ)
  • МЕТОДОЛОГИЯ ПРИМЕНЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ
  • МЕТОДЫ АНАЛИЗА СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ
  • МЕТОДЫ МНОГОМЕРНОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
  • Методология применения математических методов в социологии
  • Методы анализа
  • Методы анализа социолингвистических данных
  • Методы анализа социометрической информации
  • Методы многомерного анализа
  • Методы многомерного статистического анализа
  • Обходные пути решения задачи
  • Общеобразовательный стандарт в области применения ИКТ в процессе изучения конкретного общеобразовательного/учебного предмета или предметной области
  • ПРОТИВ МЕТОДА
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРИНЦИПОВ КОНСТРУИРОВАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
  • Проблема философского метода и критерия знания в античности
  • Распределенное изучение возможностей применения средств ИКТ в процессе освоения конкретной предметной области
  • Социальные нормы и стандарты: опыт разработки и применения в отечественной практике
  • Стандартизация в области применения ИКТ в процессе изучения общеобразовательных предметов
  • Схоластический метод анализа философских проблем. Понятие схоластического метода
  • ТЕХНОЛОГИЯ ИНФОРМАЦИОННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ эмпирических социологических исследований
  • Экспертные методы анализа
  • детерминационное поле изучаемого явления



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь