«ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО»,

«общество потребления», «общество массового потребления», понятие, употребляемое в бурж. обществ. науках для обозначения состояния, к-рого достигли промышленно развитые капиталистич. стра­ны. Основы концепции «П. о.» наиболее полно изложе­ны в книгах У. Ростоу и Дж. Катоны.

Идеологи «П. о.» в качестве критерия обществ. прог­ресса принимают технико-экономич. развитие, а в конечном счёте - рост произ-ва товаров, игнорируя при этом сущностные характеристики эксплуататорского общества (формы собственности, отношения классов и т. п.). Согласно этой концепции, экономич. развитие умножает массу вещей и ведёт к утрате для большин­ства населения привлекательности духовных ценностей; наслаждение сытой праздностью и механизиров. ком­фортом будет якобы составлять осн. содержание жизни трудящихся.

Хотя в тотальном «вещизме» нек-рые бурж. идеологи (Д. Белл, Дж. Голбрейт, Д. Рисмен и др.) не без основа­ния усматривают возможность деградации капитали­стич. общества, мн. представители бурж. и мелкобурж. течений абсолютизируют культ вещей. Отрывая фено­мен потребительства от конкретной обществ. структу­ры, они не видят истинных причин его возникновения. Одни из них потребит. идеологию и психологию счи­тают неизбежным результатом высокого уровня разви­тия произ-ва и потребления, другие рассматривают eё как продукт внушения пропагандистской машины, служащей монополистич. капиталу.

Подлинно науч. понимание истоков культа потреб­ления дано К. Марксом. Он показал, что объективной основой потребит. психологии выступают при капита­лизме отчуждённый труд и товарный фетишизм  (см. Отчуждение). В глазах людей, как писал К. Маркс, «... их собственное общественное движение принимает форму движения вещей, под контролем которого они находятся, вместо того чтобы его контролировать» (МарксК. иЭнгельс Ф., Соч., т. 23, с. 85). При этом потребит. психология распространяется на вос­приятие и оценку всей сферы человеч. отношений, ду­ховных ценностей, самих людей. Превращение произ-ва в принудит. деятельность делает синонимом счастья и свободы праздность, заставляет видеть смысл жизни  не в труде, а в потреблении.

Культ потребления выполняет определ. социальные функции. Он способствует капиталистич. эксплуата­ции, позволяя создавать у людей сильные эмоциональ­ные и подсознат. стимулы к приобретению вещей, к-рым приписывается способность придавать их владельцам социальный вес, мужественность или обаяние, быть залогом признания в обществе, продвижения по служ­бе, удачи в интимной жизни и т. п. Даже духовные цен­ности зачастую имеют значение лишь в качестве сим­волов социального престижа и социального статуса. Потребит. идеология и психология играют также важ­ную роль в поддержании политич. и идейного господст­ва правящих слоев бурж. гос-в. Они превратились в определ. рычаг социального управления, на их основе делаются попытки убедить рядовых граждан «П. о.» в том, что задачи достижения благосостояния уже ре­шены, что коммунистич. идеология устарела.

Однако усилению влияния потребит. идеологии и психологии препятствуют растущие социальные и ин­теллектуальные запросы сознат. части трудящихся, прогрессивной интеллигенции. Коммунистич. партии ведут настойчивую борьбу как против попыток навязать трудящимся потребит. идеологию и психологию, так и против замораживания их жизненного уровня.

Социалистич. идеалам чужды как потребительство, так и аскетизм. Рост материального благосостояния народа в социалистич. обществе сопровождается повы­шением идейно-нравств. и культурного уровня людей, что препятствует распространению потребит. идеологии и психологии. См. также ст. Коммунистическое воспи­тание и лит. к ней.

Просмотров: 568
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Советский философский словарь, 1974 г.




Другие новости по теме:

  • ИНДЕКС УРОВНЯ ЖИЗНИ
  • ИНДЕКС УРОВНЯ ЖИЗНИ
  • ИНДЕКС УРОВНЯ ЖИЗНИ
  • ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ОБЩНОСТИ ЛЮДЕЙ
  • Индекс розничных цен (ИРЦ, индекс уровня жизни)
  • КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА
  • КУЛЬТУРА МАССОВОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ
  • Качество жизни пожилых людей
  • НАУКА ОБ ОСНОВАХ ВСЕХ ВЕЩЕЙ
  • НОРМАТИВЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ
  • ОБЗОР СЕМЕЙНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ (ОСП)
  • ОБЩЕСТВО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ (ОБЩЕСТВО МАССОВОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ)
  • ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ
  • ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ
  • ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ (ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ)
  • Общество потребления
  • Ориентация против людей
  • ПОТРЕБЛЕНИЯ ОБЩЕСТВО
  • ПОТРЕБЛЕНИЯ РАЗЛИЧИЯ
  • Положение вещей
  • РАСХОДЫ НА НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ ДЛЯ ЛИЧНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ
  • РАСХОДЫ НА НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ ДЛЯ ЛИЧНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ
  • Развитие социального поведения людей
  • СИСТЕМА ВЕЩЕЙ
  • СИСТЕМА ВЕЩЕЙ
  • Страхи людей на разных этапах жизни
  • Трудовая деятельность пожилых людей и инвалидов
  • ФОНД ПОТРЕБЛЕНИЯ
  • Человек – мера всех вещей
  • Человек в мире тьмы вещей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь