КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА

- концепции, возникшие в рез-те попыток соц.-психологич. и социологич. истолкования нек-рых специфич. особенностей человеческого характера, связанных с социокультурными условиями формирования индивидов и своеобразием их образа жизни вообще. Большое значение для формирования понятия соц. характера имели этнографич. исследования, к-рые выявили, что люди, живущие в одном об-ве и принадлежащие к одной культуре, обладают нек-рой суммой одинаковых черт характера. Эти черты проявляются в фольклоре, мифах, правилах этикета, соц. нормах и проч. Ряд К.с.х. сформировался в ходе полемики с на-туралистич. истолкованием характера, понятого как проявление различн. рода либидо. 3. Фрейд разработал типологию различных сексуальных конституций, основывающуюся на идее о том, что поведение человека является рез-том его природных влечений. Современные неофрейдисты, критикуя З. Фрейда за биологизм, ревизуют его представления, пытаясь соединить психоаналитич. и социологич. подходы. Э. Фромм определяет соц. характер как ядро поведения, свойственного большинству членов определенной культуры, в то время как индивидуальный характер - это то, чем люди, принадлежащие к одной и той же культуре, отличаются друг от друга. Соц. характер представляет собой форму кристаллизации психич. энергии человека, к-рая позволяет использовать ее в качестве производительной силы в соц. жизни. Рассматривая соц. характер как посредника между соц.-экономич. системой и идеалами об-ва, способствующего стабилизации и нормальному функционированию соц. системы, Э. Фромм выявляет его типы. Классич. капитализму свойственны такие черты соц. характера, как стремление к накоплению, индивидуализм, агрессивность; в современном бурж. об-ве возникает соц. характер, ориентированный на рынок, в к-ром центральными оказываются стремление к потреблению, чувство неуверенности, одиночества, скуки и озабоченности. Э. Фромм отмечает такие особенности соц. характера рабочего, как пунктуальность, дисциплина, способность к совместному труду; соц. характер крестьянина отличается индивидуализмом, упорством, неприятием всех попыток изменить его соц. характер. Соц. характер авторитарной личности Э.Фромм связывает с групповым нарциссизмом. Д. Рисмен, определяя соц. характер как более или менее постоянную, социально и исторически обусловленную организацию стремлений индивида и его возможностей их удовлетворить, отмечает, что соц. характер способствует осуществлению индивидом тех требований, к-рые ставят перед ним данное об-во, господствующий в нем класс. Фиксируя несовпадение в реальности соц. и индивидуального характеров, к-рое является истоком движения культуры и об-ва, Д. Рисмен вычленяет три историч. типа соц. характера - ориентирующийся на традицию, внутренне ориентированный и внешне ориентированный. Господство в современном об-ве личности, ориентированной внешним образом (экстравертная личность), он объясняет условиями жизни, структурой власти, способами воспитания детей в семье. Основную задачу современности он усматривает в выработке автономного соц. характера, к-рый ориентирован не столько на одобрение со стороны окружающих, сколько на формирование внутренне самостоятельной и активной личности. Специфич. черты современного соц. характера, присущего капитализму, зафиксировал У. Уайт, к-рый, противопоставив протестантскую этику раннего капитализма, проповедовавшую бережливость, честность, трудолюбие, умеренность, инициативу, современной соц. этике, описал новый тип личности - "человека организации", отличающегося экстравертностью, духом корпоративности и интериоризировавшего стереотипы потребительской идеологии. Если Э. Фромм для обозначения культурного "ядра" личности использовал понятие соц. характера, то Д. Хониман и А. Инкелес пользовались в этих целях понятием модальной личности, а Р. Линтон и А. Кардинер - понятием основного типа личности. А. Кардинер подчеркивает, что в формировании основного типа личности решающую роль играют механизмы, приобретенные в процессе изучения "проективных систем". Они возникают в рез-те проекции первичных влечений, связанных с потребностью в пище, ласке и т. д., на воспринимаемые ребенком предметы и образы людей. Воспитание детей А. Кардинер называет "первичным ин-том" и придает ему существенное значение в формировании типа личности, ее "проективных систем". Конфликт между "проективной системой" и "системой внешней реальности", к-рый возникает уже в зрелом возрасте человека и связан с необходимостью адекватного рационального отношения к действительности, разрешается с помощью нек-рых защитных механизмов. Среди них наиболее значительна, по мнению А. Кардинера, роль идеологии. Отличие культур и об-в друг от друга заключается в степени господства "проективных систем", во взаимоотношении их с "системами внешней реальности". Европейская цивилизация связана с уменьшением веса "проективных систем" и преобладанием "систем внешней реальности". Исследуя основной тип личности европейской культуры, А. Кардинер отмечает, что длительная эмоциональная забота матери, жесткая сексуальная дисциплина формируют в человеке пассивность, интравертность, неспособность найти новые формы адаптации и проч. Р.Линтон использует ста-тистич. понятие моды для обозначения типа личности, к-рый с наибольшей частотой встречается среди членов данного об-ва. В современной зарубежной социологии анализ различн. типов соц. характера занимает большое место, что находит свое выражение в исследованиях по этнопсихологии, в социологии этнич. и расовых отношений, в социологии средств массовой коммуникации и обществ. мнения. Лит.: White W. The organization man. L., 1963; Riesman D. Lonely crowd: a study of the changing American character. N.Y., 1967. А.П. Огурцов

Просмотров: 1394
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998




Другие новости по теме:

  • (Из психоанализа) Рациональная часть личности, защищающая интересы личности в целом и выступающая посредником между инстинктивными потребностями (Оно) и социальными запретами (Сверх-Я).
  •  Критерии и показатели эффективности формирования  навыков здорового образа жизни и безопасного поведения личности
  • АКЦЕНТУИРОВАННЫЕ (АКЦЕНТИРОВАННЫЕ) ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА
  • Акцентуированные типы характера
  • ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРА ЧЕЛОВЕКА
  • ВТОРИЧНЫЕ ДЕЛОВЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ЧЕЛОВЕКА
  • ВЫПЛАТЫ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА
  • КОММУНИКАТИВНЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ЧЕЛОВЕКА
  • КОНКУРИРУЮЩИЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ЧЕЛОВЕКА
  • Коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка
  • НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА КОНЦЕПЦИИ
  • НЕОСОЗНАВАЕМЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ЧЕЛОВЕКА
  • Опросник черт характера взрослого человека
  • ПЕРВИЧНЫЕ ДЕЛОВЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ЧЕЛОВЕКА
  • Патологическое формирование характера
  • РЕЛЕВАНТНЫЕ ОБЩЕНИЮ С ЛЮДЬМИ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ЧЕЛОВЕКА
  • СИСТЕМНОСТЬ СТРОЕНИЯ ХАРАКТЕРА ЧЕЛОВЕКА
  • УСТОЙЧИВОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА ЧЕЛОВЕКА
  • Формирование характера и пути его воспитания
  • ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА
  • ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ЧЕЛОВЕКА
  • истероидная (демонстративная) акцентуация личности (характера)
  • лабильная акцентуация личности (характера)
  • неустойчивый тип акцентуации личности (характера)
  • паранойяльная (застревающая) акцентуация личности (характера)
  • психастеническая акцентуация личности (характера)
  • сензитивная акцентуация личности (характера)
  • циклоидная акцентуация личности (характера)
  • шизоидная акцентуация личности (характера)
  • эпилептоидная акцентуация личности (характера)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь