|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998
МОДЕЛИРОВАНИЕ В СОЦИОЛОГИИ- метод исследования соц. явлений и процессов на их моделях, т. е. опосредствованное изучение соц. ооъектов, в процессе к-рого они воспроизводятся в вспомогательной системе (модели), замещающей в познавательном процессе оригинал и позволяющей получать новое знание о предмете исследования. Модель исследуемого объекта представлявши систему материальных или идеальных (выраженных в знаках) элементов или их комбинацию, находящуюся в отношении подобия к объекту исследования и воспроизводящую структурно-функциональные, причинно-следственные и генетич. связи между его элементами. Наиболее существенными свойствами моделей являются следующие: модель и оригинал всегда находятся в известном субъекту познания объективном соответствии; в процессе познания модель замещает объект и сама становится объектом исследования; модель в определенном отношении в упрощенной форме воспроизводит объект исследования; она служит познанию объекта моделирования, средством получения новой информации об объекте; знание, полученное на модели, может быть перенесено на оригинал. К использованию моделей прибегают в тех случаях, когда приступить к непосредственному изучению интересующего объекта (по каким-то причинам) невозможно или когда это нецелесообразно (напр., если связано со значительными трудностями). Замещение объекта исследования моделью предполагает существование между ними объективной общности, к-рая основывается на диалектико-материалистич. принципе единства и взаимосвязи предметов и явлений действительности (онтологич. условие моделирования). Наиболее полно познавательные возможности соц. моделирования проявляются при рассмотрении его как метода системного исследования. Основные требования, связанные с созданием моделей, адекватных сложным явлениям и процессам соц. действительности, можно отразить в следующих принципах: единство гносеологич. и аксиологич. подходов при реализации моделей и интерпретации рез-тов; целостное, многоаспектное отображение соц. объектов в системе использующихся моделей; соответствие (адекватность) моделей, формализованных в той или иной мере, содержательным моделям, отражающим своеобразие предмета исследования. Многофакторность соц. явлений и процессов, историчность, сильное взаимодействие между элементами соц. системы и сложный характер связей, наличие субъективного фактора и целенаправленность соц. систем, трудности кван-тификации - эти и др. особенности соц. явлений и процессов обусловливают существенное отличие соц. моделей как инструмента познания от моделей, использующихся в естественных и технич. науках. Одновременно своеобразие моделей, применяемых в социологии, во многом обусловлено спецификой целей, задач и способов социологич. исследования. Модели, выступая средством изучения соц. системы, при этом часто используются и для решения управленч. задач, т. е. служат основой для преобразования системы в интересах человека. Наилучшим образом можно учесть отмеченную специфику, обращаясь к способу прямого описания, при к-ром соц. объект и отображающие его модели рассматриваются в виде систем с гомоморфными (изоморфными) структурами, т. е. к моделям, язык к-рых, по существу, совпадает с естественным языком описания моделируемого объекта, либо к моделям, в к-рых человек участвует в качестве их важнейшего элемента. Многообразие соц. систем, различн. степень их изученности, а также широкий спектр задач, решаемых с помощью метода моделирования, являются причинами существования множества соц. моделей. Все это многообразие моделей в соответствии со способом воспроизведения действительности и применяемыми средствами построения модели можно разделить на три класса: материальные модели, к-рые ввиду специфичности соц. объектов должны реализовываться в форме моделей, основанных на участии в них людей (как правило, это игровые модели); идеальные модели (неформализованные и формализованные); смешанные модели, сочетающие элементы первых двух (т. н. человеко-машинные модели). Сфера применения моделей первого и третьего классов весьма ограничена в социологии. Идеальные модели в отличие от первых в настоящее время используются в социологии практически на всех направлениях научн. поиска. Идеальные модели обычно классифицируют по следующим основаниям: по объему исследования различают модели соц. структуры об-ва и соц.-демографич. процессов, модели образа жизни и соц.-политич. процессов и т. д.; по уровню моделируемой системы - микро- и макромодели; по ориентированности на воспроизведение тех или иных сторон оригинала - субстанциональные, структурные, функциональные и смешанные модели; по способу отображения в модельных конструкциях законов и закономерностей, к-рым подчиняется объект исследования, - детерминистич. и стохастич. модели; по ориентированности на изучение функционирования или развития системы - модели с постоянной и изменяющейся структурой; по месту в структуре научн. познания - измерительные, описательные, объяснительные, предсказательные и критериальные; по уровню формализации - концептуальные и формально-логич. (математич.) модели. По др. основаниям для классификации можно также различать следующие классы моделей, применяющихся в социологич. исследованиях: теоретич. и эмпирич., игровые и неигровые, аналитич. и машинные, регрессионные, причинные и имитационные, алгоритмич. и оптимизационные, с управлением и без управления и т. д. В зависимости от задач исследования модели могут включаться в познавательный процесс как на эмпирич., так и на теоретич. уровнях знания. Подобная возможность связана с универсальностью метода моделирования. При этом на эмпирич. уровне знания модели выполняют, как правило, следующие функции: измерительную (измерение соц. характеристик) и описательную (фиксация рез-тов эмпирич. исследования и выражение их в понятиях науки); а на теоретическом - объяснительную (раскрытие сущности исследуемых объектов), критериальную (проверка истинности нек-рых положений теории или системы гипотез), предсказательную (оценка будущего состояния рассматриваемой системы). Отдельные функции (напр., объяснительная или предсказательная) могут выполняться моделями как на эмпирич., так и на теоретич. уровнях знания. Что же касается конкретных моделей, то они могут конструироваться специально для выполнения одной из названных функций (напр., целью модели семантич. дифференциала является измерение установок респондента) или для одновременной реализации нескор ких функций (напр., имитационные модели выполняют, как правило, одновременно описательную и объяснительную функции или описательную и критериальную). При рассмотрении моделирования необходимо учитывать внутреннюю его логику, к-рая как правило, находит отражение в последовательном и при необходимости итеративном проведении следующих этапов: формулировка проблемы исследования, определение целей и постановка задач моделирования, обоснование необходимости обращения к методу моделирования; теоретич. подготовка процесса моделирования (системный анализ объекта исследования. представление предмета исследования в виде системы); построение концептуальной модели (представление механизмов действия и взаимодействия структурообразующих модельных единиц, формулировка показателей); конструирование в той или иной мере формализованной модели (формирование пространства переменных и описание в их терминах модельных единиц сбор данных и идентификация модельных параметров и соотношений, верификация модели); исследование моделей и получение новой информации; переход от полученной модельной информации к переструктурированным знаниям о предмете исследования (деформализация и содержательная интерпретация, анализ, обобщение и объяснение), включение модельных знании в систему теоретич. знания об объекте исследования. Накоплен значительный опыт применения различн. моделей в социологии. Наибольшее распространение получили модели, предназначенные для описания, анализа и обобщения массивов эмпирич. данных, и модели, основанные на идеях главным образом различн. теоретико-вероятностных и статистич. методов. Для поиска зависимостей между переменными и выявления наиболее значимых факторов используются модели анализа регрессионного (см.) и анализа дисперсионного (см.); для свертки информации, обнаружения скрытых факторов и построения индексов - модели анализа факторного и анализа и латентно-структурного (см.); для выявления структуры расположения объектов в пространстве признаков - классификационные модели (см. Методы классификации); для анализа таблиц сопряженности - модели многомерного дискретного анализа и модели анализа данных (см.). Одновременно с развитием указанных моделей все более широко начинают использоваться модели, ориентированные на изучение и объяснение механизмов соц. явлений и процессов. Уже имеется немало успешных попыток применения в конкретных исследованиях моделей, заключающих в себе объяснение механизмов процессов соц. мобильности, процессов воспроизводства образования населения, процессов рождаемости и смертности, миграционного движения населения, соц.-политич. процессов и деятельности соц.-политич. ин-тов, соц. процессов коллективно-группового уровня и др. Вместе с тем одним из главных факторов, сдерживающих дальнейшее развитие данного направления применения моделей в социологии, является наличие существенного разрыва между гносеологич. свойствами моделей содержательного и формального уровней, не соответствующих друг другу во многих случаях. Поэтому ключевыми для современного этапа проникновения метода моделирования в социологию становятся: проблема создания системных концептуальных моделей соц. явлений и процессов и проблема разработки формализованных в той или иной мере моделей, ориентированных прежде всего на выбор средств формального описания, релевантных представляемым аспектам соц. систем. Среди различн. моделей, предназначенных для решения последней проблемы и для проблем, разрабатываемых в рамках методологии системного моделирования, к наиболее многообещающим, по мнению многих исследователей, относятся имитационные модели. По мере совершенствования и более активного использования моделей, а также в связи с возрастающими трудностями непосредственного получения нового знания моделирование становится одним из важнейших методов социологич. исследования. Дальнейшее развитие моделирования в социологии предполагает: создание более совершенных моделей для описания, преобразования и структурирования соц. информации; построение моделей более адекватных изучаемым явлениям и процессам и способных стать основой Для построения теоретич. схем соответствующих ектов; осуществление перехода от моделей отдельных явлений и процессов к конструируем из них комплексам моделей, что позволит изучать различ. сферы жизнедеятельности об-ва в неразрывной связи с решением задач управления. Лит.: Глинский Б.А., Грязнов Б.С., Дынин Б.С., Никитин Е.П. Моделирование как метод научного исследования. М., 1995; Новик И.Б. О моделировании сложных Штофф В.А. Моделирование и философия. М., Л., 1966; Амосов Н.М. Моделирование сложных систем. Киев, 1968; Моделирование социальных процессов. М., 1970; Гаврилец Ю.Н. Социально-экономическое планирование: системы и модели. М., 1974; Математика в социологии: моделирование и обработка информации. М., 1977; Математическое моделирование в социологии: (методы и задачи). Новосибирск, 1977; Бестужев-Лада И.В., Варыгин В.Н., Малахов В.А. Моделирование в социологических исследованиях. М., 1978; Статистические методы анализа в социологических исследованиях. М., 1979; Имитационные модели в демографии. М., 1980; Математические методы в социологическом исследовании. М., 1981; Типология и классификация в социологических исследованиях. М., 1982; Абгарян Э.А., Абгарян Р.Э. Проблемы математизации социологических исследований. М., 1983; Лукашевич В.К. Модели и метод моделирования в человеческой деятельности. Минск, 1983; Рабочая книга социолога. М., 1983; Паповян С.С. Математические методы в социальной психологии. М., 1983; Бартоломью Д.Дж. Стохастические модели социальных процессов. М., 1985; Логика социологического исследования. М., 1986. В.Т. Андреенков, С.А. Шашнов.
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998 Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|