ДИЛЕММА УЗНИКА

(от греч. dilemma: di(s) - дважды и lemma - посылка - затруднительная ситуация выбора между двумя равнонеприятными возможностями) - лабораторный метод изучения конфликтных явлений в соц. и политич. психологии, базирующийся на модели игр со смешанными мотивами (класс игр с ненулевой суммой), заимствованной психологами из математич. теории игр. Суть любой игры со смешанными мотивами состоит в том, что каждый из игроков стремится сделать наиболее выгодный для себя выбор, исходя из матрицы возможных выигрышей (суммарный исход обоих участников отличен от нуля). При этом условно различают два вида контроля, к-рыми могут обладать участники игры, - безусловный и поведенческий. Считается, что игрок А обладает безусловным контролем над игроком В, если любой выбор А влияет на исход игры для игрока В, независимо от его собственного выбора. Соответственно игрок А обладает поведенческим контролем над игроком В, если, меняя свое поведение (выбор), А ставит В в такое положение, что последнему также выгодно изменить свое поведение (выбор). Такое разграничение условно в том смысле, что игроки могут обладать взаимным безусловным контролем. В этом случае посредством безусловного контроля осуществляется (инициируется) и поведенческий контроль. А.Теккер, теоретик математич. теории игр, первый предложил матрицу и объяснил ее на примере двух заключенных: заключенные помещаются прокурором в отдельные камеры и каждому предлагается сделать выбор - признать вину либо отвергнуть ее. Одновременно прокурор сообщает условия и последствия выборов для каждого из заключенных: 1) если оба не признают себя виновными, их обоих отпускают; 2) если оба признают себя виновными, оба получают легкое наказание; 3) если один признает себя виновным, а другой нет, то признавший вину будет отпущен и награжден, тогда как непри-знавший будет сурово осужден. Представление соц. взаимодействия в виде матрицы возможных исходов в модели игр с ненулевой суммой, особенно модели Д.у., оказалось весьма удобным инструментом для описания в абстрактной форме различн. типов соц. взаимозависимости и анализа в лаборатории многих факторов, детерминирующих динамику конфликта в диаде и групповых конфликтных процессов. Это обстоятельство стимулировало огромное количество экспериментальных исследований конфликтов. М. Дейч был первым соц. психологом, начавшим использовать алгоритм игр со смешанными мотивами в экспериментальных исследованиях конфликтов. Систематически эта модель стала использоваться психологами в качестве основы для организации лабораторных экспериментов после выхода работы Дж. Тибо и X. Келли(1959). Среди распространенных тем, связанных с динамикой конфликтных отношений, исследуемых в лабораторных экспериментах на основе модели игр с ненулевой суммой и Д.у., можно выделить изучение личностных особенностей в конфликте; анализ различн. типов соц. влияния (механизмов угроз и поощрений, доверия и подозрения); изучение коммуникативных процессов в конфликте, влияние первоначальной мотивирующей ориентации, анализ различн. стратегий поведения и т. д. вплоть до имитации ме-ждунар. конфликтов. Признавая относительную полезность использования модели игр с ненулевой суммой в качестве вспомогательного метода анализа конфликтных явлений, многие исследователи (М. Дейч, Д. Пруитт, М. Киммель), критически оценивая накопленный опыт, приходят к выводу о методологич. неадекватности самой модели для изучения отношений реального индивида как соц. существа, несмотря на кажущееся удобство этого алгоритма для анализа конфликтов. Дело в том, что алгоритм игры жестко предписывает "рациональные" решения в ситуации конфликтов, исходя из предположения, что данные матрицы платежных исходов правильно отражают и субъективную психологич. полезность для участников игры. Однако такое предположение мало приемлемо для анализа реальных психологич. и соц.-психологич. механизмов конфликтного взаимодействия, поскольку указанный алгоритм игнорирует субъективную систему ценностей личности, сводя ее в лучшем случае к простому финансовому знаменателю. В этом и заключен основной методологич. недостаток всех экспериментальных процедур подобного плана, объясняющий и скудность конкретных рез-тов исследований при их удивительной многочисленности. Лит.: Thibaut J.W., Kelly H.H. The social psychology of groups. N.Y., 1959; The structure of conflict. RY., 1970-Pruitt D.G., Kimmel M.J. Twenty years of experimental gaming: critique, synthesis and suggestion for the future//Annual review of psychology. 1977. №28; Drutch M. Fifty years of conflict//Retrospections on social psychology. N.Y., 1980; Games//The encyclopedic dictionary of psychology. Oxford, 1983; Conflict resolution in "mixed-motive" setting// Handbook of socialjasychology. N.Y., 1985. B.A. Соснин.

Просмотров: 1669
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998




Другие новости по теме:

  • БЛАНК СИСТЕМНО-СИТУАЦИОННОГО АНАЛИЗА КОНФЛИКТОВ
  • ВЫБОР АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ТЕОРИИ
  • ВЫБОР ТЕОРИИ
  • Взять вину на себя
  • Выбор дисциплин для изучения
  • Выбор курсов для изучения
  • ЕДИНИЦА АНАЛИЗА КОНФЛИКТОВ
  • Игры с ненулевой суммой
  • Игры с ненулевой суммой
  • КОНФЛИКТА МОДЕЛИ
  • Модели СМК отечественные : модель Матвее вой Л. В.
  • Модели СМК: дискурсивные модели Холла и Фиске
  • Модели СМК: коммуникативная модель НоэльНойман
  • Модели СМК: модели конструирования социальной реальности
  • Модели СМК: модели фрейминга
  • Модели СМК: модель «волшебной пули» Лассуэлла
  • Модели СМК: модель Де Флера
  • Модели СМК: модель Шеннона-Уивера
  • Модели СМК: модель культивирования Гербнера
  • Модели СМК: модель средства Маклюэна
  • Модели миграционных процессов
  • ОСНОВЫ ПРОИЗВОДСТВА И ВЫБОР ПРОФЕССИИ
  • ОСНОВЫ ПРОИЗВОДСТВА. ВЫБОР ПРОФЕССИИ
  • ПОСЛЕДСТВИЯ КОНФЛИКТОВ ВООРУЖЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ
  • Типы конфликтов в организации
  • УНИВЕРСАЛЬНАЯ ПОНЯТИЙНАЯ СХЕМА ОПИСАНИЯ КОНФЛИКТОВ
  • УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ
  • Фрейм -«как если бы»
  • метод анализа взаимодействия
  • теория взаимодействия исходов (Д. Тибо, Г. Келли)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь