|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998
АРОН (Агоп) РАЙМОН (1905-1983)- французский социолог, политолог и публицист, крупнейший представитель социологии, мысли XX века, к-рый опубликовал десятки работ по проблемам соц. философии, политич. социологии, междунар. отношений, истории социологии, социологии сознания, будущего человеческого об-ва. Большой вклад А. внес в институционализацию социологии во Франции. Так, в 1958 г., благодаря его усилиям в ряде университетов Франции был выпущен журнал "Европейские архивы по социологии". В 1959 г. под руководством А. начал свою деятельность Центр европейской социологии, посвятивший свою работу фундаментальным научн. исследованиям. В своих социологич. взглядах мыслитель эволюционировал от умеренного радикал-социализма в предвоенные годы - к либерализму, а затем к неоконсерватизму. Он постоянно проводил сравнение между позициями различн. ученых, будучи в значительной степени компаративистом. Размышляя о социологии, А. продолжал работу, начатую в 1935 г. и посвященную эпистемологическим проблемам обществ. наук. В своих ранних трудах придерживался презентивизма в истолковании истории, фактов, затем под влиянием О. Шпенглера и А. Тойнби перешел к более умеренному историч. релятивизму и скептицизму, к-рые сочетались с умеренным технологич. и экономич. детерминизмом. Не вступая в прямую полемику со школой Э. Дюркгейма, он пытается показать границы социологич. позитивизма и не соглашается с его притязаниями. Считает правильным тезис о невозможности сведения соц. фактов к природным и смешения методов обществ. и естественных наук. Согласно его т. зр., идеи М. Вебера о "понимании" могут стать отправным пунктом для размышлений об особенностях обществ. наук, хотя и должны быть исправлены и дополнены. Согласно определению А., социология есть исследование, претендующее на научн. подход к социальному как таковому либо на элементарном уровне межличностных отношений, либо на уровне больших совокупностей, классов, наций, Цивилизаций, или, говоря иначе, на уровне глобальных об-в. По его мнению, это определение позволяет понять, почему непросто написать историю социологии и определить, где начинается и где заканчивается социология. Одна из особенностей творчества А. - острая критика философии марксизма, границы возможностей к-рой он отметил еще в 1935 г. После 1945 г. А. критиковал господствующие в то время трактовки марксизма: догматическую, использовавшуюся скорее в политических, чем научн., целях; экзистенциалистское прочтение марксизма Ж.П. Сартром и его противоречия; наконец, марксизм Л. Альтюссера, не менее односторонний и далекий от творчества К. Маркса. Во всем этом А. видел (при той значимости, к-рую имел марксизм) дополнительное доказательство исторической произвольности той или иной филос. позиции и силы политич. мифов. Соч.: Этапы развития социологической мысли., М., 1993; Le developement de la socictc industrielle et la stratification sociale. P., 1965; The Industrial Society. N.Y., 1966. Н.Г. Осипова
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998 Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|