ЭКСПЕРИМЕНТ В СОЦИОЛОГИИ

- метод сбора и анализа эмпирич. данных, направленный на проверку гипотез относительно причинных связей между явлениями. Обычно (в реальном эксперименте) эта проверка производится путем вмешательства экспериментатора в естественный ход событий: он создает или изыскивает определенную ситуацию, приводит в действие гипотетич. причину и наблюдает за изменениями в ситуации, фиксирует их соответствие или несоответствие предположениям. Эксперимент как исследовательско-преобразовательная деятельность является формой практики, и его рез-ты применимы в качестве критерия истины. Но для достижения такой силы доказательства эксперимент должен соответствовать требованиям, удовлетворение к-рых в социологии крайне трудно. Во-первых, требуется достичь внутренней валидности эксперимента - уверенности в том, что именно изучаемый фактор, а не к.-л. иной, является причиной зарегистрированного изменения. Во-вторых, требуется достичь внешней валидности эксперимента - уверенности в том, что полученные выводы можно распространять на внеэксперименталь-ные ситуации, что выявленная зависимость является закономерной для аналогичн. условий. Эксперимент основывается на разработке определенной гипотетич. модели рассматриваемого явления. В последнем выявляются основные взаимосвязанные параметры и их связи с др. явлениями. На основе этой модели изучаемое явление описывается как система переменных, среди к-рых выделяются независимая переменная  (экспериментальный фактор), подчиненная управлению экспериментатором и выступающая в качестве гипотетич. причины определенных изменений в зависимой переменной. Неэкспериментальными переменными являются свойства и отношения, имеющие существенное значение для изучаемого явления, но т. к их влияние в данном эксперименте не исследуется, оно должно быть нейтрализовано (изолировано или поддержано константным). Экспериментальное доказательство объяснительной гипотезы основывается на логич. схемах, разработанных Д. С. Миллем в 1843 г. В соц. науках наиболее часто применяется метод единственного различения, заключающийся в сравнении двух сложных явлений, отличающихся лишь тем, что в первом из них присутствует некрая гипотетич. причина, а в другом она отсутствует. Гипотеза считается доказанной, если в первой системе вследствие воздействия экспериментального фактора наблюдается определенное изменение, к-рое во второй системе отсутствует. Сам Милль, а также О. Конт, Э. Дюркгейм, М. Вебер и др. отрицали возможность применения экспериментального метода в изучении соц. явлений, считая последние слишком сложными и изменчивыми для выявления четких причинных зависимостей. Поэтому эксперимент как метод эмпирич. исследования применялся до 20-х гг. XX в. почти лишь для природных и искусственных объектов. Начиная с 20-х гг., постепенно расширялось применение эксперимента в соц. науках.

Проводимые в соц. сфере эксперименты различаются: 1) по характеру объекта и предмета исследования; 2) по специфике поставленной задачи; 3) по характеру экспериментальной ситуации; 4) по логич. структуре доказательства гипотезы.

По характеру объекта исследования различаются реальные и мысленные эксперименты.  Для реального эксперимента характерно целенаправленное вмешательство в действительность, проверка объяснительных гипотез путем планомерного изменения условий соц. деятельности. В мысленном эксперименте проверке гипотез подвергаются не реальные явления, а информация о них. Как реальные, так и мысленные эксперименты приводятся обычно не на генеральной совокупности объектов исследования, а на модели (соответственно, на натурной или знаковой модели) - на репрезентативной выборке. Среди мысленных экспериментов следует различать эксперимент на математич. модели, др. приемы экспериментального анализа ранее собранной информации и эксперимент экспостфактум (см.). По характеру предмета исследования различаются эксперименты, направленные на проверку предполагаемых причинных зависимостей внутри определенной сферы (производство, обслуживание, образование и т. п.) или определенного вида соц. деятельности (организационной, правовой, соц.-психологич. и т. п.). Выделяются также собственно социологич. эксперименты, направленные на проверку причинно-следственных связей между параметрами различн. сфер, видов и аспектов деятельности, с конечной целью выявить закономерности, пронизывающие всю деятельность данного соц. субъекта. По специфике поставленной задачи различаются научн. и прикладные, проективные и ретроспективные, однофакторные и многофакторные эксперименты. Научн. эксперименты нацелены на приобретение нового знания, прикладные - на получение практического (экономич., соц. и пр.) эффекта. Эти две функции тесно взаимосвязаны, один и тот же эксперимент является обычно и элементом исследования, и элементом управления. Но в преимущественно научн. эксперименте основным критерием его результативности является надежность выводов, в преимущественно прикладном - достижение определенного реального эффекта. В качестве разновидности научн. эксперимента следует выделить методич. эксперимент, в к-ром доминирует функция проверки эффективности определенных процедур и приемов эмпирич. исследования. Проективные эксперименты направлены в будущее: исследователь проектирует проявление определенных следствий, вводя в действие определенные причины. Как особую разновидность проективного эксперимента можно выделить созидательный эксперимент, нацеленный на проверку проекта принципиально новых управ-ленч. решений. Реальный эксперимент является всегда проективным, мысленный - обычно ретроспективным, направленным в прошлое, - исследователь анализирует информацию о совершившихся событиях, пытается проверить гипотезы о причинах, вызвавших наличные следствия. Мысленные эксперименты могут быть и проективными, если они используются для прогнозирования будущих событий и если их выводы проверяются реальными экспериментами и др. методами исследования. В однофакторном эксперименте проверяется гипотеза о следствиях воздействия одной независимой переменной, в многофакторном - целого комплекса переменных в их взаимодействии. Реальные многофакторные соц. эксперименты ввиду их сложности очень редки. Мысленные эксперименты являются часто многофакторными, в первую очередь, эксперименты на мате-матич. моделях. По характеру экспериментальной ситуации различаются контролируемые и неконтролируемые, лабораторные и полевые эксперименты. На рез-ты неконтролируемых экспериментов оказывают влияние неэкспериментальные факторы. Характер и степень их влияния при этом малоизвестны, часто остается неизвестной и сама природа этих факторов. Научно достоверный рез-т достигается в подобных экспериментах путем повторных опытов в различн. условиях и с различн. группами испытуемых, чтобы достичь взаимное погашение влияния побочных факторов. Контролируемый (идеальный, чистый, классич.) эксперимент предполагает выравнивание прочих условий на экспериментальном и контрольном объектах, кроме воздействия экспериментального фактора, и периодич. измерение значений как экспериментальных, так и неэкспериментальных переменных. Контролем всех основных переменных обеспечивается повторяемость эксперимента. Контролируемый социологич. эксперимент практически невозможен, но имеет существенное значение как идеал внутренней валидности эксперимента. В лабораторном эксперименте пытаются искусственно создать условия, максимально приближенные как к задачам исследования, так и к реальной ситуации. Этим увеличиваются возможности контроля над переменными. Но выигрыш в обеспечении внутренней валидности эксперимента может означать проигрыш во внешней валидности - с большим трудом добытый "чистый эффект" определенного фактора может оказаться довольно далеким от реальных условий, от закономерностей реального соц. поведения. В полевом эксперименте ситуация воздействия экспериментального фактора близка к естественным условиям, но и гораздо менее контролируема. Среди полевых экспериментов различают активно направленные и естественные. Активно направленным является эксперимент, в к-ром исследователь вводит в действие экспериментальный фактор, приводящий, по его гипотезе, к определенным следствиям. В естественном эксперименте воздействие экспериментального фактора вызвано самим ходом событий. По логич. структуре доказательства гипотезы, различаются параллельные и последовательные эксперименты. В параллельном эксперименте доказательство опирается на сравнение состояний двух объектов исследования, экспериментальной и контрольной группы. Экспериментальной является группа, на к-рую оказал воздействие экспериментальный фактор, контрольной - та группа, где его воздействия не было. Во всем остальном условия деятельности этих групп выравнены, выравнен и состав групп Если в экспериментальной группе после воздействия исследуемого фактора наблюдаются определенные изменения, а в контрольной группе - нет, гипотезу можно считать подтвержденной. В последовательном эксперименте контрольная группа  отсутствует. Одна и та же группа выступает в качестве контрольной до введения экспериментального фактора и в качестве экспериментальной группы после его введения. Доказательство гипотезы опирается в этом случае на сравнение состояний исследуемого объекта до и после воздействия изучаемого фактора. Обе логич. структуры доказательства гипотезы имеют конкретные разновидности (см. План эксперимента). Лит.: Рывкина Р.В., Винокур А.В. Социальный эксперимент. Новосибирск, 1966; Куприян А.П. Методологические проблемы социального эксперимента. М., 1971; его же. Проблема эксперимента в системе общественной практики. М., 1981; Рабочая книга социолога. М., 1983, Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М., 1987; Вихалемм П.А. Эксперимент в социологическом исследовании//Методы сбора информации в социологическом исследовании. Кн. 2. М., 1990; Андреенков В.Г. Методы сбора данных//Социология. Основы общей теории (под ред. Осипова Г.В., Москвичева Л.Н.). М., 1996. П.А. Вихалемм.

Просмотров: 3156
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998




Другие новости по теме:

  • БЕСЕДА, как метод психолого-педагогического исследования
  • Гипотезы исследования
  • Контроль в эксперименте
  • метод эксперимента
  • МЫСЛЕННЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  • Мысленный эксперимент
  • Мысленный эксперимент
  • МЫСЛЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
  • МЫСЛЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
  • Мысленный эксперимент
  • МЫСЛЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
  • МЫСЛЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
  • Поведение как эксперимент
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Полевые эксперименты
  • ПРИНЦИП ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО ЕДИНСТВА ТЕОРИИ, ЭКСПЕРИМЕНТА И ПРАКТИКИ
  • ПРИНЦИП ЕДИНСТВА ТЕОРИИ, ЭКСПЕРИМЕНТА И ПРАКТИКИ В ПСИХОЛОГИИ
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • Решающие эксперименты в психологии
  • Соц-арт
  • СОЦ-АРТ
  • СОЦ-АРТ
  • ТЕСТ АССОЦИАЦИЙ (или ЭКСПЕРИМЕНТ)
  • Эксперимент контролируемый
  • ЭКСПЕРИМЕНТ МЫСЛЕННЫЙ
  • Эксперимент мысленный
  • ЭКСПЕРИМЕНТ МЫСЛЕННЫЙ
  • ЭКСПЕРИМЕНТ ПРАВОВОЙ
  • ЭКСПЕРИМЕНТ, КОНТРОЛИРУЕМЫЙ
  • ЭКСПЕРИМЕНТ, МЫСЛЕННЫЙ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь