Предыстория социологии

1.Цивилизация древнего Двуречья.(XXVIII век до н.э.)

Наиболее древний социальный документ - "Законы царя Хаммурапи". Раскрывается специфика социальных отношений, классовая структура  того общества(существовало 3 класса свободных людей и класс рабов), прослеживаются взаимоотношения между различными классами того общества.

2.Цивилизация Древнего Египта. (XVIII-IVвв. до н.э.)

Древнейшие письменные документы (папирусы, поэмы, повести писцов) дают нам детализированную и разнообразную коллекцию социальных фактов, мы узнаем о первых социальных конфликтах.

3.Цивилизация Древней Индии. (XVIII-IVвв. до н.э.)

"Законы Ману" - появляются зачатки социальной аналитики, попытки определить причинно-следственные связи в социальных явлениях. Период накопления социальных фактов, их фиксации.

4.Древний Китай. .(VIII-VII век до н.э.)

"Пятикнижье" - впервые сформулированы диалектические принципы познания. Из "Пятикнижья" выросли шесть главных направлений древнейшей китайской философии:

1.Школа Инь - Ян - важнейшие философские понятия, развернута роль противоречия в качестве основной движущей силы взаимодействия и развития в обществе и его духовной жизни.

Пять остальных школ китайской философии сосредоточены на социальной проблематике, их непосредственная цель - помощь государственным деятелям в управлении социальными процессами.

2.Конфуцианство (основатель - Конфуций)- основной упор на преемственности поколений, на бережном отношении к тому, что накоплено предыдущими поколениями в социальной жизни. Идея государства как строгого, но справедливого отца, заботящегося о моральном и материальном воплощении благополучия своих поданных.

3.Школа моизма(основатель- Мо Цзы)- борьба за социальное равенство,  справедливость, выражение интересов среднего класса.

4.Школа имен - считали, что нововведения носят "социальные загрязнения" в жизнь общества, и, чтобы улучшить жизнь и очиститься от искажений, надо вернуться к славным истокам.

5.Школа Дао (Даосизм)- основной принцип: общество должно работать при минимальном вмешательстве управленческих структур. Все социальные процессы должны быть организованы на принципах саморегуляции, а ключевой метод социального управления - самоуправление.

6.Школа легизма, или школа закона (основатель Фа-Цзя)- заложили основу концепции правового государства, считая, что эффективную государственную машину и логичное управление можно организовать

 с помощью систем законов и формальных правил, исключая мораль и этику из практики соц. управления.

5.Античная цивилизация.

(Древняя Греция, Древний Рим, V век до н.э.-II век н.э.)

Высшего расцвета достигла во времена золотой классики(V век до н.э.-III век до н.э.). В это время началось формирование двух традиций в объяснении возникновения общества и сущности социальности:

1)Общество-естественное образование, человек-существо по природе и изначально социальное и альтруистическое; вне общества существовать не может. Государство-продолжение, развитие и укрепление социального по природе состояния человека.

Аристотель(484-422гг. до н.э.).

Луций Анней Сенека (ок.5г. до н.э.-65г. н.э.).

Утверждали, что человек-существо общественное, так как обладает речью. Общество-любое объединение людей, чем-то соединенных между собой. В качестве элементарного социального объединения рассматривали семью. Государство считали естественным образованием, абсолютно необходимым условием существования человека. Первые социальные реалисты.

2)Общество - искусственное образование, человек-существо по природе и изначально антисоциальное и эгоистическое; естественное состояние  человека - внеобщественное и дообщественное. Общество - своего рода искусственный организм, созданный людьми для блага индивидов.

Платон(427-347гг. до н.э.)

Эпикур

Лукреций.

Считали, что общество-результат изобретения и целенаправленной деятельности людей.

6.Эпоха европейского средневековья.(IV-XIIIвв.)

Продолжена и развита идея единства человеческого рода и общества.

Августин Блаженный (ок.413-426гг.)

Фома Аквинский(1225-1274гг.)

Боссюэ(1627-1774гг.)

Понятие общества носило конфессиональный характер, оно относилось, прежде всего, к католической церкви и ее приверженцам, понималось как наднациональная и вненациональная сущность.

7.Арабская цивилизация(X-XIIвв.).

Ибн Хальдун - произведение "Мукаддима"- впервые в истории социальной мысли обобщил социетальные закономерности развития человечества. Вывел основной постулат социологического знания об обществе: " История есть непрерывный закономерный процесс, на который воздействует совокупность социальн0ых факторов".

 8.Эпоха Возрождения(XVII-XVIIIвв.).

Основные черты:

1.Универслизм личности, то есть равенство людей по отношению друг к другу.

2.Научный скептицизм, то есть необходимость создания стройной и полной картины мира, не прибегая к мистике и оккультизму.

3.Гедоним и эйдетизм, то есть признание благополучия и счастья личности как высшей формы ценности и цели существования общества.

Эти века отмечены разработкой и широким распространением теорий естественного состояния человека и общественного договора, общество начинает отождествляться с нацией и национальным государством.

Последователи теории естественного состояния:

Вольтер(1694-1778), Монтескье(1689-155), Кондорсе(1743-1794), Вико(1668-1774).

Последователи теории общественного договора:

Локк(1632-1704), Гоббс(1588-1679), Руссо(1712-1778).

 Возникновение научной социологии - выдающихся направлений в европейской социологической мысли:

-шотландская политическая экономия  (Смит, Фергюсон)

-французский утопический социализм  (Сен-Симон, Бабеф, энциклопедисты)

-немецкая классическая философия (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель)

 

Просмотров: 2711
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Термины по социологии: глоссарий, проект Kidnina.ru




Другие новости по теме:

  • “ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА” ТЕОРИЯ, ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • Воспитательные силы общества
  • ГЛОБАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ общества
  • Гоббс: человек, его сущность и общество
  • ГОМЕОСТАТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
  • ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
  • ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА ДУХОВНАЯ
  • ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
  • Классово-стратификационная структура общества (Социальная структура общества)
  • КЛАССОВО-СТРАТИФИКАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА (СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА)
  • МАССОВОГО ОБЩЕСТВА ТЕОРИИ
  • Н.Луман: Общество как коммуникативная система
  • ОБЩЕСТВА ИНДУСТРИАЛЬНОГО ТЕОРИИ
  • ОБЩЕСТВА МАССОВОГО ТЕОРИИ
  • ОДНОМЕРНЫЙ ЧЕЛОВЕК. Исследование идеологии Развитого Индустриального Общества
  • ОДНОМЕРНЫЙ ЧЕЛОВЕК. Исследование идеологии Развитого Индустриального Общества
  • ОСНОВНОЙ ЗАКОН СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ БОЛЬШОЙ СЛОЖНОСТИ
  • Основные идеи и этапы развития критической теории общества Хоркхаймера, Адорно, Маркузе
  • Отношение Хабермаса к критической теории общества и марксизму
  • Письменные общества
  • ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА ТЕОРИИ
  • Роль социальной политики в развитии экономики и общества в целом
  • ТЕОРИИ МАССОВОГО ОБЩЕСТВА
  • Теории массового общества
  • ТЕОРИИ МАССОВОГО ОБЩЕСТВА
  • ФИЛОСОФСКИЕ ОБЩЕСТВА И ОРГАНИЗАЦИИ
  • Экзистенциализм:Человек как уникальное существо и власть усредняющего начала
  • ЭКСКУРС В ПРОБЛЕМУ: КАК ВОЗМОЖНО ОБЩЕСТВО?
  • Эпоха бронзы (Бронзовый век)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь