|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998
АНКЕТИРОВАНИЕ ПРЕССОВОЕ- связано с изучением аудитории различн. источников информации (газета, журнал, радио, телевидение) и основано на публикации (трансляции) текста анкеты, обращенной к потенциальным респондентам (читателям, зрителям, слушателям) с просьбой вернуть заполненную анкету к назначенному сроку. Достоинство этой разновидности опроса в его организационной простоте. Главным недостатком А.п. является неуправляемый исследователем возврат анкет, отсутствие возможности получить репрезентативную информацию о генеральной совокупности. Публикация анкеты в газете, журнале является своего рода заочной читательской конференцией, где состав присутствующих определяется не исследователем, а потенциальными респондентами, получившими приглашение участвовать в опросе. При этом совокупность лиц, ответивших на опубликованную в прессе анкету, может отличаться от интересующей исследователя генеральной совокупности по признакам, весьма существенным для изучаемой проблемы. Напр., на анкету могут отвечать преимущественно люди, имеющие высокую самооценку компетентности по теме опроса, располагающие значительным свободным временем, наиболее развитыми навыками вербализации своих мнений и настроений, привычкой к заочному, эпистолярному общению и т. д. Совокупность опрошенных с помощью А.п. обычно дает информацию, не выходящую за пределы читательского актива издания, опубликовавшего анкету. Категории труднодоступных респондентов (с заниженной самооценкой компетентности по теме опроса, с недостатком свободного времени, с отрицательным отношением к опросам и др.) практически остаются недосягаемыми при А.п. Поскольку предварительная статистич. информация об аудитории источника, опубликовавшего анкету, как правило, отсутствует, становится невозможным и "ремонт" выборки для обеспечения репрезентативности рез-тов прессового анкетирования. В настоящее время отсутствуют специализированные методич. исследования, к-рые позволяли бы точно определить познавательные возможности А.п. Прежде всего необходимо изучение механизмов формирования совокупности отвечающих на прессовые анкеты и соотношение их соц.-демографич. характеристик и структуры мнений с рез-тами аналогичных, но репрезентативных исследований населения и аудитории того же источника. Уточнение познавательных возможностей А.п. позволит повысить эффективность этой простой и экономичной формы опроса. Лит.: см. к ст. Опрос. О.М. Маслова
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998 Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|