|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Философия » Телицин В.Л., Багдасарян В.Э., Орлов И.Б. «Символы, знаки, эмблемы Энциклопедия », 2005 г.
НИМБ(от лат. nimbus — облако, туман) — в христианской и буддийской традициях символ святости, условное изображение сияния только вокруг головы в религиозном искусстве, тогда как термин «ореол» обозначает свечение, окружающее всю фигуру, а не только голову. Этот специфический атрибут божественности остался только для образов Христа и Девы Марии. Нимб также называют «гало» — от греческого названия деревянного круглого настила, по которому ходил бык, вращавший жернова на мельнице, — «халос». Гало как символ света, излучаемого божественной личностью, не является исключительной принадлежностью христианства. В древнем мире это понятие широко использовалось при обозначении власти и величия. Например, Будда в индийском искусстве иногда изображается с внушительным красным нимбом. Голубые нимбы имели Зевс и Юпитер. По аналогии римские императоры, почитавшие себя божествами, также изображались с нимбами. Иногда так изображались древние боги Индии и Китая. Нимб является у греков атрибутом солнечных богов — Митры, Аполлона и Гелиоса. На Востоке нимб символизировал скорее силу, чем святость, и поэтому в византийском искусстве им нередко наделялся Сатана. В христианском искусстве нимб появился около V в., и его использование сначала ограничивалось тремя лицами Троицы и ангелами, но постепенно распространилось на апостолов, святых и др. Существуют четыре главных разновидности нимба: для святых и таких персон, как папа, нимб имеет квадратную форму; при изображении одного из персонажей Троицы, особенно Христа, нимб имеет форму креста или трех лучей; для Бога — нимб треугольный. Четвертая форма — мандорла, овальный ореол, включающий в себя все тело, — произошла от символа «рыба». Поначалу он изображал облако, в котором спустился Христос, но через некоторое время стал также представлять свет, исходящий от Девы Марии. Богословские и основные добродетели, а также другие аллегорические фигуры, как правило, имеют шестиугольные нимбы. До XII в. нимб напоминал золотую тарелку, к которой позднее были добавлены орнаментальная каемка и радиальные лучи света. Для простоты эта форма к концу XVI в. была сведена к золотому кругу. Если в живописи позднего Средневековья нимб изображался как плоская золотая пластина, на которой было начертано имя его обладателя, то художники раннего Возрождения свели изображение к простому кругу, изображенному в перспективе. Позднее нимб вышел из употребления и в искусстве постренессанса использовался довольно редко. Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1997; Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Телицин В.Л., Багдасарян В.Э., Орлов И.Б. «Символы, знаки, эмблемы Энциклопедия », 2005 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|