|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Философия » Эстетика: Словарь/Под общ. ред. А. А. Беляева и др. — М.: Политиздат, 1989.— 447 с.
РОД в искусстве— первоначально (начиная с «Поэтики» Аристотеля) одна из трех разновидностей словесного худож, творчества: эпос, лирика, драма. В истории эстетики такое членение на Р. в и. обосновывалось по-разному. Обоснование, предложенное Гегелем и разделявшееся Белинским, исходит из предмета изображения в иск-ве; предмет эпического изображения — объективное бытие, лирики — внутренний мир субъекта, драмы -— единство объекта и субъекта. На совр. этапе развития эстетической мысли в связи с теорией Р. в и. обсуждаются два вопроса: ограничиваются ли данными тремя Р. возможности отражения жизни в иск-ве слова и свойственно ли родовое членение только лит-ре или его можно обнаружить и в др. видах искусства? Применительно к родовому строению иск-ва слова выдвигается идея о возникновении в лит-ре нового и новейшего времени четвертого Р., в к-ром синтезированы эпос, лирика, драма; таким новым Р. одни ученые считают роман, др. киносценарий. Правомерность обнаружения родового членения не только в лит-ре усматривается в видоизменении структуры каждого иск-ва под влиянием др. видов иск-ва. В иск-ве слова, согласно этой идее, деление на Р. возникает как результат влияния на него музыки (лирика), театра (драма) и его самоутверждения как уникального способа худож. освоения мира (эпос). Аналогично и в др. областях худож. творчества: в изобразительном искусстве выделение монументально-декоративной живописи, скульптуры, графики есть следствие требований архитектуры, выделение сценографии— плод влияния на них театра, выделение книжной иллюстрации — ответ на потребности лит-ры, а станковая живопись, графика, скульптура — область самоутверждения этих иск-в, в к-рой раскрываются их собственные, особенные качества. Точно так же музыка, танец, сценическое искусство предстают как системы родов, к-рые порождаются необходимостью каждого иск-ва существенно видоизменяться в процессе взаимодействия иск-в (Синтез искусств), приспосабливаясь к «смежному» иск-ву, и одновременно искать собственный язык, утверждающий самобытность и неповторимость данного вида. Р. в и., в свою очередь, распадается на более или менее широкий спектр жанров: скажем, эпический Р.— на народный эпос, сказку, повесть, роман и т. д., драма — на трагедию. комедию, фарс, водевиль и т. д., лирика — на гражданскую, любовную, пейзажную и т. д. Родовое деление иск-ва, т. обр., соединяет видовое и жанровое членения, свидетельствуя о стремлении человечества худож. воссоздавать жизнь во всем богатстве ее идейно-эмоциональных и эстетических про- Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Эстетика: Словарь/Под общ. ред. А. А. Беляева и др. — М.: Политиздат, 1989.— 447 с. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|