ПРОГРЕСС в искусстве

(от лат. progresus — движение вперед, успех)— восходящее, поступательное развитие худож. творчества, его достижений, методов и приемов от низших форм к высшим, более совершенным. Это интегральный процесс, его сущность не выражается полностью понятием превосходства одних худож. явлений над др. Он может проявлять себя как результат их обогащения, роста многообразия, открытия принципиально новых эстетических решений, перехода от одной формы творческого мышления к др., отражающей новые потребности. П. как объективная закономерность развития иск-ва складывается лишь как итоговая доминанта его многонаправленных изменений. Поступательность в развитии иск-ва не является строго последовательным процессом, в к-ром более поздние худож. явления и формы обязательно оказываются совершеннее предыдущих. Превосходство даже великих творческих эпох (напр.. Возрождения) нельзя считать абсолютным, оно относительно в том смысле, что не проявляет себя везде и во всем, одновременно во всех видах и жанрах иск-ва. Марксистская эстетика отвергает понимание П. как прямолинейного процесса, простого количественного роста или обычного изменения. Она осознает крайнюю противоречивость этого явления, его неравномерность, неизбежность смены поступательного развития иск-ва движением вспять, эпох расцвета иск-ва периодами его упадка или застоя. Противоречивость П. в и. выражается и в том, что он неизбежно сопровождается потерями, невосполнимыми дальнейшим развитием иск-ва. О неравномерности поступательного движения иск-ва свидетельствует то, что уровни развития отдельных его форм, произв. гениальных художников и в дальнейшем остаются непревзойденными по глубине отражения жизни, по степени худож. совершенства и эстетической красоте. На это указывал Маркс, говоря о греческой скульптуре и творчестве У. Шекспира. Однако создание даже таких непревзойденных образцов худож. творчества, шедевров иск-ва отнюдь не означает, что в развитии того или иного его вида или жанра достигнуты предельные уровни и П. прекратился. В рус. лит-ре Пушкин остается непревзойденным поэтом. Но творчество Н. А. Некрасова, Блока, Маяковского обогатило поэзию новыми худож. открытиями. Т. обр., П. в и. в отличие, напр., от технического прогресса не перечеркивает достижений прошлого. Если в технике с появлением нового, более совершенного оказывается ненужным старое, то в иск-ве в силу его эстетической природы, уникальности и многозначности худож. произв. новое не делает излишним старое. Благодаря своей неповторимости произв. иск-ва оказываются незаменимыми. Как точно заметил В- Гюго, Данте не перечеркивает Гомера. Отсюда следует необходимость учета моментов относительного и абсолютного в суждениях о П. в и-, к-рый охватывает его содержание и форму, стили, методы творчества, весь арсенал изобразительно-выразительных средств. Магистральной линией развития иск-ва является движение в направлении все более глубокого и полного худож. осмысления и отражения существенных сторон действительности, правдивого выражения интересов и чувств народа, передовых идей своего времени, обогащения художественного языка (Язык искусства). Поэтому критерий П. в и. по необходимости должен быть комплексным, не может ограничиться одним к.-л. показателем (напр., совершенство формы или разнообразие тематики), а включает наиболее существенные параметры развития иск-ва. Это глубина и правдивость отражения жизни и выражения гуманистических идеалов, близость интересам народа, рост влияния на жизнь об-ва, новые эстетические открытия. Причины П. в и. коренятся в сложных социально-экономических и культурно-идеологических процессах, в развитии эстетического сознания. Он не является свойством к.-л. одного вида худож. творчества, иск-ва определенной эпохи или страны. Творчество всех народов внесло свой вклад в развитие мирового иск-ва, хотя степень худож. достижений в разных странах и в различные эпохи неодинакова. Его нельзя считать результатом деятельности отдельных художников или к.-л. одного социального класса. Однако история мирового иск-ва свидетельствует, что решающий вклад в его поступательное развитие вносят художники, творчество к-рых связано с деятельностью передовых классов. В совр. условиях П. в и. неотделим от иск-ва социалистического мира, обогатившего худож. культуру новыми идеями, новым методом творчества, открыто служащего народу.

Просмотров: 1938
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Эстетика: Словарь/Под общ. ред. А. А. Беляева и др. — М.: Политиздат, 1989.— 447 с.




Другие новости по теме:

  • «ЖАК-ФАТАЛИСТ И ЕГО ХОЗЯИН»
  • «О ЧЕЛОВЕКЕ, ЕГО УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ И ЕГО ВОСПИТАНИИ»
  • «О ЧЕЛОВЕКЕ, О ЕГО СМЕРТНОСТИ И БЕССМЕРТИИ»
  • «УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • АДИ (Сыновья его)
  • АТРИ, Сыновья его
  • Гоббс: человек, его сущность и общество
  • Демокрит о человеке, его жизни и ценностях
  • Западничество: его история и суть
  • ЗНАК, КРИТИКА ЕГО ТРАДИЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ
  • Ильин:Человек, его душа и его собственность. Критика коммунизма
  • Коллективный иск
  • КРИЗАШВА, его Сыновья
  • ЛОТОС, Владыка его
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • О ЧЕЛОВЕКЕ, О ЕГО СМЕРТНОСТИ И БЕССМЕРТИИ
  • Педагогическое общение: конфликт и его причины
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • ПРИЕМ ОВЛАДЕНИЯ И ПРАКТИЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПСИХОЛОГОМ-КОНСУЛЬТАНТОМ В БЕСЕДЕ С КЛИЕНТОМ ЕГО собственного ЯЗЫКА
  • принцип единства явления и его сущности
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • Самовоспроизводство класса (воспроизводство его на собственной основе)
  • ТЕРАПЕВТ (ЕГО РОЛЬ)
  • Участие Канта в полемике вокруг его идей
  • ХАРАКТЕР И ЕГО ОТКЛОНЕНИЯ
  • ХАРАКТЕР И ЕГО ОТКЛОНЕНИЯ
  • Христиан Вольф и его последователи
  • Человек и его сущность. Государственное правление по Локку
  • ЭДИПОВ КОМПЛЕКС, ЕГО КРИТИКА



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь