ДИДАКТИКА в искусстве

(от греч. didaktikos ~ поучительный).— 1. Поучительность, назидательность, нравоучительность как элемент худож. произв. 2. Подмена эстетического, конкретно-чувственного изображения действительности моралистическим

(нравоучительным, резонерским) способом передачи жизненного содержания. В истории иск-ва стихотворная или сценическая форма нередко использовалась для изложения моральных, научных, религиозных и т. п. положений, идей, представлений в поучительных целях («Труды и дни» Гесиода, «Басня о пчелах» Б. Мандевиля, «Недоросль» Д. И. Фонвизина и др.) Д. неотделима от жанра басни, где она выступает организующим принципом построения произв. Применяется она и в др. жанрах, для того чтобы подчеркнуть идейную позицию автора, нравственную направленность его творчества. Признавая дидактичность как момент и одно из средств худож. воспроизведения действительности, марксистско-ленинская эстетика не приемлет морализаторства в иск-ве, выражающегося в прямом навязывании читателю, зрителю авторских идей и выводов. В реалистическом иск-ве доминирует принцип, сформулированный Энгельсом: «...тенденция должна сама по себе вытекать из обстановки и действия, ее не следует особо подчеркивать...» (т. 36, с. 333).. Др. словами, дидактическое эстетически оправдано лишь тогда, когда оно подчиняется худож. принципу построения произв., становится внутренним элементом, свойством самого худож. содержания. Это относится и к произв. собственно дидактических жанров (как верно заметил англ. писатель Г. К- Честертон, плохая басня содержит в себе мораль, хорошая басня и есть мораль). Иное дело Д. морализирующая, подмена худож. постижения и воспроизведения жизни, человеческих характеров, чувств и поступков рассудочной схемой, умозрительными идеями. Осн. порок «голой», «рассудочной», «книжной» Д. заключается в ложном понимании отношений иск-ва и действительности, искусства и морали, а именно: в подмене полноты и сложности, противоречивости жизни натянутой, выспренней, ходульной идеальностью. Приоритет «содержания», к-рое ограничивается темой и сюжетной канвой произв., утверждается здесь как первенство внеэстетических соображений, будь то морально-этические, политические или религиозные, а роль худож. творчества сводится к образной иллюстрации готовых истин и тезисов; Произв. иск-ва оказывается при таком подходе не чем иным, как представленной в «живых картинках» моралью или моральной сентенцией в «худож. оформлении». Нравственный эффект дидактической продукции ограничен и эфемерен, поскольку идеал нравственного совершенства здесь лишь декларируется. Дидактическое («риторическое», по терминологии Белинского) иск-во обладает видимостью общественной значимости и полезности. Олицетворения отвлеченно «добродетельных» и «порочных» людей, к-рыми перегружены нравоучительно-дидактические романы, пьесы, фильмы, мало кого убеждают. Дидактическое иск-во — др. крайность оторванного от жизни иск-ва, к-рую издавна представляет т. наз- «чистое искусство»  («Искусство для искусства»). Целые жанры совр. буржуазного иск-ва, ориентированные на массового читателя и зрителя (Массовая культура), откровенно дидактичны: мелодрама, комедия, детектив и др.; в них настойчиво и целеустремленно разрабатывается тема человеческих «добродетелей», «морального поведения», преподносятся образцы «положительных героев», соответствующие нормам и принципам буржуазной морали и образа жизни. Борьба с проявлениями Д. в и. предполагает верность принципам правды жизни и художественности.

Просмотров: 1767
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Эстетика: Словарь/Под общ. ред. А. А. Беляева и др. — М.: Политиздат, 1989.— 447 с.




Другие новости по теме:

  •  Критерии и показатели эффективности формирования  навыков здорового образа жизни и безопасного поведения личности
  • «Информационная» тенденция художественной жизни
  • Басня
  • Бегство от реальности, от действительности, уход от действительности
  • Воспитание здорового образа жизни учащихся
  • ДРЕВО ЖИЗНИ
  • Дидактическое творчество
  • ЖИЗНИ, ИНСТИНКТ
  • ЖИЗНИ, ПЛАН
  • ЖИЗНИ, ПРИЗНАКИ
  • ЖИЗНИ, ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ
  • ЗАКОН ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
  • ИСТОРИЯ ЖИЗНИ и МЕТОД ИСТОРИИ ЖИЗНИ
  • КАЧЕСТВО ЖИЗНИ
  • Качество жизни пожилых людей
  • Компоненты здорового образа жизни
  • Критерии здорового образа жизни
  • МИР ЖИЗНИ
  • О ПОЛЬЗЕ И ВРЕДЕ ИСТОРИИ ДЛЯ ЖИЗНИ
  • Образ жизни
  • ПРИНЦИП ЕДИНСТВА ВОСПИТАНИЯ И ЖИЗНИ
  • ПРИНЦИП ПОИСКА СКРЫТОГО СОДЕРЖАНИЯ КОНФЛИКТОВ
  • Принцип счастья жизни
  • Программа здорового образа жизни
  • Страх жизни
  • Страхи людей на разных этапах жизни
  • Субъект – субъектный метод взаимодействия педагога и учащегося в процессе воспитания здорового образа жизни
  • ФИЛОСОФИИ ЖИЗНИ ЭСТЕТИКА
  • ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ИСКУССТВА К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
  • принцип единства содержания и формы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь