ЖАНР в искусстве

(фр. genre — род, вид) — подразделение каждого вида искусства, обусловленное многообразием конкретных возможностей худож. освоения действительности. В истории теоретического осмысления этих возможностей предлагались различные принципы жанрового деления — тематические, структурные, функциональные; системный анализ  иск-ва приводит к заключению, что существует несколько плоскостей жанровой дифференциации, каждая из к-рых отвечает к.-л. грани сложного строения и функционирования худож. произв. С этой т. зр. в лит-ре Ж- являются: и роман, повесть, поэма, стихотворение; и исторический роман, приключенческий роман, психологический роман; и трагедия, комедия. мелодрама, водевиль; и ода, эпитафия, эпиграмма, памфлет. Соответственно многообразны жанровые членения в др. видах иск-ва, а каждый Ж. распадается на несколько поджанров. В результате одно и то же произв. иск-ва можно отнести к нескольким жанровым группам (скажем, скульптура «Медный всадник» Э. М. Фальконе — это памятник, это конный памятник, это портрет, это исторический портрет, это аллегорическая скульптура). Жанровое деление иск-ва по-разному истолковывалось и оценивалось в истории худож. культуры. В эстетике классицизма, напр., оно выступало как строгая иерархическая система, где каждый Ж. оценивался как «высокий» или «низкий» (скажем, трагедия—комедия, мифологическая картина—бытовая картина, опера-серна и опера-буффа) и осуждалось к.-л. смешение Ж. Эстетика романтизма отвергла иерархическую концепцию Ж., обосновывая право художника сталкивать разные жанровые структуры в одном произв., играть на контрастах трагического и комического, высокого и пошлого. Эстетика реализма воспринимала Ж. во всем богатстве возможностей правдивого отражения многообразных жизненных проявлений и их оценки соответственно объективному достоинству каждого. Не случайно в иск-ве критического реализма XIX в. активно разрабатывались такие Ж-, как роман и повесть, бытовая драма на сцене и бытовая картина в живописи и т. д., к-рые позволяли воспроизводить совр. социальную реальность и произносить над ней суровый «приговор» (Чернышевский). Эстетика социалистического иск-ва утверждает необходимость использования всех сложившихся в прошлом и новых, возникающих жанровых структур, без к.-л. их иерархического соотнесения, поскольку оно ориентировано на худож. воссоздание всей полноты человеческой жизни, совр., прошлой и будущей,— природы, мира вещей, практических деяний человека и его внутренней духовной жизни. Конкретное соотнесение Ж. в социалистическом иск-ве отражает изменения содержания социальной жизни и интересов людей (различной была, напр., жанровая структура советского иск-ва в годы гражданской войны и в период нэпа, во время Великой Отечественной войны и в мирной послевоенной жизни), выдвигая на передний план то один, то др. Ж. в и.

Просмотров: 1107
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Эстетика: Словарь/Под общ. ред. А. А. Беляева и др. — М.: Политиздат, 1989.— 447 с.




Другие новости по теме:

  • CЕМЕЙНЫЙ РОМАН
  • ЖИЗНИ, ПЛАН
  • Жизни план
  • ИНГАРДЕН (INGARDEN) Роман
  • ИНГАРДЕН (INGARDEN) Роман
  • ИНГАРДЕН (INGARDEN) Роман
  • ИНГАРДЕН Роман
  • ИНГАРДЕН Роман
  • ИСТОРИЯ ЖИЗНИ и МЕТОД ИСТОРИИ ЖИЗНИ
  • Качество жизни пожилых людей
  • Критерии Природы и Жизни
  • НАВРОЧИНЬСКИЙ (NAWROCZYNSKI) БОГДАН РОМАН
  • НАВРОЧИНЬСКИЙ Богдан Роман
  • О ПОЛЬЗЕ И ВРЕДЕ ИСТОРИИ ДЛЯ ЖИЗНИ
  • ПРИНЦИПЫ ПСИХИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
  • Повесть, рассказ, спектакль, картина, изображение, довод
  • Распределенное изучение возможностей применения средств ИКТ в процессе освоения конкретной предметной области
  • СЕМЕЙНЫЙ РОМАН
  • СОЦИОЛОГИЯ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ
  • СТЕРЛЕДЕВ РОМАН КОНСТАНТИНОВИЧ
  • СТРУКТУРА ВОЗМОЖНОСТЕЙ
  • Страхи людей на разных этапах жизни
  • ФИЛОСОФИИ ЖИЗНИ ЭСТЕТИКА
  • Ценность человеческой жизни
  • ЯКОБСОН РОМАН
  • ЯКОБСОН Роман
  • ЯКОБСОН Роман Осипович
  • ЯКОБСОН Роман Осипович
  • ЯКОБСОН Роман Осипович (1896-1982)
  • Якобсон Роман Осипович



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь