ИНГАРДЕН (INGARDEN) Роман

(1893-1970)- польск. философ, один из крупнейших представителей феноменологии. Род. и умер в Кракове, изучал философию под руководством Твардовского во Львове, затем - Гуссерля в Геттингене, где также занимался математикой у Д. Гильберта и психологией у Г. Мюллера. В 1918 защитил диссертацию "Интуиция и интеллект у Анри Бергсона". С 1921 преподавал философию в ун-те Львова, в 1945-63 - в Ягеллонском ун-те Кракова. В период немецкой оккупации, когда польские ун-ты были закрыты, И. работал над своим главным трудом "Спор о существовании мира". В начале 50-х, отстраненный от преподавания уже коммунистами (до 1956), переводил на польский "Критику чистого разума" Канта.

В творчестве И. совместились нем. феноменологическая традиция и стремление к точности и строгости философских рассуждений, характерные для аналитического стиля Львовско-варшавской школы. Разделяя основные идеи феноменологического метода Гуссерля, И. отвергал трансцендентальный идеализм  своего учителя и доказывал, что феноменология совместима с реализмом. Ранние работы И. посвящены эпистемологии, однако известность ему принесли исследования по онтологии и эстетике. Онтологию И. рассматривал как основу всех других философских дисциплин, поскольку наши способы осознания сущего определяются типами объектов и типами отношений между ними. В онтологическом анализе он различал модусы существования (абсолютное бытие, темпоральное (реальное) бытие, идеальное (вневременное) бытие, чистое интенциональное бытие) и экзистенциальные моменты. Бытие как универсальная характеристика само по себе не схватывается нами в объекте. Мы можем воспринимать лишь отдельные экзистенциальные аспекты. Среди них И. выделяет четыре основные пары противоположностей: экзистенциальная автономия - экзистенциальная гетерономия; экзистенциальная первичность - экзистенциальная производность; индивидуальность и самостоятельность (выражающиеся в том, что для своего существования объект не требует существования других объектов) - экзистенциальная несамостоятельность; самодетерминированность - экзистенциальная случайность. Непротиворечивые комбинации этих и менее значимых экзистенциальных аспектов конституируют основные модусы бытия. Например, абсолютное бытие характеризуется автономностью, первичностью, самостоятельностью и самодетерминацией. В своих онтологических построениях И. опирался на длительную традицию учений о бытии, восходящую к Аристотелю и средневековым схоластам.

Эстетическая концепция И. тесно связана с его онтологией. Произведения искусства по их существованию он рассматривает как чистые интенциональные объекты. Они неотделимы от интенциональных актов их творцов и реципиентов, воспринимающих и переживающих их содержание. Они также многослойны. Так, в литературном произведении можно выделить следующие слои или уровни: визуальный или фонетический уровень; слой значения слов и предложений; слой описываемых в нем объектов; слой явленности этих объектов. Все эти страты полифонически взаимосвязаны в композиции единого феномена искусства.

Исследования по эстетике. М., 1962; Das literarische Kunstwerk. Eine Untersuchung aus dem Grenzgebiet der Ontologie, Logik und Literaturwissenschaft. Halle, 1931; Spor o istnienie swiata. T. 1-2, Krakow, 1947-48 (нем. пер. Der Streit um der Existenz der Welt. Tubingen, 1964-66).

Просмотров: 870
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » В. Малахов, В. Филатов. Современная западная философия: Словарь, 1998 г.




Другие новости по теме:

  • «ЧИСТОЕ БЫТИЕ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • Абсолютное бытие
  • Аналитика экзистенциальная
  • Бытие и не-бытие. Многовариантность индийской онтологии
  • БЫТИЕ И НИЧТО. Опыт феноменологической онтологии
  • БЫТИЕ И НИЧТО. Очерк феноменологической онтологии
  • Бытие и становление. Знание о бытии и истине в античности
  • БЫТИЕ-В-СЕБЕ
  • БЫТИЕ-ВНЕ-МИРА
  • Бытие-вне-мира
  • БЫТИЕ-ДЛЯ-ИНОГО И В-СЕБЕ-БЫТИЕ
  • ДЛЯ-МЕНЯ-БЫТИЕ
  • ДЛЯ-СЕБЯ-БЫТИЕ
  • ДЛЯ-СЕБЯ-БЫТИЕ
  • Изоляция экзистенциальная
  • М. Хайдеггер:Бытие и ничто. Бытие и ужас
  • МЫ (или МЫ-БЫТИЕ)
  • Наличное бытие и бытие как основание
  • Паскаль: религия как разрешение всех противоречий человеческого существования
  • С.Франк:Действительность, реальность, идеальное бытие
  • Терапия экзистенциальная
  • Экзистенциализм: Бытие человека и бытие мира
  • Экзистенциализм:Бытие между жизнью и смертью
  • Экзистенциальная значимость
  • ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
  • ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
  • Экзистенциальная психология
  • Экзистенциальная психотерапия
  • Экзистенциальная философия



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь