Аудиториология

- междисциплинарное науч. направление, возникшее в конце 1990-х гг., к-рое изучает аудиторию в процессах личностно-групповой, межгрупповой и массовой коммуникации, выявляя свойства аудитории и закономерности ее поведения. Различают общую и частные А. Общая А. исходит из посылки о существовании общих закономерностей в восприятии любых объектов, имеющих аудиторию, и рассматривает общие процессы формирования разл. аудиторий и их свойства. Главный принцип А.: любая аудитория определяется нек-рым объектом восприятия. Нет просто аудитории. Есть аудитория чего-то (аудитория лекции, концерта, спектакля, телепрограммы, газеты, интернет-сайта и т. п.). Знание объекта и его свойств не обеспечивает однозначной характеристики аудитории. Любая аудитория «объекта, имеющего аудиторию», представляет собой аморфную, гетерогенную и непостоянную по составу общность; члены любой аудитории не имеют идентичности по принадлежности к данной общности, формируемой объектом восприятия (вряд ли кто-то, отвечая на вопрос «Кто вы?», скажет, что он зритель программы «Время» на 1-м канале ТВ, разве что в момент просмотра, если вопрос будет привязан к этому моменту). Одно из типичных заблуждений, с к-рыми имеет дело А., сводится к попытке объяснить поведение аудитории исключительно свойствами «объекта, имеющего аудиторию». Общая модель, определяющая поведение аудитории, включает в себя факторы как социокультурного, так и природного характера, как внешнего по отношению к «объекту, имеющему аудиторию», так и внутреннего, связанного со свойствами данного объекта. На макросоциальном уровне аудитория трактуется как подсистема, связывающая «объект, имеющий аудиторию», с остальной частью общества. Частные виды А. основываются на методологическом принципе, выдвинутым Ж. П. Эскенази: группировка подходов к исследованию аудитории находится в зависимости от существующих типов коммуникационных процессов. Поэтому, напр., поведение аудитории телевидения как целого будет отличаться от поведения аудитории радио как целого. В то же время в пределах одного типа «объектов, имеющих аудиторию» наблюдается сходство формирования и поведения аудитории. Это вызывает появление частных А.: А. телевидения, А. радио, А. печатных СМИ и т. п. Особый интерес представляет собой изучение аудиторий непрерывно действующих СМИ - телевидения, радио, Интернета. Эти виды аудитории отличает постоянная изменчивость. Развитие систем измерения этих аудиторий с высоким темпоральным разрешением (обычно до 1 мин) и проведение непрерывных ежедневных замеров на протяжении многих лет привели к открытию во 2-й пол. ХХ в. весьма специфических закономерностей поведения частных аудиторий. Различают 2 типа закономерностей поведения аудитории непрерывно действующих СМИ: консумпционные (от лат. consumptio - потребление, применение, использование) и диспозиционные (связанные с концептом личностных диспозиций). Общая фундаментальная консумпционная закономерность аудитории СМИ - цикличность, к-рая проявляется на 3 уровнях: суточная, недельная, сезонная. Существует гипотеза о существовании цикличности аудитории как более низкого уровня (внутрисуточная цикличность), так и более высокого (напр., цикличность аудитории, связанная с циклом солнечной активности 11,5 лет). Цикличность ярче всего проявляется применительно к общей аудитории данного типа СМИ, напр., общая аудитория телевидения без привязки к конкретным телеканалам, общая аудитория радио без привязки к конкретным радиостанциям и т. п. Диспозиционные закономерности устанавливают связи между личностными диспозициями аудитории, к к-рым относят краткосрочные установки, аттитюды, ценностные ориентации, базовые ценности (В. А. Ядов), с характеристиками «объектов, имеющих аудиторию». Одна из наиболее широко известных диспозиционных закономерностей связь разл. категорий медиаобъектов с теми или иными социально-демографическими сегментами аудитории. Напр., медиатексты социально-полит. содержания (аналитические программы, публицистика и т. п.) имеют аудиторию преим. зрелого и пожилого возраста. Попытки привлечь более молодую аудиторию к этому типу программ, как правило, оканчиваются неудачно. Данный факт в рамках А. трактуется как специфическая закономерность, обусловленная свойствами данной метатематики. Ориентация тех или иных социальных групп/страт на те или иные типы медиатекстов обусловлена характерным для них диспозиционным рядом. Лит.: Шариков А. В. Ритмы городской телеаудитории России. М., 1997; Он же. Темпоральные закономерности городской телевизионной аудитории России (опыт мониторинговых исследований) // Мир России. 1997. № 1. А. В. Шариков

Просмотров: 1495
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева




Другие новости по теме:

  • АНАЛИЗ АУДИТОРИИ
  • АРГУМЕНТ К АУДИТОРИИ
  • АУДИТОРИЯ
  • АУДИТОРИЯ
  • Адаптация к аудитории
  • Анкетирование аудитории
  • Аудитория
  • Аудитория
  • Аудитория
  • Аудитория
  • Аудитория
  • Аудитория СМИ: цикличность аудитории
  • Аудитория СМИ: цикличность аудитории Интернета (русскоязычного)
  • Аудитория СМИ: цикличность аудитории печатных СМИ
  • Аудитория СМИ: цикличность аудитории радио
  • Аудитория в массовой коммуникации
  • Аудитория в массовой коммуникации: контакт
  • Аудитория телевидения
  • Аудитория телевизионная: цикличность телевизионной аудитории
  • Веб-аудитория (WEB-аудитория)
  • Дилемма разнородной аудитории
  • Методы измерения аудитории СМК
  • Методы измерения аудитории СМК: автоматизированные
  • Методы измерения аудитории СМК: опросные
  • Методы изучения аудитории
  • Показатели развития информационной грамотности/информационной компетентности аудитории
  • Показатели развития медиаграмотности/медиакомпетентности аудитории
  • СЕГРЕГАЦИЯ АУДИТОРИИ
  • Теория медиаобразования как источника «удовлетворения потребностей» аудитории
  • Этика поведения сотрудника телевидения



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь