ЖУКОВСКИЙ Василий Андреевич

[29.1(9.2).1783, с. Мишенское, ныне Тульской обл. — 12(24).4.1852, Баден-Баден, Германия], поэт, переводчик, лит. критик. Внебрачный сын А. И. Бунина и пленной турчанки Сальхи (Е. Д. Турча-ниновой). Фамилию и отчество получил от своего крёстного отца.

По окончании в 1800 Моск. университетского благородного пансиона занимался гл. обр. лит. деятельностью. Был близок к H. M. Карамзину, А. С. Пушкину, в поздний период жизни — к Н. В. Гоголю. Один из основателей Дружеского лит. об-ва (1801) и кружка поэтов «Арзамас» (1815). Чл. Академии Российской (1818).

В 1815 Ж. был приближен ко двору. В 1817 занял должность учителя рус. языка великой княгини Александры Фёдоровны — жены будущего имп. Николая I. В качестве пособия, облегчающего ученице познание чужого для неё языка, Ж. использовал специально составленный им альманах «Для немногих» (в 5 вып.), содержавший параллельные тексты избр. нем. стихотворений и их переводов на рус. язык, выполненных самим Ж.

В 1826—39 наставник наследника престола великого кн. Александра Николаевича. В 1826—27 совершил заграничное путешествие в Германию и Францию для отбора необходимых уч. пособий и литры, а также для знакомства с пед. опытом. Особое внимание Ж. привлекли воззрения Ж. Ж. Руссо и система И. Г. Песталоцци, для изучения к-рой предпринял спец. поездку в Швейцарию.

Разработал систему воспитания и образования наследника; составил «План учения» — подробную записку, охватывавшую теоретич. и практич. стороны пед. процесса. Основой воспитания и образования Ж. считал практич. деятельность ученика, поэтому большое значение придавал его повседневному окружению, формам общения педагогов и родителей.

В развитии самосознания ребёнка Ж. выделял три осн. периода: отрочество (8—13 лет), юношество (13—18 лет) и первые годы молодости (18—21 год). В первом периоде предполагалось привить воспитаннику начатки логич. мышления, сформировать нравств. чувство посредством религии и сообщить нек-рую сумму первонач. знаний о мире, ещё не строго дифференцированных по отд. наукам. На след, этапе юноше предстояло подробно изучить те науки, с к-рыми он уже предварительно ознакомился. Третий (обобщающий) период Ж. планировал посвятить «занятиям собственным и чтению немногих истинно классических книг».

«План учения» отразил и ряд метод. приёмов Ж. Механич. заучиванию он противопоставил комплекс мер, направленных на глубокое усвоение знаний: наглядность, многократное повторение в разл. связи, познават. игры и др. Формой представления уч. материала по грамматике, химии, истории и др. дисциплинам у Ж. были «таблицы». Нек-рые из них были составлены с заменой текста значками и символами, понятными ученику. Отводя важную роль развитию в детях хорошего вкуса и творч. способностей, Ж. в 1831 предпринял издание домашнего журн. «Муравейник» (5 номеров), где наряду с его собств. стихами печатались уч. соч. и переводы наследника и его братьев и сестёр.

Центральной для нравств. воспитания, согласно «Плану», должна была стать идея долга. Одобрение старших должно выражаться только за «постоянство в добре», а не за отд. поступки. То же касалось и наказаний: ребёнок мог подвергаться явному гневу отца только за серьёзные и систематич. проступки, за мелкие шалости достаточно укоров собств. совести.

Взгляды Ж. на просвещение народа отразились в его ст. «О новой книге: Училище бедных госпожи Ле Пренс де Бомон» (1808). По мнению Ж., воспитание и образование должны иметь строго сословный характер, обеспечивая каждому человеку возможное благосостояние и душевный мир на том месте в социальной иерархии, на к-рое он поставлен судьбой. Для низших сословий достаточно изучения основ знаний и «экономии», а также знакомства с правилами морали. Превышение этого уровня, в особенности для крепостных, способно, по мысли Ж., обернуться для них злом вместо блага, открыв им ужас их положения и не дав средств его исправить. Те из крепостных, к-рые наделены выдающимися способностями, должны получать не только образование, достойное их таланта, но и как обязательное условие — свободу.

Обобщением пед. размышлений Ж. стала ст. «Что такое воспитание?» (1848). Смысл воспитания состоит в раскрытии позитивных задатков ребёнка и подавлении дурных. Достигнуть этого Ж. предполагал с помощью формирования «привычек» (физ., умств. и нравств.), закладывать к-рые надлежит в раннем возрасте. При этом важно, «чтобы воспитанник получил сии привычки самобытно, собственным опытом, с развитием ума и воли, и чтобы направление, которое воспитание дает сему развитию, было согласовано с полною свободою, которая, однако, нисколько не противоречит привычке к покорности» для формирования будущей гражд. позиции человека.

Важную роль в воспитании Ж. отводил лит-ре, язык к-рой должен быть ясным и правильным, а картины и образы — светлыми и нравственно чистыми. Создал ряд произв. для детей: «Овсяный кисель» (1816), «Колючая роза» (1826), «Сказка о царе Берендее», «Спящая царевна», «Война мышей и лягушек» (оба 1831), «Сказка об Иване-царевиче и сером волке» (1840-е гг.), «Котик и козлик», «Жаворонок» (оба 1851) и др. В конце жизни Ж. для своих детей создал «живописную азбуку» и др. уч. материалы.

Просмотров: 822
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • «РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ»
  • Авторитарное воспитание детей
  • В процессе воспитания человека необходимо ввести науку совести
  • Воспитание чужих детей
  • Гегель: Нюрнбергский период (1808-1816), Гейдельбергский (1816-1818), Берлинский (1818-1830) периоды
  • ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ
  • ЗАКРЕПЛЕНИЕ знаний, умений и навыков учащихся деятельность учителя
  • КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ КАК МЕТОД ВОСПИТАНИЯ
  • Коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка
  • МЕТОД «ФОНОВОГО ВОСПИТАНИЯ»
  • Метод воспитания
  • ПОСЛЕ ЭТОГО ЗНАЧИТ ПО ПРИЧИНЕ ЭТОГО
  • ПРИЁМНЫХ ДЕТЕЙ ВОСПИТАНИЕ
  • ПРИНЦИП ЕДИНСТВА ВОСПИТАНИЯ И ЖИЗНИ
  • Показатели развития профессиональных знаний и умений, необходимых педагогам для медиаобразовательной деятельности
  • Полемика о роли природы и воспитания в развитии
  • Принцип связи воспитания с жизнью, социокультурной средой
  • РЕЛИГИЯ В ПРЕДЕЛАХ ТОЛЬКО РАЗУМА
  • СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ
  • СИСТЕМА НАУЧНО-АТЕИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
  • СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
  • СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
  • СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
  • СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ
  • Система воспитания
  • Содержание образования и воспитания
  • Субъект – субъектный метод взаимодействия педагога и учащегося в процессе воспитания здорового образа жизни
  • ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ АНОМАЛЬНЫХ ДЕТЕЙ
  • Фольклорная система воспитания
  • план гипнотического сеанса, стремление к логическому развитию



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь