|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.
ЖУКОВСКИЙ Василий Андреевич[29.1(9.2).1783, с. Мишенское, ныне Тульской обл. — 12(24).4.1852, Баден-Баден, Германия], поэт, переводчик, лит. критик. Внебрачный сын А. И. Бунина и пленной турчанки Сальхи (Е. Д. Турча-ниновой). Фамилию и отчество получил от своего крёстного отца. По окончании в 1800 Моск. университетского благородного пансиона занимался гл. обр. лит. деятельностью. Был близок к H. M. Карамзину, А. С. Пушкину, в поздний период жизни — к Н. В. Гоголю. Один из основателей Дружеского лит. об-ва (1801) и кружка поэтов «Арзамас» (1815). Чл. Академии Российской (1818). В 1815 Ж. был приближен ко двору. В 1817 занял должность учителя рус. языка великой княгини Александры Фёдоровны — жены будущего имп. Николая I. В качестве пособия, облегчающего ученице познание чужого для неё языка, Ж. использовал специально составленный им альманах «Для немногих» (в 5 вып.), содержавший параллельные тексты избр. нем. стихотворений и их переводов на рус. язык, выполненных самим Ж. В 1826—39 наставник наследника престола великого кн. Александра Николаевича. В 1826—27 совершил заграничное путешествие в Германию и Францию для отбора необходимых уч. пособий и литры, а также для знакомства с пед. опытом. Особое внимание Ж. привлекли воззрения Ж. Ж. Руссо и система И. Г. Песталоцци, для изучения к-рой предпринял спец. поездку в Швейцарию. Разработал систему воспитания и образования наследника; составил «План учения» — подробную записку, охватывавшую теоретич. и практич. стороны пед. процесса. Основой воспитания и образования Ж. считал практич. деятельность ученика, поэтому большое значение придавал его повседневному окружению, формам общения педагогов и родителей. В развитии самосознания ребёнка Ж. выделял три осн. периода: отрочество (8—13 лет), юношество (13—18 лет) и первые годы молодости (18—21 год). В первом периоде предполагалось привить воспитаннику начатки логич. мышления, сформировать нравств. чувство посредством религии и сообщить нек-рую сумму первонач. знаний о мире, ещё не строго дифференцированных по отд. наукам. На след, этапе юноше предстояло подробно изучить те науки, с к-рыми он уже предварительно ознакомился. Третий (обобщающий) период Ж. планировал посвятить «занятиям собственным и чтению немногих истинно классических книг». «План учения» отразил и ряд метод. приёмов Ж. Механич. заучиванию он противопоставил комплекс мер, направленных на глубокое усвоение знаний: наглядность, многократное повторение в разл. связи, познават. игры и др. Формой представления уч. материала по грамматике, химии, истории и др. дисциплинам у Ж. были «таблицы». Нек-рые из них были составлены с заменой текста значками и символами, понятными ученику. Отводя важную роль развитию в детях хорошего вкуса и творч. способностей, Ж. в 1831 предпринял издание домашнего журн. «Муравейник» (5 номеров), где наряду с его собств. стихами печатались уч. соч. и переводы наследника и его братьев и сестёр. Центральной для нравств. воспитания, согласно «Плану», должна была стать идея долга. Одобрение старших должно выражаться только за «постоянство в добре», а не за отд. поступки. То же касалось и наказаний: ребёнок мог подвергаться явному гневу отца только за серьёзные и систематич. проступки, за мелкие шалости достаточно укоров собств. совести. Взгляды Ж. на просвещение народа отразились в его ст. «О новой книге: Училище бедных госпожи Ле Пренс де Бомон» (1808). По мнению Ж., воспитание и образование должны иметь строго сословный характер, обеспечивая каждому человеку возможное благосостояние и душевный мир на том месте в социальной иерархии, на к-рое он поставлен судьбой. Для низших сословий достаточно изучения основ знаний и «экономии», а также знакомства с правилами морали. Превышение этого уровня, в особенности для крепостных, способно, по мысли Ж., обернуться для них злом вместо блага, открыв им ужас их положения и не дав средств его исправить. Те из крепостных, к-рые наделены выдающимися способностями, должны получать не только образование, достойное их таланта, но и как обязательное условие — свободу. Обобщением пед. размышлений Ж. стала ст. «Что такое воспитание?» (1848). Смысл воспитания состоит в раскрытии позитивных задатков ребёнка и подавлении дурных. Достигнуть этого Ж. предполагал с помощью формирования «привычек» (физ., умств. и нравств.), закладывать к-рые надлежит в раннем возрасте. При этом важно, «чтобы воспитанник получил сии привычки самобытно, собственным опытом, с развитием ума и воли, и чтобы направление, которое воспитание дает сему развитию, было согласовано с полною свободою, которая, однако, нисколько не противоречит привычке к покорности» для формирования будущей гражд. позиции человека. Важную роль в воспитании Ж. отводил лит-ре, язык к-рой должен быть ясным и правильным, а картины и образы — светлыми и нравственно чистыми. Создал ряд произв. для детей: «Овсяный кисель» (1816), «Колючая роза» (1826), «Сказка о царе Берендее», «Спящая царевна», «Война мышей и лягушек» (оба 1831), «Сказка об Иване-царевиче и сером волке» (1840-е гг.), «Котик и козлик», «Жаворонок» (оба 1851) и др. В конце жизни Ж. для своих детей создал «живописную азбуку» и др. уч. материалы.
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|