|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.
УВАРОВ Сергей Семёнович[25.8(5.9). 1786, Петербург, - 4(16).9.1855, Москва], гос. деятель, граф (1846), поч. ч. (с 1811). ипрез. Петерб. АН (1818—55). У. получил домашнее образование под руководством наставника-француза. Слушал лекции в Гёттингенском ун-те в Германии. По возвращении в Россию примкнул к кружку А. Н. Оленина, участники к-рого сочетали стремление к развитию рус. нац. культуры с углублённым изучением античности. С 1806 начал службу в Мин-ве иностр. дел и 5 лет провёл при рус. дипломатич. миссиях за границей, где завязал знакомства с крупнейшими полит., науч. и культурными деятелями Европы. В 1811—22 попечитель С.-Петерб. уч. округа. Член лит. об-ва «Арзамас». С 1832 товарищ министра нар. просвещения, с 1833 управляющий мин-вом, в 1834-—49 министр нар. просвещения. Автор ряда работ по др.-греч. лит-ре и археологии, а также полит. памфлетов. В основу обществ. -полит. взглядов У. легло убеждение в неотвратимости ист. прогресса, движущей силой к-рого У. считал волю Провидения. Задачу человека видел в том, чтобы, угадывая эту волю, идти по пути прогресса, не пытаясь ни торопить события, ни обращать движение вспять. В политике У. придерживался умеренно-либеральных взглядов, тем не менее обладавших значит. консервативным потенциалом. Он выступал за естественное, органическое развитие каждого народа в соответствии с его нац. и ист. особенностями. По мнению У., нация подобна человеку, она также проживает своё младенчество, юность, зрелость, старость, также имеет своё лицо, к-рое должно оставаться узнаваемым, несмотря на все происходящие перемены. «Молодые» нации, к числу к-рых У. относил и русскую, нуждаются в опеке и руководстве со стороны просвещённого государя, наделённого абс. властью. Достижение полит. свободы для них ещё не является первоочередной задачей. Показателем зрелости народа, по У., служит степень его просвещённости, т.е. развития образования, нац. самосознания и культуры. Прочным фундаментом для формирования высокой, истинно европейской и при этом подлинно нац. культуры России нового времени должно было, по мнению У., стать наследие античности. Изучение древних языков он считал лучшим средством для приобретения навыков интеллектуального труда и воспитания дисциплины. Находясь на посту попечителя столичного уч. округа, У. стал основателем системы классического образования в России. По его инициативе уч. планы гимназий приводились в соответствие с назначением ср. школы - служить переходной ступенью от нач. к высш. образованию и одновременно обеспечивать своим выпускникам подготовку, достаточную для вступления в гос. службу. Энциклопедизм и перегруженность гим-назич. программ предметами, отчасти дублировавшими университетский курс, уступили место усиленному преподаванию общеобразоват. предметов, древних языков и отеч. словесности. Другим крупным начинанием У. стало открытие в 1819 в Петербурге ун-та. Нарастание реакционных и обскурантистских тенденций во внутр. политике Александра I заставило У. выйти в отставку с поста попечителя. Новый подъём карьеры У. в царствование Николая I связан с его деятельностью в МНП. Полагая, что России необходимо усвоить все богатства, накопленные европ. наукой и культурой, и тем самым стать вровень с просвещёнными державами, У. подчёркивал, что она должна прийти к этому по-своему, избежав тех полит. эксцессов, морального индифферентизма и упадка религиозности, к-рые сопровождали развитие гражд. общества на Западе. Специфич. русское нац. просвещение, по мысли У., должно было строиться на началах православия, самодержавия и народности. У. стремился превратить МНП в своеобразный идеологич. институт, обеспечивающий внедрение доктрины офиц. народности в умы россиян, особенно образованной части населения. Впервые в России он поставил задачу сформировать систему всестороннего контроля гос-ва над воспитанием и образованием. У. удалось подчинить надзору МНП даже домашнее образование и частные уч. заведения. В 1835 были изданы Положение об уч. округах и университетский устав, в соответствии с к-рыми все учреждения МНП образовали строго централизованную структуру; уч. планы, программы, пособия подлежали унификации; ограничивалась автономия университетов. Заботясь о росте числа уч. заведений и повышении качества обучения, У. разделял точку зрения, согласно к-рой за каждым сословием должна быть закреплена раз и навсегда определённая роль в общем составе гос. механизма. Соответственно этому устанавливался и уровень образования, достаточный для каждой категории населения. Превышение этого уровня считалось опасным, т. к. угрожало пробудить в низших слоях общества недовольство своим социальным положением (в первую очередь это относилось к крепостным). Однако МНП поощряло для ср. сословий изучение техн. и естеств. наук, полезных для деятельности в сфере пром-сти и торговли. Гуманитарные науки расценивались как высш. знание, привилегия, доступная только ограниченному кругу людей. Постепенно У. отошёл от практики преимущественного развития классич. образования. В разл. уч. заведениях МНП открывалось всё больше реальных классов и курсов, и, наконец, произошло разделение гимназий на классические и реальные. Результатом организаторской и адм. деятельности У. стало значит. ельное расширение сети уч. заведений (в особенности средних). и увеличение кол-ва учащихся, развитие и качественное улучшение системы подготовки преподавателей (реорганизован Гл. пед. ин-т в Петербурге, впервые в нём открыта кафедра «педагогии»; регулярно проводились стажировки лучших выпускников за границей. Особое направление деятельности У. составляли меры по укреплений позиций гос. администрации и православной церкви в зап. губерниях Рос. империи и Царстве Польском. В кон. 40-х гг. 19 в. политика глубокого, постепенного воздействия на общество в консервативном духе перестала удовлетворять императора, к-рый требовал от У. однозначно реакционных действий, способных разрушить плоды многолетних усилий министра. Осенью 1849 тяжелобольной У. оставил свой пост в МНП. В качестве президента АН У. внёс крупный вклад в дело организации рос. науки. При этом в деятельности У. и ещё более в его теоретич. построениях заметно представление о системе нар. образования, лит-ре и печати как об инструментах целенаправленного воздействия пр-ва на сознание людей. Наиб. ярко такие стремления проявились в цензурной политике У., но в полной мере они не были реализованы. Соч.: О преподавании истории относительно к нар. воспитанию, СПБ, 1813; Речь президента Императорской Академии наук попечителя С.-Петерб. уч. округа в торжественном собрании Главного пед. ин-та 22 марта 1818 г., СПБ, 1818; Десятилетие Мин-ва нар. просвещения. 1833—1843, СПБ, 1864. Лит.: III и с т Г. Г., Очерк развития рус. философии, ч. 1, П., 1922; Исабаева Л. М., Общественно-полит. взгляды С. С. Уварова в 1810-е годы, «Вестник МГУ, сер. История», 1990, № 6; W h i 11 a k e r C. H., The origins of modern russian education: an intellectual biography of count Sergei Uvarov. 1786—1855, Nothern Illinois university press, 1984. H. В. Самовер.
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|