УВАРОВ Сергей Семёнович (1786-1855)

— государственный деятель, граф (1846), почетный член (с 1811) и президент Петербургской АН (1818-55). В 1811-22 попечитель Петербургского учебного округа. Член литературного общества "Арзамас". С 1832 товарищ министра народного просвещения, с 1833 управляющий министерством. В 1834-49 министр народного просвещения. В политике У. придерживался умеренно-либеральных взглядов. Показателем зрелости народа, по У., служит степень его просвещённости, т.е. развития образования, национального самосознания и культуры. У. стал основателем системы классического образования в России. Он считал, что прочным фундаментом для формирования высокой, истинно европейской и при этом подлинно национальной культуры России должно стать наследие Античности. По его инициативе учебные планы гимназий приводились в соответствие с назначением средней школы - служить переходной ступенью от начального к высшему образованию и одновременно обеспечивать своим выпускникам подготовку, достаточную для вступления на государственную службу. У. способствовал открытию в С.-Петербурге университета (1819). Однако с нарастанием реакционных тенденций во внутренней политике имп. Александра I У. был вынужден уйти в отставку с поста попечителя. Новый подъём его карьеры в царствование имп. Николая I связан с МНП. Стремился превратить МНП в своеобразный идеологический институт, обеспечивающий внедрение доктрины официальной народности в умы россиян. Впервые в России поставил задачу сформировать систему всестороннего контроля государства над воспитанием и образованием. Ему удалось подчинить надзору МНП даже домашнее образование и частные школы. В 1835 изданы Положение об учебных округах и университетский Устав, в соответствии с которыми все учреждения МНП образовывали строго централизованную структуру, учебные планы и программы унифицировались, ограничивалась автономия университетов. У. разделял точку зрения, согласно которой за каждым сословием закреплялась раз и навсегда определённая роль в составе государственного механизма и соответственно этому устанавливался уровень образования, необходимый для каждой категории населения. В то же время МНП поощряло изучение технических и естественных наук, полезных для деятельности в сфере промышленности и торговли. Постепенно У. отошёл от практики преимущественного развития классического образования, в учреждениях МНП открывались различные классы и курсы и, наконец, произошло разделение гимназий на классические и реальные. Результатом деятельности У. стало значительное расширение сети учебных заведений (в особенности средних), развитие и качественное улучшение системы подготовки преподавателей (реорганизован Главный педагогический институт в С.-Петербурге, впервые в нём открыта кафедра "педагогии" и др.). В качестве президента АН У. внёс крупный вклад в дело организации рос. науки.

Просмотров: 971
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря, российская национальная библиотека, 2005-2007 г.




Другие новости по теме:

  • АДЕКВАТНОСТЬ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
  • АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ по истории системы образования и педагогики
  • ВЫПУСК СПЕЦИАЛИСТОВ ИЗ ВЫСШИХ И СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ в расчете на 10 тысяч населения
  • ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ Министерства образования Рос. Федерации (ВАК России)
  • Выпуск специалистов из высших и средних специальных учебных заведений в расчете на 10 тысяч населения
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • Децентрализация системы высшего образования
  • Диверсификация системы образования
  • ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
  • Исторический и социокультурный контекст развития европейской культуры и философии
  • КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
  • КУЛЬТУРЫ РОССИИ ВЛИЯНИЕ НА МИРОВУЮ КУЛЬТУРУ
  • КУЛЬТУРЫ РОССИИ МЕСТО В МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ
  • МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ
  • МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ (МНП)
  • МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ (МИНОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ)
  • ОБЪЕМ ФИНАНСИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • ПРИНЦИПЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ И ЕГО ИСТОЧНИКИ
  • ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
  • РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • СУБЪЕКТЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
  • ФОНД РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
  • ЧИСЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ И СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
  • Численность студентов высших и средних специальных учебных заведений
  • мониторинг развития системы образования



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь