|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.
МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ(МНП), центр. гос. учреждение в России (1802—1917), ведавшее вопросами образования. Создано 8 сент. 1802 при общем учреждении рос. мин-в, имело целью «воспитание юношества и распространение наук». Ведало уч. заведениями (кроме воен., духовных и др. ведомственных), учёными об-вами, Академией наук и (до 1863) цензурой; одной из важнейших задач МНП считалось учреждение ун-тов. До 1810 МНП подчинялось непосредственно императору под общим надзором Сената. С 1810 законопроекты и др. вопросы управления нар. образованием предварительно вносились на рассмотрение Гос. совета, а с 1812 и К-та министров. Руководящим органом МНП при его возникновении было Гл. правление училищ, являвшееся Советом министра. В 1817 при Гл. правлении училищ был учреждён Учёный к-т для рассмотрения разл. проектов, касающихся науч. учреждений и уч. заведений, а также для заключений об уч. пособиях и руководствах. В 1831 он был упразднён, но в 1856 восстановлен и с 1863 переименован в Учёный к-т МНП. Исполнит, органом МНП являлся Деп. нар. просвещения (ДНП), образованный в 1803. После 1815 МНП преобразовано в Мин-во духовных дел и нар. просвещения (1817), в к-ром объединялось управление церквами всех вероисповеданий, науч. учреждениями и уч. заведениями. Новое ведомство должно было, согласно царскому указу, «водворить в общественное воспитание начала веры и монархизма, торжества откровения и покорности властям над порывами разума и воли». В 1824 вопросы православия были переданы в ведение Синода, а МНП продолжало ведать остальными конфессиями до 1832. В 1825 была образована Канцелярия министра нар. просвещения. В связи с восстанием декабристов (1825) пр-вом была признана необходимость пересмотра уставов всех уч. заведений для жёсткого проведения принципа сословности. Этой цели должен был служить К-т устройства уч. заведений, созданный при МНП в 1826. С учреждением К-та значение Гл. правления училищ упало. С 1834 МНП собирались и издавались источники по отеч. истории; в 1835—62 ведало цензурой. В результате реформ 1860-х гг. МНП было подвергнуто реорганизации, к-рая имела целью упрощение адм. аппарата и проведение децентрализации управления (1863). Была упразднена Канцелярия министра, Гл. правление училищ преобразовано в Совет министра, Деп. нар. просвещения получил менее сложную и более рациональную структуру. В 1893 при Деп. нар. просвещения было образовано Отделение пром. уч-щ, преобразованное в 1904 в Отдел пром. училищ. В его ведении находились высш. техн. уч. заведения, ср. и низшие техн. уч-ща, ремесленные школы, а также проф. курсы и классы при общеобразоват. уч. заведениях. В 1904 была проведена коренная перестройка Деп. нар. просвещения. В его составе был образован Деп. общих дел, заведовавший личным составом МНП и финанс. делами, что давало возможность Деп. нар. просвещения сосредоточиться на уч.-воспитат. и науч. вопросах. Если реформа 1863 усилила значение Деп. нар. просвещения, то преобразование 1904 окончательно превратило его в основную, наиб. значительную часть МНП. В нач. 20 в. МНП ведало науч. учреждениями (Академия наук, науч. комиссии, нек-рые б-ки, обсерватории, музеи), высшими (ун-ты) и ср. общеобразоват. (гимназии, реальные и техн. уч-ща, пансионы, жен. курсы, учительские ин-ты и семинарии, пед. курсы и др.) уч. заведениями, а также учреждениями по нач. образованию. Временное пр-во (1917) сконцентрировало в МНП управление всеми высш. гос. и частными уч. заведениями, нач. училищами всех ведомств, благотворит. учреждениями; внесло адм. перемены в структуру МНП; Отдел пром. уч-щ переименован в Деп. проф. образования, упразднены Совет министра и Уч. комитет. В июне 1917 при МНП был создан совещат. орган — Государственный комитет по народному образованию. После Окт. революции вместе с др. мин-вами МНП прекратило своё существование (1918). Периодич. органом МНП был «Журнал Мин-ва нар. просвещения» (1834- 1917). Министры: 1802—10 — П. В. Завадовский, 1810—16 — А. К. Разумовский, 1816—24 — А. Н. Голицын, 1824- 1828 — А. С. Шишков, 1828—33 — К. А. Ливен, 1833—49 — С. С. Уваров, 1850—53 — П. А. Ширинский-Шихмаtob, 1853—58 — А. С. Норов, 1858- 1861 — E. П. Ковалевский, июнь-дек. 1861 — Е. В. Путятин, дек. 1861—66 — А. В. Головнин, 1866—80 — Д. А. Толстой, 1880—81 — А. А. Сабуров, 1881- 1882 — А. П. Николаи, 1882—97 — И. Д. Делянов, 1897—98 — врем, управляющий H. M. Аничков, 1898—1901 — Н. П. Боголепов, 1901—02 — П. С. Ван-новский, 1902—04 — Г. Э. Зенгер, 1904—05 — В. Г. Глазов, 1905—06 — И. И. Толстой, 1906—08 — П. М. Кауфман, 1908—10 — А. Н. Шварц, 1910- 1914 — Л. А. Кассо, 1914—15 — Д. Д. Кузьмин-Караваев (и, о.), 1915—16 — П. Н. Игнатьев, 1916 — февр. 1917 — управляющий Н. К. Кульчицкий, март — июль 1917 — А. А. Мануйлов, июль — авг. 1917 — С. Ф. Ольденбург, сент. — окт. 1917 — С. С. Салазкин. Лит.: Сб. постановлений по МНП. [1802 — 1900], т. 1 — 17, СПБ, 1864—1904; Сб. распоряжений по МНП. (1802—1879, 1898—1904), т. 1—7, 14—16, СПБ, 1866- 1907; Рождественский С. В., Ист. обзор деятельности МНП (1802—1902), СПБ, 1902; Георгиевский А. И., К истории Ученого комитета МНП, СПБ, 1902; [E p о щ-к и и Н. П.], История гос. учреждений дорев. России, М., 1968. А. А. Пинский.
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|